Дело № #
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ27 сентября 2011 года гор. Ижевск
Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Черединовой И.В.,
при секретаре – Назаровой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мясникова Сергея Николаевича к Мельниковой Оксане Николаевне о признании завещания недействительным,
у с т а н о в и л :
Мясников С.Н. обратился в суд с иском к Мельниковой О.Н. о признании завещания недействительным.
Свои требования истец мотивирует тем, что он является сыном ФИО1 С # г. состояние здоровья ФИО1 резко ухудшилось, у нее начался #, являлась инвалидом # группы. За ней необходим постоянный уход, так как в связи с тяжелым состоянием здоровья она не могла сама о себе заботиться и не отдавала отчета в своих действиях. # г. ФИО1 умерла. В течение шестимесячного срока после ее смерти он обратился в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства. При этом выяснилось, что умершая составила завещание на ответчика Мельникову О.Н. на все движимое и недвижимое имущество, какое ко дню смерти окажется ей принадлежащим. Указанное завещание удостоверено нотариусом Широбоковой И.В. # г. в реестре за № #. Данное завещание подписано ФИО1, в тот момент не понимавшей значение своих действий и не руководящей ими вследствие тяжелого состояния здоровья. Просит признать недействительным завещание ФИО1, удостоверенное нотариусом # г. в реестре за № #.
Истец Мясников С.Н. в судебное заседание не явился дважды по неизвестной суду причине, о дне, времени и месте рассмотрения спора извещен надлежащим образом.
Ответчик Мельникова О.Н. в судебном заседании в соответствии со ст. 222 ГПК РФ требует рассмотрения спора по существу.
Представитель истца Мясникова С.Н. – по доверенности Мясникова Г.Н. в предыдущих судебных заседаниях на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме. Суду пояснила, что завещание странно выглядит, не понятно чем именно владела ФИО1, не определена наследственная масса в завещании. На момент составления завещания ФИО1 болела. Она любила всех детей и не могла отдать все только дочери. Она не могла так по завещанию обделить своих сыновей, она не отдавала отчета своим действиям, тому что писала. Истец навещал мать очень редко последние 3-4 года, один раз в год. Истец Мясников С.Н. полтора года до смерти не виделся с наследодателем, но созванивался, ФИО1 не сразу узнавала истца. Ранее наследодатель говорила, что распределит все своё имущество между всеми детьми, истец не знал, что существует завещание. ФИО1 плакала все время после операций на #, неадекватная была в поведении, это проявлялась в том, что она гулять хотела, но не могла.
Ответчик Мельникова О.Н. и её представитель – по доверенности Гиниятуллин З.И. в судебном заседании исковые требования не признают в полном объёме. Суду пояснили, что ФИО1 с # г. с истцом Мясниковым С.Н. не общались. В # г. ФИО1 ампутировали #, в связи с чем та переживала, плакала. Психическое состояние наследодателя было нормальное, она всех узнавала, не заговаривались, неадекватности не было в поведении. К психиатру её не направляли, на учете у психиатров она не состояла.
Нотариус Широбокова И.В. в предыдущем судебном заседании пояснила, что # г. она удостоверила завещание в кабинете, без вызова на дом. Обстоятельства удостоверения именно этого завещания она не помнит, но существует единая процедура, когда человек приходит для составления завещания, посторонние лица входят из кабинета, беседу нотариус ведет один на один. По паспорту нотариус устанавливает личность, сличает фотографию в паспорте с лицом; выясняет, что завещать собирается, иногда почему, выясняет сколько наследников. Сомнений в дееспособности ФИО1 у нотариуса не возникло. Беседа занимает 10-15 мин., затем составляется проект завещания, с которым знакомиться завещатель, подписывается окончательный вариант завещания, делается запись в реестр.
Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований, Кромберг М.Н. и нотариус Григорьева Н.Г. в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения спора извещены надлежащим образом.
Свидетель ФИО9 суду показала, что ФИО1 знает по работали после 1970-х г.г. в Санатории «#» в должности повара, всегда проходили медицинское обследование. Сомнений в психическом состоянии ФИО1, у неё не возникало. Впоследствии на пенсии они продолжали общаться, она, свидетель, навещала ФИО1, та её всегда узнавала. Поведение ФИО1 адекватное. После ампутации второй ноги поведение ФИО1 не изменилось, только плакала в связи с тем, что ходить не может. Последний раз она была у ФИО1 в # г., состояние здоровья последней было нормальное, она на коляске по квартире ездила.
Свидетель ФИО10 суду показала, что она, как соцработник, обслуживала ФИО1, приходила 2 раза в неделю с # г. ФИО1 - психически здоровый человек, никаких отклонений не замечала за ней. Они разговаривали с ФИО1 на различные темы, вместе готовили кушать.
Свидетель ФИО11 суду показала, что с # г. знает ФИО1, странностей в её поведении она не замечала. ФИО1 плакала и переживала, что не может ходить, была психически здоровым человеком.
Свидетель ФИО12 суду показала, что ФИО1 знает с # г. Психических отклонений у неё она никогда не замечали, за неделю до её смерти они вместе пили чай, она с ней разговаривала, всё было нормально.
Свидетель ФИО13 суду показала, что ФИО1 она знала с # г., это нормальная бабушка, в здравом уме, понимала всё, адекватно отвечала, узнавала её всегда.
Свидетель ФИО14 суду показал, что ФИО1 знал с # г. по день ее смерти. Странностей в её поведении никогда не замечал.
Суд, выслушав позицию ответчика и его представителя, показания свидетелей, исследовав материалы дела, находит установленным следующее.
Согласно Свидетельству о смерти серии # № # ФИО17# года рождения, умерла # г.
В силу завещания ФИО1 # г. завещала #
Согласно справке ГУЗ и СПЭ «РКПБ МЭ УР» от # г. ФИО1, # года рождения, психиатрами ГУЗ и СПЭ «РКПБ МЭ УР» не наблюдалась.
Гражданские права должны осуществляться в соответствии с требованиями закона (ст. 10 ГК РФ) о соблюдении начал разумности и добросовестности поведения граждан.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ в России гарантируется право наследования.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов. Основания возникновения у граждан прав в отношении конкретного наследства определяются законом, а конституционная норма гарантирует осуществление прав, которые возникли в соответствии с ним.
Наследственные правоотношения возникают с открытием наследства, условием открытия наследства закон называет смерть человека в соответствии со ст. 1113 ГК РФ.
Регулируя наследственные отношения, закон предоставляет гражданам право по своему усмотрению распорядиться принадлежащим им имуществом на случай смерти. При этом такое распоряжение может быть выражено только одним способом – путем совершения завещания в соответствии со ст. 1118 ГК РФ.
Основной принцип завещания – это свобода его совершения. Посредством завещания гражданин выражает свою волю в определении судьбы принадлежащего ему имущества в случае его смерти. По действующему законодательству исключительно от воли завещателя зависит выбор лиц, которым перейдет имущество завещателя после его смерти.
Завещание является единственным, исключительным способом распоряжения имуществом на случай смерти. Завещание как действие по распоряжению имуществом, направленное на возникновение у названных в завещании лиц прав и обязанностей в связи со смертью завещателя, является сделкой (ст. 153 ГК РФ). Сделка эта носит односторонний характер, поскольку для её совершения необходимо и достаточно выражения воли только одной стороны – завещателя (ст. 154 ГК РФ). Для действительности завещания совершенно безразлично, какова воля и тех, в пользу которых совершено завещание, и тех, которые в завещании не упомянуты.
Завещание – это строго формальная сделка, но она должна отвечать определенным требованиям, касающимся формы и порядка его совершения, которые установлены законом и носят императивный характер. Поскольку завещание, в отличие от других сделок, порождает последствия, оценивается и исполняется после смерти завещателя, оно должно быть таким, чтобы по возможности исключались сомнения в том, что завещатель полностью отдавал отчет своим действиям, что выраженная им воля была подлинной и свободной.
Завещание может быть составлено только лично полностью дееспособным лицом. Под полной дееспособностью понимается способность гражданина в полной мере понимать значение своих действий и руководить ими, т.е. способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Завещание составляется в свободной форме, вместе с тем, оно должно содержать предусмотренные законом формальные реквизиты: время и место составления завещания, фамилия, имя и отчество завещателя, место его жительства, содержание завещательных распоряжений, полное наименование наследника в соответствии с требованиями ст. 1124 ГК РФ.
Вместе с тем, завещание должно быть собственноручно подписано завещателем.
Общие требования, предъявляемые к порядку совершения завещания, состоят в следующем: завещание обязательно должно быть совершенно письменно. При этом технические средства, к которым вправе прибегнуть завещатель для записи своей воли, не ограничены: завещание может быть исполнено собственноручно; другим лицом со слов завещателя; записано нотариусом со слов завещателя, напечатано на пишущей машинке, набрано на компьютере и т.п.
Кроме того, завещание является свободным актом индивидуальной воли гражданина и имеет личный характер. Право раскрыть намерение и содержание завещания принадлежит исключительно самому завещателю. Тайна завещания – это правовые отношения, направленные на охрану доверительного, конфиденциального характера завещательного действия определенного лица. Тайна завещания – специальный случай охраны неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны завещателя, что гарантируется требованиями ст. ст. 150-152, 1123 ГК РФ.
Объектом правовых отношений по охране тайны завещания являются сведения о самих фактах совершения завещания, а также сведения о содержании завещания. Круг лиц, обязанных соблюдать тайну завещаний, установлен законом и обусловлен либо служебным положением лиц, удостоверяющих завещательные действия, либо участием определенных лиц в процессе совершения завещания в соответствии с требованиями ст. 1123 ГК РФ, т.е. запрещение разглашать сведения о завещаниях распространяется на лиц, которым о совершении завещания стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей.
Оценивая добытые по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что завещатель ФИО1 никогда в дееспособности не ограничивалась, доказательств, ограничивающих наследодателя в правах и соответственно не имеющего права завещать, суду истцом не представлено, с учетом этого суд приходит к выводу, что наследодатель в момент составления и подписания завещания # г. была способна понимать значение своих действий и руководить ими.
ФИО1, # года рождения, психиатрами ГУЗ и СПЭ «РКПБ МЭ УР» не наблюдалась.
Завещание ФИО1 составлено в письменной форме, надлежащим образом удостоверено нотариусом, воля завещателя изложена предельно ясно.
Форма завещания нарушений закона не содержит, оно зарегистрировано, содержит отметку о дате и месте составления, об установлении личности и дееспособности завещателя, удостоверено нотариусом.
Кроме того, факт дееспособности и адекватного поведения ФИО1 в момент составления и удостоверения завещания подтверждается показаниями свидетелей, оснований не доверять которым у суда не имеется, поскольку, будучи предупрежденными об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, они изложили сведения, ставшие им известными в результате продолжительных отношений с заявителем и его близкими родственниками.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований истцом Мясниковым С.Н. в полном объёме, в связи с чем, в удовлетворении данных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Мясникову Сергею Николаевичу к Мельниковой Оксане Николаевне о признании завещания недействительным, отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение десяти дней со дня изготовления его в окончательной форме в Верховный Суд Удмуртской Республики, через суд вынесший решение.
Судья Устиновского районного суда
гор. Ижевска Удмуртской Республики - Черединова И.В.
СПРАВКА: Решение в окончательной форме изготовлено # г.
Судья Устиновского районного суда
гор. Ижевска Удмуртской Республики - Черединова И.В.
КОПИЯ ВЕРНА: судья - И.В. Черединова