дело № 2 4404/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05.07.2011 года Прикубанский районный суд г. Краснодара
в составе:
судьи Ханеня Е.М..
при секретаре Барчо Р.Ч.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловской Г.Б. к войсковой части 3702, третье лицо управление федерального казначейства по Краснодарскому краю о взыскании единовременного пособия
У С Т А Н О В И Л:
Козловская Г.Б. обратилась в суд с иском к войсковой части №3702 о взыскании единовременного пособия в размере 300000 руб.в связи с получением военной травмы при участии в контртеррористической операции по разоружению незаконных бандформирований и осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом.
Требование мотивировано тем, что в феврале 2000 г. участвовала в боевых действиях по борьбе с терроризмом в республике Чичне. Получила ранение, в связи с чем ей была присвоена 2 группа инвалидности. На основании Закона РФ от 06.03.2006г. «О противодействии терроризму» она имеет право на получение единовременного пособия в размере 300000 руб., однако, командование в/ч 3702 отказывается добровольно выплатить ей указанное пособие.
Представитель истицы по доверенности Лукьяненко Ю.В. в судебном заседании поддержал заявленное требование и пояснил, что Козловская проходила военную службу в войсковой части 3717 в <адрес> и в различные периоды направлялась в служебные командировки в республику Чечню для участия в контртеррористических мероприятиях. ДД.ММ.ГГГГ при выполнении специальной задачи в Чечне получила ранение в виде минно-взрывной травмы. Длительное время лечилась. В 2010г. в связи с ухудшением состояния здоровья была освидетельствована военно-врачебной комиссией Главного военного клинического госпиталя ВВ МВД России и получила заключение – военная травма. Заболевание получено в период прохождения военной службы «Д» - не годен к военной службе. ДД.ММ.ГГГГ по результатам медико-социальной экспертизы ей присвоена 2 группа инвалидности. Настаивает на удовлетворении заявленного требования.
Представитель войсковой части №3702 по доверенности Шкиль В.И. исковое требование не признал, пояснил, что истице произведены все выплаты, предусмотренные действующим законодательством, право на единовременное пособие по ФЗ—35 от 06.03.2006г. истица не имеет, т.к. военную травму получила до издания закона «О противодействии терроризму». Закон ФЗ-35 обратной силы не имеет. При увольнении истица получила пособие в соответствии с законом «О статусе военнослужащих»
Представитель Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю по доверенности Ступак В.А. просил дело рассмотреть в его отсутствие и выслать в адрес Управления копию решения. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления казначейства по правилам п.5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ротный опорный пункт № при котором находится командный пункт батальона и тыловые подразделения был обстрелян боевиками с минометов и ствольных гранатометов. В результате разрыва одной из мин в непосредственной близости от старшего прапорщика Козловской Г.Б., последняя получила минно-взрывную рану. Указанные обстоятельства подтверждаются заключением по материалам служебного расследования, в которых содержится вывод, о том, что травма получена при исполнении обязанностей военной службы на территории Чеченской республики <данные изъяты>
Выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серия МСЭ-2009 № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ Козловской Г.Б. установлена инвалидность 2 группы <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ командир в\ч 3702 отказал Козловской в выплате единовременного пособия в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью в связи с участием в борьбе с терроризмом, полагая, что оснований для этого не имеется, поскольку военная травма ее получена до издания ФЗ-35 «О противодействии терроризму». Согласно ст. 21 названного закона закон вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
В соответствии с приказом командира в\ч 6779 от ДД.ММ.ГГГГ № при увольнении Козловской было выплачено на основании закона «О статусе военнослужащих» единовременное денежное вознаграждение в размере 2 окладов, произведены другие выплаты, которые не являются компенсационными за причиненное увечье.
Согласно ФЗ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ - в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выплата, установленная Федеральным законом «О противодействии терроризму», отнесена к возмещению вреда и является дополнительной по отношению к выплате, предусмотренной Федеральным законом «О статусе военнослужащих», которая является страховым возмещением, и выплачивается, в случае получения травмы любым военнослужащим, независимо от причины и места получения травмы.
Федеральный Закон от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не содержит запрета на выплату единовременных пособий лицам, подлежащим обязательному государственному страхованию.
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства, является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинён жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам, наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов, входит в гарантированный государством объём возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса, вследствие наступления страховых случаев, включая причинённый материальный и моральный вред.
Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев, соответствующих страховых сумм, военнослужащим и приравненным к ним лицам обеспечивается право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав, а так же обеспечение граждан в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
Ссылку ответчика на Федеральный закон «О статусе военнослужащих», суд считает не состоятельной, поскольку в данном Федеральном законе указано, что военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с указанным Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а так же – что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются дополнительные льготы, гарантии и компенсации, установленные федеральными законами. Такая дополнительная компенсация предусмотрена в пункте 3 статьи 21 ФЗ Федерального Закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному из оснований. Данным пунктом закреплено положение, в соответствии с которым изменен порядок реализации права военнослужащих на льготы, гарантии и компенсации: вместо ранее действовавшего порядка их предоставления.
Согласно пункта 9 Правил возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2008года№ 105, при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для выплаты единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.
Выплата, установленная Федеральным законом «О противодействии терроризму», отнесена к возмещению вреда и является дополнительной по отношению к выплате, предусмотренной Федеральным законом «О статусе военнослужащих», которая является страховым возмещением, и выплачивается, в случае получения травмы любым военнослужащим, независимо от причины и места получения травмы.
Федеральный Закон от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не содержит запрета на выплату единовременных пособий лицам, подлежащим обязательному государственному страхованию.
Возражение ответчика в части наступления правоотношений истца ранее вступления в законную силу Федерального Закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не основано на нормах действующего законодательства. Кроме того, такое толкование закона нарушает принцип справедливости поскольку ставит военнослужащих, выполняющих задачи по борьбе с терроризмом в разные условия и лишает государственной поддержки тех, которые получили увечье до 01.01.2007г.
В соответствии со ст.1084 Гражданского Кодекса РФ, устанавливающей порядок возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина, вред, причинённый жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а так же при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 Гражданского Кодекса России, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Федеральный Закон от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского Кодекса РФ» распространил действие статей 1069, 1070, а так же 1085 – 1094 Гражданского Кодекса РФ на случаи, когда причинение вреда жизни и здоровью гражданина имело место до 1 марта 1996 года, но не ранее 01.03.1993 года, и причинённый вред остался не возмещённым.
Как следует из предоставленных в качестве доказательств документов, обстоятельства, послужившие основанием к обращению истца в суд, наступили в феврале 2000г. и причинённый вред остался не возмещённым.
По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции России во взаимосвязи её со статьями 32 (часть 4), 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е» части 1), военная и аналогичная ей служба, посредством прохождения которой граждане реализуют своё право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие её, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается правовой статус этих лиц, а так же содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним; обязанности, возлагаемые на лиц, несущих такого рода службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряжённых со значимым риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (часть 1 и 3), 39 (часть 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункт «в» и «м») Конституции России – влечёт обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 26.12.2002 г. № 17-П по делу о проверке конституционности Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».
Часть вторая Гражданского Кодекса России, введённая в действие с 01.03.1996 года, предусматривает, что возмещение вреда, причинённого гражданину в период исполнения им обязанностей военной службы, наряду со страховыми выплатами, специальным пенсионным обеспечением и мерами социальной защиты и поддержки может осуществляться по правилам гражданского законодательства, тем самым расширяет объём и характер исполнения государством обязанностей в области правовой и социальной защиты военнослужащих в случае причинения вреда их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей военной службы.
Как видно указанные выше положения Гражданского Кодекса России во взаимосвязи с её 59 главой, направлены на обеспечение возмещения вреда, причинённого здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, по общим правилам гражданского законодательства, регулирующим обязательства вследствие причинения вреда, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Действующее правовое регулирование предусматривает возмещение указанной в главе 59 Гражданского Кодекса России категории лиц вреда их жизни и здоровью не только лишь путём предоставления единовременных страховых выплат и установлением надбавки к пенсии, но и других выплат, предусмотренных законодательством.
Таким образом, конституционные права данной категории граждан не могут нарушаться из-за отсутствия надлежащего правового механизма возмещения вреда, сопоставимого по объёму и характеру с существующими и применяемыми в отношении тех граждан, вред которым подлежит возмещению как по правилам, предусмотренным главой 59 Гражданского Кодекса России, так и специальным законом, в частности Федеральным Законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению, поскольку Козловская Г.Б. обратилась к командованию в\ч 3702 о выплате ей единовременного пособия в размере 300 000 рублей, в связи с единственным наступившим основанием – получение ею II группы инвалидности после полученного ранения (увечья) при участии в контртеррористической операции по разоружению незаконных вооружённых формирований и осуществлении мероприятий по противодействию терроризму.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», правилами возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом утверждёнными постановлением Правительства России 21.02.2008г.№ 105 Козловской Г.Б. подлежит выплата единовременного пособия в сумме 300000 рублей.
Руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с войсковой части №3702 в пользу Козловской Г.Б. единовременное пособие в сумме 300.000 рублей за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течении 10 дней.
Судья: