Судья Селькина Р.С. Дело № 33- 658/2015
Докладчик Адушкина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Ериной Н.П.
Середы Л.И.
при секретаре Бобровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 26 марта 2015 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозиной Л.М. на решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 19 января 2015 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Воробьева В.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения, понуждении включить периоды работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости (л.д.1-3, т.1).
В обоснование требований указала, что решением Пенсионного фонда <№> от 31 октября 2014 г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, в который не включены периоды ее работы: с 01 ноября 1999 г. по 12 апреля 2001 г. в должности заведующей Елховским фельдшерско-акушерским пунктом, с 13 апреля 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в должности заведующей Каменским фельдшерско-акушерским пунктом. Указала на незаконность данного решения.
Просила признать незаконным решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от 31 октября 2014 г., обязать ответчика включить в специальный стаж ее работы спорные периоды и назначить ей пенсию по старости с 24 октября 2014 г., взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы.
Решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 19 января 2015 г. исковые требования Воробьевой В.А. удовлетворены (л.д.11-14, т.2).
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозина Л.М. не согласилась с решением суда ввиду нарушения норм материального права. Указала, что спорные периоды не могут быть засчитаны в специальный стаж истца, поскольку должность «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом» не предусмотрена Списками и Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Указанными Списками и Перечнем предусмотрена «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра)». Тождество должностей устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полагала, что нельзя признать правильным решение суда в части удовлетворения требований о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, поскольку заявленная истцом сумма не отвечает требованиям разумности и справедливости. Просила решение суда отменить, принять по делу новое решение, взыскать с истца в пользу ответчика расходы на оплату государственной пошлины (л.д.20-22, т.2).
В судебное заседание истец Воробьева В.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известила, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представила и отложить разбирательство дела суд не просила.
На основании части третьей статьи 167 и части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Ивашкиной Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 24 октября 2014 г. Воробьева В.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости (л.д.177-178, т.1).
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от 31 октября 2014 г. Воробьевой В.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 25 лет, имеется 22 года 10 месяцев 07 дней (л.д.10-11, т.1).
В специальный стаж истца не включены следующие периоды ее работы: с 01 ноября 1999 г. по 12 апреля 2001 г. в должности заведующей Елховским фельдшерско-акушерским пунктом, с 13 апреля 2001 г. по 31 декабря 2001 г. в должности заведующей Каменским фельдшерско-акушерским пунктом, так как согласно акта проверки по тарификационным спискам Атяшевской ЦРБ за 1999-2001 годы значится в должности заведующей ФАП. В соответствии со Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 г., в наименовании должности «заведующая ФАП» должна указываться специальность – «акушерка», «фельдшер», «медицинская сестра».
Суд обоснованно признал решение Пенсионного фонда незаконным в части не включения в специальный стаж указанных периодов работы.
Из трудовой книжки на имя Воробьевой В.А. следует, что на основании приказа <№> Атяшевской ЦРБ от 01 апреля 1991 г. она с 03 апреля 1991 г. принята на должность заведующей Елховским ФАП – фельдшер, приказом <№> от 18 апреля 2001 г. переведена на должность заведующей Каменским ФАП – фельдшер с 13 апреля 2001 г., где на указанной должности работает по настоящее время (л.д.7-9, т.1).
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 5 указанных Правил, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В спорные периоды работы истца Воробьевой В.А., пенсионное обеспечение медицинских работников до 01 января 2002 г. регулировалось Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1066, было установлено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
В стаж засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, то есть врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности, лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Вышеназванным Списком предусмотрены должности среднего медицинского персонала, в том числе заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра) и учреждения: больницы всех наименований, фельдшерско-акушерский пункт.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 377, должность «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер» отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и Правила исчисления этого стажа. Указанные Списки также состоят из двух разделов, предусматривающие конкретные наименования должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в льготный стаж.
Данным Списком предусмотрены аналогичные должность и наименование структурного подразделения организации «заведующая фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер».
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, судам необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций в которых он работал и т.п.).
В суде первой инстанции документально подтверждено, что Елховский и Каменский ФАП являлись структурными единицами ГБУ «Атяшевская ЦРБ», которые осуществляют работы и услуги по специальности лечебное дело, работы и услуги по профилактической медицине. Штатные расписания за 1999-2000 годы и 2001 год МУЗ «Атяшевская ЦРБ» предусматривают должность заведующей фельдшерским пунктом (1 единица), в соответствии с тарификационными списками работников Атяшевской ЦБР за указанные годы должность Воробьевой В.А. значится как заведующая ФАП (л.д.7-8, 30-34, 183, т.1).
Согласно должностной инструкции заведующей фельдшерско-акушерским пунктом (фельдшера, акушерки, медицинской сестры), утвержденной главным врачом ГБУЗ Республики Мордовия «Атяшевская ЦРБ», заведующая ФАП обязана: оказывать доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности ФАП; вести амбулаторный прием на ФАП; вести больных на дому; оказывать первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному (пострадавшему) или направлением его в больницу; своевременно направлять нуждающихся во врачебной медицинской помощи в соответствующие ЛПУ; выполнять врачебные назначения; проводить профилактические прививки и диагностические пробы взрослому населению, противоэпидемические и противопаразитные мероприятия; подворные обходы по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания; санитарно-просветительную работу среди населения; обследовать в пределах своей компетенции и профессиональных прав население, устанавливать диагнозы, назначать и проводить лечение, выполнять медицинские манипуляции и профилактическую работу и другое (л.д. 24-26, т.1).
Вместе с тем, судом установлено, что Воробьева В.А., работая в должности заведующей ФАП в оспариваемые периоды, одновременно выполняла обязанности фельдшера, относящегося к среднему медицинскому персоналу, поскольку работала согласно штатному расписанию одна.
С учетом указанных обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу о том, что в спорные периоды Воробьева В.А. выполняла трудовые функции по оказанию медицинской помощи как медицинский работник.
На основании изложенного, суд обоснованно включил в специальный стаж Воробьевой В.А. в льготном исчислении один год работы за один год и 3 месяца спорные периоды работы в должности заведующей Елховским и Каменским фельдшерско-акушерским пунктами Атяшевского района Республики Мордовия и обязал ответчика назначить истцу пенсию с 24 октября 2014 г.
Судебная коллегия находит указанные выше выводы суда правильными, основанными на совокупной оценке собранных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о невозможности зачета спорных периодов работы истца в специальный стаж являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, суд дал им надлежащую оценку, с этой оценкой судебная коллегия согласна.
Ссылка апеллятора на то обстоятельство, что с ответчика в пользу истца неправомерно взысканы расходы на оплату услуг представителя, состоятельной не является, поскольку ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия является ответчиком по делу, и в соответствии со статьями 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при удовлетворении иска суд обязан взыскать с ответчика понесенные истцом судебные расходы.
К тому же расходы по оплате услуг представителя и оплаченная при подаче иска государственная пошлина подтверждены истцом документально (л.д.12. 13, т.1).
С учетом изложенного судебная коллегия оснований отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 19 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозиной Л.М. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Н.П.Ерина
Л.И.Середа