Дело №2-4241/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 25 июля 2016 года
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи И.В.Шерстюкова,
при секретаре Никитиной А.А.
с участием: Пермского транспортного прокурора Смирнягиной Е.А., представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги» по доверенности ..., удостоверенной временно исполняющим обязанности нотариуса г. Екатеринбурга, Абашевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Пермский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя тем, что в результате проверки исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на объекте – железнодорожная станция ..., находящегося Адрес, принадлежащего на праве собственности ОАО «РЖД», выявлены нарушения: не проведена оценка его уязвимости, не разработан и не утвержден план обеспечения транспортной безопасности данного объекта. Согласно п. 1 ст. 9 Закона о транспортной безопасности на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
При этом, указанный объект транспортной инфраструктуры внесен в реестр категорированных объектов Дата, уведомление об установлении 3 категории получено ОАО «РЖД» Дата. С момента получения данного уведомления у ОАО "РЖД" возникла обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости, разработке плана обеспечения безопасности на объекте. Исковое заявление мотивировано ссылками на положения Федерального закона от 02.09.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", обосновано необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, положениями статьи 20 Конституции Российской Федерации.
Представитель Пермского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры в судебном заседании на иске настаивал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика исковые требования не признал, представил письменные возражения на иск. В соответствии с п. 5.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Министерства транспорта России от 08.02.2011 N 43, субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС. Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.09.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности на основе публичного договора.
Как установлено п. 5 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 № 87 (ред. от 26.07.2011), срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца. Из данных возражений и пояснений представителя ответчика следует, что после получения уведомления о включении станции ... в реестр категорированных объектов Дата, ответчиком ... года были организованы конкурсные торги по заключению договора на оказание услуг по проведению оценки уязвимости в отношении объекта транспортной инфраструктуры, был утвержден план закупок на ... года, но в связи с изменением конкурсных требований, торги были признаны несостоявшимися, проведение новых торгов назначено на ... года. Таким образом, ответчиком выполнены все необходимые процедуры по обеспечению проведения такой оценки. Железнодорожная станция ... включена в реестр категорированных объектов Дата с присвоением реестрового номера ..., уведомление станции направлено в адрес ОАО «РЖД» Дата. ОАО «РЖД» является обществом со ...% государственным участием, инвестиционную программу утверждает Правительство Российской Федерации. В составе Свердловской дирекции управления движением находится ... станции, ориентировочная цена на проведение оценки уязвимости составляет ... рубле, только на проведение оценки уязвимости железнодорожных станций необходимо единовременное выделение ... рублей. Полагает, что предъявляя иски, транспортная прокуратура вмешивается в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД».
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (статья 37, часть 3; статья 41, часть 1).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1).
Пунктами 3, 4 и 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением (ч. 2).
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 3).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 2).
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (ч. 3).
Статьей 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (ч. 1).
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 2).
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти (ч. 4).
Полномочия по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, проведенной специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, а также по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта возложены на Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор).
Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Согласно пунктам 5.7 и 5.8 указанных Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - ОТИ и/или ТС) и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 № 34, согласно которому план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (далее - План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (п. 2). План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции (п. 3).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Дата железнодорожная станция ..., принадлежащая на праве собственности ОАО "РЖД", внесена Федеральным агентством железнодорожного транспорта в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, о чем в адрес ОАО "РЖД" направлено соответствующее уведомление, полученное Дата, вх.№ ....
Дата Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на объекте железнодорожного транспорта – станция ..., в ходе которой установлено, что ОАО "РЖД" не обеспечило в установленные сроки проведения оценки уязвимости железнодорожной станции, разработку и утверждение плана обеспечения транспортной безопасности указанного объекта транспортной инфраструктуры.
Разрешая спор на основании вышеуказанных норм действующего законодательства, суд приходит выводу о том, что у ОАО "РЖД", как у субъекта транспортной инфраструктуры, возникла обязанность в течение трех месяцев с момента получения уведомления о внесении железнодорожной станции ... в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры, а в дальнейшем разработать план обеспечения безопасности на объекте, направить план для утверждения в уполномоченный орган и реализовать его, однако ответчиком указанные требования закона не исполнены. Пунктом 4 статьи 2 ФЗ "О безопасности" предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности являются: приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
В этой связи суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность обеспечить проведение оценки уязвимости железнодорожной станции ..., разработать план обеспечения транспортной безопасности указанной железнодорожной станции.
Как следует из положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из положений ст. 210 Гражданского процессуального кодекса РФ исполнение решения суда связано с моментом вступления его в законную силу. Частью 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту и интересов прав граждан, неопределенного круга лиц. Российской Федерации и муниципальных образований, таким образом иск транспортным прокурором предъявлен правомерно.
На основании изложенных норм права, суд считает необходимым установив срок в течение ... месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для обеспечения проведения ответчиком оценки уязвимости и ... месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости для разработки ответчиком плана обеспечения транспортной безопасности данной железнодорожной станции. Учитывая, что нарушение требований законодательства в области транспортной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, суд полагает, что указанные сроки являются разумными и не противоречат требованиям закона. Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Транспортного прокурора Пермской транспортной прокуратуры удовлетворить.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" в течение ... месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить проведение оценки уязвимости железнодорожной станции ... Свердловской дирекции управления движением ОАО «Российские железные дороги»; в течении ... месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости разработать план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции ..., расположенной по адресу: Адрес.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход бюджета государственную пошлину в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение одного месяца с даты принятия решения через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья И.В.Шерстюков