Дело № 2-1007/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 января 2019 года город Казань
Советский районный суд города Казани в составе судьи Губаевой Д.Ф. - единолично, при секретаре судебного заседания Ивановой Л.Н.,
с участием: представителя истца Сиразовой Г.Ф., представителя ответчика Хасьянова Ф.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.М. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан о признании недействительным решение единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по РТ и восстановлении на учете в очереди на получение единой социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Коновнин Н.М. (далее также – истец) обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Республике Татарстан (ГУ МЧС России по РТ, далее также – ответчик) о признании незаконным решение единой жилищной комиссии от 25 апреля 2018 № 24 о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты, понуждении восстановить на соответствующем учете.
В обоснование требований указывает, что являлся командиром отдела ПСЧ-62 ФГКУ «16 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан», в звании старший прапорщик внутренней службы, работает в системе МЧС России непрерывно 22 года.
С 17.09.1997 года вместе с семьей в составе 4 человек: жены Коновниной И.Р., сына Коновнина М.Н., дочери Коновниной А.Н. приняты на учет по улучшению жилищных условий.
С 20 февраля 2014 года вместе с женой Коновниной И.Р., 1972 года рождения, сыном Коновниным М.Н., 1996 года рождения и дочерью Коновниной А.Н., 2003 года рождения истец поставлен на учет в целях получения единовременной социальной выплаты (ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения, однако решением единой жилищной комиссии от 25 апреля 2018 с указанного учета снят.
Считая свои жилищные права нарушенными, истец просит суд признать данное решение незаконным и обязать ответчика восстановить его на учете.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Рассмотрев исковые требования и их основания, исследовав содержание доводов сторон, оценив доказательства в их совокупности и установив нормы права, подлежащие применению в данном деле, суд приходит к следующему.
Обеспечение жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, урегулировано Федеральным законом от 30 декабря 2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 11 Правил предоставления ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. №369 при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником. Согласно подпункту б пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы ГПС и таможенных органов Российской Федерации» в результате утраты основания для получения единовременной социальной выплаты, сотрудник снимается с учета.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу части 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Как следует из приведенных выше нормативных положений, закон связывает постановку сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с двумя обстоятельствами, а именно: с нуждаемостью в жилом помещении с воздержанием сотрудника или членов его семьи от намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что истец правомерно претендовал на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Он являлся сотрудником федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, службу проходил в должности командира отдела ПСЧ-62 ФГКУ «16 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан», в звании старший прапорщик внутренней службы, выслуга 22 года.
На дату постановки истец и его члены семьи были зарегистрированы и проживали в малосемейном общежитии ОАО «Нижнекамскнефтехим» по адресу: <адрес изъят>. Данное жилое помещение было предоставлено на основании ордера № 2012 от 05.05.1997г., с нанимателем был заключен договор найма жилого помещения в общежитиях и малосемейных общежитиях от 01.01.1997 года.
В собственности жены истца имеется ? доли (35,55 кв.м.) в жилом доме общей площадью 71,1 кв.м. по адресу: <адрес изъят>. Право собственности зарегистрировано в соответствии с договором дарения от 03.05.2012 г.
Обеспеченность на одного члена семьи Коновнина Н.М. определялась по формуле 35,55:4=8,89 кв.м., что меньше установленной учетной нормы 15 кв.м.
С 13.08.2015 статус общежития снят и жилое помещение общей площадью 25,7 кв.м., передано Коновниной И.Р. (супруге) и Коновниной А.Н. (дочери) истца в собственность (по 1/3 доли в праве). Основание регистрации - договор на передачу жилого помещения в собственность граждан от 13.08.2015 №85461.
Согласно выписке из домовой книги № 1/5-382 по состоянию на 08.02.2018г. в квартире постоянно зарегистрированы 4 человека: истец Коновнин Н.М., жена - Коновнина А.Н., сын - Коновнин М.Н., дочь - Коновнина А.Н.
Коновнин Н.М. и Коновнин М.Н. вселены в данное жилое помещение в качестве членов семьи собственника жилого помещения. В соответствии с частью 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.
Таким образом, в настоящее время обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Коновнина Н.М. составляет более 15 кв.м.: (25,7 + 35,55): 4 = 15,31 кв.м., а потому правовых оснований для нахождения его и членов семьи на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не имеется.
В соответствии с решением Совета Нижнекамского муниципального района от 23.04.2008 № 21 «О внесении изменений в решение Совета Нижнекамского муниципального района № 55 от 28.11.2006 «О нормах площади жилья при постановке на учет и предоставлении жилья гражданам по социальному найму и государственным жилищным программам в городе Нижнекамске» учетная норма по г. Нижнекамску в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет не более 15 кв.м., общей площади на одного члена семьи.
Таким образом, Коновнин Н.М. и его семья в настоящее время обеспечены жилым помещением для постоянного проживания и подлежит снятию с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеемся.
Доводы представителя истца о том, что приватизированное жилое помещение является общежитием и не может учитываться, как полноценное жилье, а также, что фактически пригодными для проживания являются только комнаты, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм закона.
Жилое помещение приватизировано, соответственно статус общежития им утрачено.
В силу части 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
При изложенных обстоятельствах у суда нет правовых оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Н.М. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан о признании недействительным решение единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по РТ и восстановлении на учете в очереди на получение единой социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Советский районный суд города Казани в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Губаева Д.Ф.
Мотивированное решение изготовлено 04.02.2019г.