Судья Иванова И.Е Дело № 33-17405/2018
Учет № 072г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 октября 2018 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М.
судей Гаянова А.Р. и Мелихова А.В.,
при секретаре судебного заседания Минабутдиновой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Хадеевой Гульнур Хайдаровны на решение Советского районного суда города Казани от 12 июля 2018 года, которым постановлено:
Иск Хадеевой Гульнур Хайдаровны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Советском районе города. Казани о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности и понуждении в назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Советском районе города Казани включить в стаж Хадеевой Гульнар Хайдаровны периоды работы с 21 августа 1991 года по 28 октября 1992 года в должности воспитателя в детском комбинате №383 Арендного промышленно-торгового объединения «Спартак», и с 31 марта 1998 года по 09 августа 1998 года, с 19 августа 1998 года по 13 апреля 1999 года в должности учителя татарского языка и литературы в «Учебно-воспитательном комплексе - Средняя общеобразовательная школа №93 с классами художественно-эстетического развития, детской музыкальной школы № 23 Советского района города Казани».
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Хадеевой Г.Х., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Казани – Габдрахмановой Г.А., полагавшей принятое по делу решение законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Хадеева Г.Х. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Казани о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование требований указала, что 27 июля 2017 года она подала ответчику заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей.
Решением пенсионного органа от 23 января 2018 года пенсионный орган отказал истицу в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа продолжительностью 25 лет.
В специальный стаж не включены периоды работы истца: с 21 августа 1991 года по 28 октября 1992 года в должности воспитателя в детском комбинате № 383 Арендного промышленно-торгового объединения «Спартак», с 31 марта 1998 года по 09 августа 1998 года, с 19 августа 1998 года по 13 апреля 1999 года в должности учителя татарского языка и литературы в «Учебно-воспитательном комплексе - Средняя общеобразовательная школа № 93 с классами художественно-эстетического развития, детской музыкальной школы № 23 Советского района города Казани».
С данным решением истец не согласна, полагает, его необоснованным, в связи с чем, с учетом уточнения исковых требований просила обязать ответчика включить в ее специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии вышеуказанные периоды и назначить ей досрочную пенсию с даты выработки специального стажа – 01 марта 2018 года.
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали.
Ответчик своего представителя в суд первой инстанции не направил. В представленном письменном отзыве указал на непризнание исковых требований.
Суд исковые требования удовлетворил частично и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме, выражая несогласие с отказом в назначении пенсии.
В суде апелляционной инстанции истец апелляционную жалобу поддержала суду пояснила, что с письменным заявлением о назначении пенсии обращалась к ответчику 27 июля 2017 года. На день обращения в суд – 16 мая 2018 года её специальный стаж превысил необходимые 25 лет. В марте 2018 года она устно обращалась к ответчику с просьбой о назначении пенсии, но доказательств этому у неё нет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, полагая вынесенное по делу решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу подпункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Аналогичные положения содержались и в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 27 июля 2017 года Хадеева Г.Х. обратилась с заявлением в пенсионный орган о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от 23 января 2018 года за № 804838/17 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа продолжительностью 25 лет.
В бесспорном порядке в специальный стаж зачтено 22 гоа 02 месяца 15 дней.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были включены периоды работы: с 21 августа 1991 года по 28 октября 1992 года в должности воспитателя в детском комбинате № 383 Арендного промышленно-торгового объединения «Спартак», с 31 марта 1998 года по 09 августа 1998 года, с 19 августа 1998 года по 13 апреля 1999 года в должности учителя татарского языка и литературы в «Учебно-воспитательном комплексе - Средняя общеобразовательная школа № 93 с классами художественно-эстетического развития, детской музыкальной школы № 23 Советского района города Казани».
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж периодов работы истца в детском комбинате № 383 Арендного промышленно-торгового объединения «Спартак» и в «Учебно-воспитательном комплексе - Средняя общеобразовательная школа № 93 с классами художественно-эстетического развития, детской музыкальной школы № 23 Советского района города Казани», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии соответствующих правовых оснований для включения спорных периодов в специальный стаж.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются в том числе:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее список № 781);
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее список № 463)
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;
Списком № 781 предусмотрены учреждения: детские дошкольные учреждения всех типов. В стаж засчитывались все виды педагогической деятельности независимо от ведомственной принадлежности учреждений (организаций).
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет и перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, утратившим силу с 01 октября 1993 года и действовавшем в спорный период, предусматривались детские сады и объединения; в перечне должностей указаны воспитатели.
Списком № 463 предусматривалось право на пенсию за выслугу лет для учителей школ всех типов и наименований.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Факт работы истца в спорные периоды в должностях и учреждениях, предусмотренных списками подтверждается записями в трудовой книжке Хадеевой Г.Х.
Таким образом, спорные периоды обоснованно включены в специальный стаж судом первой инстанции.
Решение в этой части сторонами не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части назначения истцу досрочной страховой пенсии суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на момент подачи в пенсионный орган заявления о назначении досрочной страховой пенсии даже с учетом специального стажа, зачтенного судом, его продолжительность не достигла 25 лет.
Довод апелляционной жалобы Хадеевой Г.Х. о том, что пенсия должна быть ей назначена с 01 марта 2018 года – с момента возникновения права на неё основана на неверном понимании закона.
Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Из материалов дела видно, что с письменным заявлением о назначении пенсии истец обратилась в пенсионный орган 27 июля 2017 года. На указанную дату право на пенсию у истца не возникло. Повторное обращение Хадеевой Г.Х. в пенсионный орган имело место 20 июля 2018 года. Именно с этой даты истцу назначена страховая пенсия.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что она обращалась в пенсионный орган по вопросу о назначении страховой пенсии в марте 2018 года является голословным и не подтверждается материалами дела.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Советского районного суда города Казани от 12 июля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Хадеевой Гульнур Хайдаровны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи