Дело № 2-526/2017 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Осташковский городской суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Кокаревой Н.А.,
при секретаре Михеевой К.Ю.,
с участием старшего помощника Осташковского межрайонного прокурора Нескучаевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове
24 октября 2017 года
гражданское дело по иску прокурора г.Осташкова в интересах Крыловой Н. Г. к АО «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет платы за общедомовые нужды по электроснабжению,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Осташкова Тверской области обратился в суд с исковыми требованиями в интересах Крыловой Н.Г. к АО «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды Крыловой Н.Г. по квартире № дома № 10 Микрорайона г.Осташкова в период с мая 2015 по декабрь 2015, с августа 2016 по декабрь 2016 года и август 2017 года; возложении обязанности на АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» произвести в пользу Крыловой Н.Г. перерасчет платы за общедомовые нужды по электроснабжению, начисленной за период с мая 2015 по декабрь 2015, с августа 2016 по декабрь 2016 года, август 2017 года в сумме 599,36 рублей.
Требования мотивирует тем, что прокуратурой г.Осташкова проведена проверка по обращению Крыловой Н.Г. о незаконном начислении АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию. В ходе проверки установлено, что АО «АтомЭнергоСбыт» является гарантирующим поставщиком в границах Тверской области, поставляет электрическую энергию потребителям г.Осташкова по сетям ООО «РСО».
30 апреля 2015 года собственники помещений многоквартирного жилого дома № 10 Микрорайона в лице уполномоченного собственниками Ф.И.О. заключили с ООО Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» (далее по тексту ООО УК «ДЕЗ Осташков») договор управления многоквартирным домом.
В ходе проверки установлено, что АО «ТверьАтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» начисляет и взыскивает с потребителей дома № 10 Микрорайона г.Осташкова, находящегося в управлении ООО УК «ДЕЗ Осташков» плату за услуги по электроснабжению, потребленную на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь. Плата за потреблённую электрическую энергию в жилом помещении производится на основании квитанций, выставляемых собственникам и жильцам дома АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт».
Из квитанций следует, что ответчик производит начисление платы за электроэнергию по индивидуальному прибору учёта и по строке ОДН. С мая 2015 года по декабрь 2015 года, с августа по декабрь 2016 года, август 2017 года Крыловой Н.Г. начислены платежи за электрическую энергию на общедомовые нужды по лицевому счёту № на общую сумму 599,36 рублей.
Действующее жилищное законодательство не допускает возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, что означает невозможность ответчика быть исполнителем коммунальных услуг. В данном случае именно ООО УК «ДЕЗ Осташков» является исполнителем коммунальных услуг и имеет право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования. Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома № 10 Микрорайона решение о начислении и взимании платы на общедомовые нужды за услуги по электроснабжению непосредственно АО «АтомЭнергоСбыт» не принималось.
Договором управления домом от 30 апреля 2015 года на ООО УК «ДЕЗ Осташков» обязанность заключать от имени собственников дома договор на предоставление услуг по электроснабжению не предусмотрена. В договоре управления внесение платы за общедомовые нужды напрямую за оказанные услуги по электроснабжению непосредственно ресурсоснабжающим организациям, оказывающим услуги по электроснабжению, не предусмотрено.
Решение о распределении сверхнормативного объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорциоанально размеру общей площади каждого помещения в доме на общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома № 10 Микрорайона не принималось.
АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в отсутствие правовых оснований производит начисление и взимает плату от жильцов многоквартирного дома № 10 Микрорайона г.Осташкова, способ управления которым определен в соответствии жилищным законодательством, плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Определением Осташковского городского суда Тверской области от 12 октября 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО УК «ДЕЗ Осташков».
В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 03 августа 2017 № 39-п ликвидирована прокуратура г.Осташкова Тверской области и создана Осташковская межрайонная прокуратура Тверской области.
В судебном заседании старший помощник Осташковского межрайонного прокурора Тверской области Нескучаева О.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Крылова Н.Г. о разбирательстве дела уведомлена, в суд не явилась, просила о разбирательстве дела в её отсутствие, исковые требования поддержала (л.д.33,36).
Представитель ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке (л.д.38), в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки не представил, возражений на иск и ходатайств о рассмотрении дела без его участия не представил, дело с учетом мнения лиц, участвующих в деле и на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ рассмотрено без участия представителя ответчика.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО УК «ДЕЗ Осташков», будучи надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте судебного разбирательства (л.д.35), в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявил, дело с учетом мнения лиц, участвующих в деле и на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотрено без участия представителя.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
В силу ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 года № 271-ФЗ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно ч.4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электроснабжение.
В силу ч.1 ст.161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 года № 255-ФЗ); 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (ч.2 ст.161 ЖК РФ).
В соответствии с ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу статьей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
В силу ч.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 года № 123-ФЗ) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с п. 1, пп. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354) (далее - Правил от 06.05.2011 года № 354) и положениями Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Как следует из положений п. 17 указанных Правил от 06.05.2011 года № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; - в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно п. 8, 9 Правил от 06.05.2011 года № 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из системного толкования приведённых норм права следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного собственниками помещений в нём способа управления таким домом, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирного дома коммунальные услуги принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 04.06.2011 года № 123-ФЗ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
Таким образом, в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем она не вправе производить начисление и взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Федеральным законом от 29.06.2015 года №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 154, 155 ЖК РФ внесены изменения.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
То есть указанным Федеральным законом от 29.06.2015 года № 176-ФЗ, вступившим в силу с 30.06.2015 года, из части 7.1 ст. 155 ЖК РФ исключены слова «(за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)».
При этом пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ изложен в новой редакции, предусматривающей, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Часть 4 указанной статьи также изложена в новой редакции, согласно которой плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Таким образом, в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, законодатель исключил из состава платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам и нанимателям помещений в таких домах, плату за коммунальные услуги (в том числе электрическую энергию), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отнеся указанные расходы в структуру платы за содержание жилого помещения. Поскольку ресурсоснабжающая организация не наделена полномочиями и не оказывает услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, не осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, то основания для начисления и взимания ресурсоснабжающей организацией, в том числе и в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ), с собственников и нанимателей помещений в таких домах платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отсутствуют.
При разрешении исковых требований о признании незаконными действий АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению платы за потребленную энергию на общедомовые нужды суд учитывает также, что в силу п. 44 Правил от 06.05.2011 года № 354 распределяемый между потребителями объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период, не может превышать объёма коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, то есть «сверхнормативный» объём коммунальной услуги, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Таким образом, если указанное решение не принято, то «сверхнормативный» объём коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив) оплачивает за счёт собственных средств.
При этом с 1 января 2017 года изменился состав платы за содержание жилого помещения. С указанной даты в её состав включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а с 10 августа 2017 в её состав включается плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.9.1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, с 1 января 2017 года расходы на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, ТСЖ, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Как установлено в судебном заседании Крылова Н.Г. является собственником, зарегистрирована и проживает в квартире № дома № 10 Микрорайона г.Осташкова Тверской области (л.д.22-23).
30 апреля 2015 года состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома № 10 Микрорайона г.Осташкова.
С 1 мая 2015 года прекращено непосредственное управление собственниками помещений в доме № 10 Микрорайона г.Осташкова и выбран способ управления домом управление управляющей организацией. Также на внеочередном общем собрании собственников помещений решено с 1 мая 2015 года вносить плату за все коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (л.д.18-19).
30 апреля 2015 года собственники помещений многоквартирного жилого дома № 10 Микрорайона г.Осташкова в лице Ф.И.О. заключили с ООО УК «ДЕЗ Осташков» договор управления многоквартирным домом (л.д.13-17,20-21).
Приказом Министерства энергетики №116 от 19 марта 2014 года ОАО «АтомЭнергоСбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» согласно приложению.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, суду не представлено.
Таким образом, ООО УК «ДЕЗ Осташков» с 1 мая 2015 года приобрело на основании решения собрания собственников многоквартирного дома статус исполнителя коммунальных услуг. Порядок оплаты коммунального ресурса, выбранный собственниками, не может лишить его указанного статуса.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. Действующим в период возникновения правоотношений законодательством (1 мая 2015 года) ресурсоснабжающим организациям не было предоставлено право взимать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды.
Следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать от собственников и пользователей помещений многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, напрямую плату за потребленные коммунальные услуги при содержании общего имущества, поскольку они не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальной услуги и услуг по содержанию общедомовых сетей.
Поскольку управление многоквартирным домом по адресу: г.Осташков, Микрорайон, д.10, осуществляется управляющей организацией ООО УК «ДЕЗ Осташков», то действовавшая до 30 июня 2015 года редакция ч.7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ не допускала возможности прямой оплаты собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества, непосредственно ресурсоснабжающим организациям, а АО «АтомЭнергоСбыт», являясь ресурсоснабжающей организацией, не вправе было выставлять счета и получать оплату за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды.
После 30 июня 2015 года ответчик мог производить начисление платы за коммунальные услуги, в том числе потребляемых на общедомовые нужды, но только при принятии собственниками помещений этого дома соответствующего решения на общем собрании, с 1 января 2017 года ответчик в силу закона не может производить начисление платы за коммунальные услуги, в том числе потребляемых на общедомовые нужды.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме как основной орган управления этим многоквартирным домом обладает своей компетенцией, правовая природа которой определяется правом собственности на общее имущество в этом многоквартирном доме данных собственников и несением ими бремени расходов на его содержание (статьи 36 и 39 Жилищного кодекса).
Решение собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г.Осташков, Микрорайон, д.10 от 30 апреля 2015 года о переводе населения дома на прямые расчеты за все коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями, не может являться основанием к отказу в удовлетворении требований истца, поскольку действующим на тот момент законом исключалась возможность принятия собственниками решения о внесении платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном доме реализовано право выбора способа управления домом, а именно, выбрано управление домом управляющей организацией. Общим собранием собственников помещений в таком доме не принималось решение о несении платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации и о распределении объёма коммунальной услуги (электрической энергии) в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями в доме пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, суду не представлено.
После 30 июня 2015 года, то есть после введения в действие ч.7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ, на общем собрании собственников многоквартирного дома № 10 Микрорайона г.Осташкова решение о внесении платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации не принималось.
На основании частей 9.1 ст.156 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ, вступившей в силу с 10 августа 2017, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера такой платы определен в пунктах 9.2 и 9.3 статьи 156 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 в редакции от 27.02.2017 года с 1 января 2017 г. в расходы на содержание жилого помещения включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Таким образом, именно управляющая организация в спорные периоды являлась исполнителем коммунальных услуг и имела право начислять и взимать плату за электрическую энергию, потребленную и израсходованную на общедомовые нужды.
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что ответчиком АО «АтомЭнергоСбыт», являющимся ресурсоснабжающей организацией, с мая 2015 по декабрь 2015, с августа 2016 по декабрь 2016 года, и август 2017 года производилось начисление и взимание платы за потреблённую электрическую энергию на общедомовые нужды в отношении истца Крыловой Н.Г., зарегистрированной и проживающей по адресу: г.Осташков, Микрорайон, д.10, №. При этом ресурсоснабжающей организацией производилось распределение «сверхнормативного» объёма потреблённой электрической энергии на общедомовые нужды между помещениями указанного многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Данные обстоятельства подтверждаются лицевой картой потребителя (л.д.31).
Таким образом, ресурсоснабжающая организация АО «АтомЭнергоСбыт» в отсутствие правовых оснований производила с мая 2015 по декабрь 2015, с августа 2016 по декабрь 2016 года, август 2017 года расчёт, начисление, взимание платы за потреблённую электроэнергию на общедомовые нужды истцу Крыловой Н.Г., проживающей в многоквартирном доме, способ управления которым определён в соответствии с жилищным законодательством. В том числе в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором зарегистрирован и проживает истец, АО «АтомЭнергоСбыт» производило распределение объёма электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, в размере превышения объёма электроэнергии, определённого исходя из показаний общедомового прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения. Указанные действия ответчика - ресурсоснабжающей организации являются нарушением прав истца как потребителя, поскольку нарушается порядок расчётов, предусмотренный жилищным законодательством. Поставщик электроэнергии не вправе производить расчёт и требовать от собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, обслуживаемых управляющими организациями, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не является исполнителем услуг и не управляет многоквартирными домами, в связи с чем не отвечает за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе внутридомовых инженерных систем.
Кроме того, выставление АО «АтомЭнергоСбыт» счетов на оплату электроэнергии, потреблённой на общедомовые нужды многоквартирного дома, непосредственно жильцам такого многоквартирного дома создаёт условия для повторного взимания платы за потреблённую электроэнергию.
Вышеуказанные действия АО «АтомЭнергоСбыт» нарушают права истца, как собственника жилого помещения в многоквартирном доме и потребителя коммунальных услуг, поскольку истец вынужден нести необоснованные расходы.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства в соответствии со статьей 35 ФЗ «О прокуратуре РФ».
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Европейским Судом по правам человека указывалось, что сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон, несомненно, может быть оправданной при определенных обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и так далее, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы (пункт 35 Постановления Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 года по делу "Менчинская против Российской Федерации").
Защита прав и интересов уязвимых общественных групп, не способных защитить свои права, может быть исключительной причиной вмешательства прокурора.
Поскольку Крылова Н.Г. является пенсионером (л.д.23), в силу возраста и здоровья, ей было затруднительно самостоятельно обратиться в суд с исковым заявлением, в связи с чем, она обратилась за помощью в прокуратуру города Осташкова (л.д.24-25).
Данные основания позволяют в соответствии со ст. 35 ФЗ «О прокуратуре» и ст. 45 ГПК РФ прокурору обратиться в суд в защиту прав и законных интересов Крыловой Н.Г.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г.Осташкова о признании незаконными действий АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды Крыловой Н.Г. по квартире № дома № 10 Микрорайона г.Осташкова в период с мая 2015 по декабрь 2015, с августа 2016 по декабрь 2016 года, август 2017 года.
Не заключение договора на энергоснабжение в целях предоставления управляющей организацией коммунального ресурса потребителям не может являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.
Из системного толкования п. 1, 2, 8, пп. "а" п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 года N 354, ст. 161 Жилищного кодекса РФ следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, именно она является исполнителем коммунальных услуг, поскольку на ней в силу закона лежит обязанность по предоставлению коммунальных услуг потребителям, она отвечает за содержание общедомовых сетей и качество коммунальных услуг, и в ее пользу потребители должны производить оплату этих услуг на общедомовые нужды.
Не заключение договора энергоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией не имеет правового значения для разрешения спора.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что имея статус гарантирующего поставщика АО «АтомЭнергоСбыт» поставляло электроэнергию в многоквартирный дом № 10 Микрорайона г.Осташкова, которым с 30 апреля 2015 года управляла управляющая организация ООО Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков».
Согласно пункту 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, в связи с чем отношения должны рассматриваться как договорные.
Несоблюдение простой письменной формы сделки не свидетельствует об отсутствии договорных отношений.
С учетом указанных выше обстоятельств, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 141 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
При этом следует учитывать, что ООО Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» управляла домом № 10 Микрорайона г.Осташкова, являлась исполнителем коммунальных услуг и в силу своего статуса (статьи 161, 141 Жилищного кодекса Российской Федерации) обязана была с одной стороны предоставить коммунальные услуги жильцам, с другой рассчитаться за коммунальные услуги с ресурсоснабжащей организацией, то есть являлась стороной в сложившихся отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Поскольку поставляя коммунальный ресурс гражданам, использующим его для личных, бытовых нужд, к которым относятся и содержание общего имущества жилого дома, учитывая, что управление домом по поручению собственников осуществляет управляющая организация, у ресурсоснабжающей организации фактически возникли правоотношения и с управляющей организацией.
Наличие неурегулированного преддоговорного спора между ресурсоснабжающей организацией и организацией, которая осуществляет управление домом (ООО Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков»), не может служить основанием к ограничению права жителей многоквартирного жилого дома, избравшего способ управления жилым домом, не связанный с непосредственным управлением собственниками, и реализовавших этот способ управления, на внесение платы за одну из коммунальных услуг, платы за электроснабжение и одной из ее составляющих - платы за электроэнергию, поставляемую на общедомовые нужды, в установленном законом порядке – управляющей организации, а также в связи с возникшей у этой организации и не реализованной обязанностью заключить в письменной форме договор энергоснабжения с организацией, которой присвоен статус гарантирующего поставщика.
Из лицевой карты потребителя усматривается, что за период с мая 2015 по декабрь 2015 года, с августа 2016 по декабрь 2016 года, август 2017 года ответчиком Крыловой Н.Г. начислялась плата и которая истцом оплачена, в связи с чем на ответчика следует возложить обязанность произвести в пользу Крыловой Н.Г. по лицевому счету № по квартире № дома № 10 Микрорайона г.Осташкова перерасчет платы за общедомовые нужды по электроснабжению за период с мая 2015 по декабрь 2015года, с августа 2016 по декабрь 2016 года, август 2017 года.
В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, состоящие из государственной пошлины, от уплаты которой истец освобождён, в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать действия Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» в лице Обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды Крыловой Н. Г. по квартире № дома № 10 Микрорайона г.Осташкова в период с мая 2015 по декабрь 2015, с августа 2016 по декабрь 2016 года, август 2017 года незаконными.
Обязать Акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» в лице Обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» произвести в пользу Крыловой Н. Г. по лицевому счету № по квартире № дома № 10 Микрорайона г.Осташкова перерасчет платы за общедомовые нужды по электроснабжению за период с мая 2015 по декабрь 2015года, с августа 2016 по декабрь 2016 года, август 2017 года в сумме 599,36 рублей.
Взыскать с Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» в лице Обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» государственную пошлину в доход бюджета МО «Осташковский район» в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме – 27 октября 2017 г.
Судья Кокарева Н.А.