Решение по делу № 2-1498/2015 от 05.02.2015

дело № 2-1498/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 апреля 2015 года                                                                                                 город Рубцовск       

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего           Волошенко Т.Л.

при секретаре                             Комковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах Старикова В.И. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Рубцовска обратился в суд в интересах Старикова В.И. с иском к ответчику о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за *** год по заявлению от ***, мотивируя тем, что истец пользуется правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, *** обратился в филиал АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за *** год, однако путевка не была предоставлена.

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Рубцовска исковые требования поддержала в полном объеме.

Истец Стариков В.И. в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, требования поддержал.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен в установленном порядке, представил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, и указал, что не обеспечение истца путевками на основании заявления от *** о предоставлении путевки на *** год, объясняется тем, что путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее. Затраты государства, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, обязательства Фонда по предоставлению путевок ограничиваются объемом средств, перечисляемых Фонду из федерального бюджета. Ежегодно отделению Фонда выделяются средства, недостаточные для удовлетворения потребности всех граждан - получателей социальных услуг. Кроме того, представитель ответчика ссылается на то, что в определении от 03.04.2014 № 686-О Конституционный Суд РФ указал на то, что нельзя поставить в вину Фонду и его региональным отделениям отсутствие возможности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение в связи с отсутствием финансирования, поскольку исполнительные органы фонда за счет доведенных до них лимитов на основании заключаемых контрактов производят приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и выдачу их гражданам. Складывается ситуация, когда невозможно обеспечить 100 % нуждающихся в путевках граждан. При этом Фонд и его отделения не вправе привлекать на указанные цели другие средства. Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 11.05.2012 № 817-О, положения ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» не регулируют порядок предоставления путевок, а потому не могут рассматриваться как нарушающие права граждан, то есть указанный закон допускает предоставление путевки за пределами срока, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 закона, а, значит, не содержит гарантий предоставления путевки в год обращения, а лишь устанавливает период предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг - календарный год. При этом, как указывает Конституционный Суд РФ в определении от 03.04.2014 № 686-О, если гражданам услуга в текущем году оказана не была, то право на ее получение переходит на следующий год, в связи с чем, отсутствуют основания считать нарушенными права и законные интересы указанных граждан. Региональное отделение фонда не отказывало истцу в предоставлении путевки, он будет обеспечен путевкой в порядке очередности, предоставление же путевки по решению суда нарушит ст. 17 Конституции РФ, а также права граждан, имеющих аналогичные медицинские показания, но подавших заявления ранее истца.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Федеральным законом Российской Федерации «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.1 названного закона инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Статьей 6.2 названного закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в т.ч. предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328.

В соответствии с п. 3.3 данного Порядка путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

Согласно п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

В соответствии с п. 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путёвки в соответствии с поданными заявлениями и справками для их получения.

Установлено, что истец Стариков В.И. является инвалидом третьей группы, что подтверждается материалами дела, а именно справкой . *** истец обратился в Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за *** год с приложением справки для получения путевки от ***. Однако путевка на санаторно-курортное лечение за *** год по заявлению от *** истцу не предоставлялась. Истец не отказывался от получения социальных услуг на *** год. Согласно имеющегося в материалах дела ответа КГБУЗ «Городская больница » от *** , санаторно-курортное лечение истцу не противопоказано.

Таким образом, на момент возникновения у истца права на получение путевки на санаторно-курортное лечение в *** году, им были выполнены установленные законом требования.

Принимая во внимание, что истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счёт средств федерального бюджета.

В силу ст.ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

Закон также не ограничивает право истца на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года, поскольку право истца осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов, и не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году. Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобождён от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”, так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение.

Пунктом 3 ст. 6.5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Правилами финансирования расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фондом социального страхования Российской Федерации.

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду из Федерального бюджета. Так же Законом не ограничено право граждан на получение набора социальных услуг, в том числе право выбора вида социальных услуг, включенных в перечень услуг, предусмотренного ст. 6.2 указанного Закона.

Истец имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, путевка истцу не предоставлена, в силу ст. 46 Конституции Российской Федерации он имеет право на судебную защиту своего нарушенного права.

Суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, т.к. обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение лежит на исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации.

Доводы ответчика о том, что внеочередное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение истцу ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на получение путевки, подавших заявления раньше его, являются необоснованным, так как действующим законодательством очередность предоставления гражданам данной категории санаторно-курортного лечения не предусмотрена. Санаторно-курортное лечение гарантируется всем гражданам, нуждающимся в таком лечении и не имеющим противопоказаний к этому, и выдача путевки одному заявителю не должна повлечь неоказание социальной услуги иным гражданам. Доводы ответчика об отсутствии нарушений прав истца на санаторно-курортное лечение в *** году, так как разъяснениями, данными в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 №686-О предусматривается переход права на получение путевки на следующий год, в случае ее не предоставления в текущем году, суд находит несостоятельным, так как сохранение ответчиком за истцом права на получение путевки в следующем году ввиду ее не предоставления в истекшем периоде, не устраняет наличие нарушенного права истца на получение путевки в течение *** года, что прямо предусмотрено Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации», Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Исходя из этого, Фонд хотя и не входит в структуру и систему органов государственной власти, но выполняет публично-правовые функции, вследствие чего может быть отнесен к государственным органам и освобождается от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах Старикова В.И. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Старикову В.И. путевку на санаторно-курортное лечение за *** год по заявлению от *** за счёт средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения.

                                 Судья                                                      Т.Л. Волошенко

2-1498/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Рубцовска
Стариков В.И.
Ответчики
ГУ-Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Другие
ГУ Алтайское региональное отделение фонда соц.страхования РФ
Суд
Рубцовский городской суд Алтайского края
Дело на сайте суда
rubtcovsky.alt.sudrf.ru
05.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2015Передача материалов судье
09.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2015Подготовка дела (собеседование)
11.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2015Судебное заседание
06.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее