Дело №2-974/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2017 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Дашидондуковой Э.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Курикалова С.Г. к администрации МО ГП «поселок Кичера», о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма
УСТАНОВИЛ:
Курикалов С.Г. обратился в суд с данным иском к Администрации МО ГП «п. Кичера» указывая в обоснование заявленных требований, что приехал в п. Кичера в 1982 году вместе с отцом и братом, отец устроился на работу в трест «Таллинстрой» шофером, организация предоставила квартиру по <адрес>, в которой он до настоящего времени проживает, зарегистрирован как член семьи К. Жилье было построено СМП «Таллинстрой» организацией, которая располагалась на территории п. Кичера с 08.08.1981 г. по 29.12.1987 г., занималась строительством объектов социальной инфраструктуры. 06.08.2004 г. отец умер, брат выехал в Селенгинский район, он остался в жилье один, никаких документов на жилое помещение не сохранилось. В настоящее время квартира ни на чьем балансе не состоит, включено в адресный список жилых помещений по программе переселения из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМ, однако его не переселяют в так как нет правоустанавливающего документа на квартиру. Просил суд признать за ним право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес> на условиях договора социального найма.
В судебном заседании истец Курикалов С.Г. исковые требования и изложенные в иске доводы поддержал, суду пояснил, что проживал в квартире постоянно до 2013 года, затем был осужден к лишению свободы, освободился в 2016 году, после чего в летний период проживает в квартире, в настоящее время также проживает в ней. Каких либо документов на квартиру не сохранилось, пока он находился в местах лишения свободы все документы были утрачены.
Представитель Администрации МО ГП «п. Кичера»- глава Администрации Голикова Н.Д. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласилась, суду пояснила, что квартира по <адрес> на балансе поселка не состояла, действительно Курикалов С.Г. заселился в квартиру вместе с отцом в 1982 году, и проживает в квартире по настоящее время. Каких либо документов на данное жилое помещение в администрации кроме поквартирной карточки не имеется. Организация СПМ «Таллинстрой» дислоцировалась в п. Кичера до 1987 года, в дальнейшем дома построенные организацией частично были выкуплены гражданами, однако некоторые квартиры остались не оформленными в связи с отсутствием каких-либо документов. В настоящее время разрешается вопрос о предоставлении жилого помещения взамен аварийного жилья по <адрес>, администрация заключить договор соцнайма не может, поскольку жилья является аварийным.
Представитель третьего лица Администрации МО «Северо-Байкальский район» по доверенности Горбачева Ж.В. считала заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самой и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище, которое относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Согласно ст. 14, ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в том числе вопросов обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно статье 54 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, наниматель был вправе вселить в установленном порядке в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретали равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являлись или признавались членами его семьи (ст. 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
В силу абз. 2 ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР, к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Аналогичные нормы содержатся в ст. ст. 69 и 70 Жилищного кодекса РФ.
Из анализа изложенных правовых норм следует, что права и обязанности у лиц, вселенных нанимателем в занимаемое им жилое помещение в качестве членов его семьи, возникают при наличии совокупности следующих условий: если вселение в жилое помещение было произведено с письменного согласия нанимателя и совершеннолетних членов его семьи, если они проживают совместно с нанимателем и ведут общее хозяйство, если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В силу статей 62, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно п. 1, 3 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. Договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
В силу п. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ основанием заключения договора социального найма является решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п. 3 вышеназванной статьи гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что истец Курикалов С.Г. зарегистрирован и по <адрес> с 16 июля 2001 года, фактически проживает по указанному адресу с 1982 года. Данное жилое помещение было предоставлено для проживания отцу истца К. по месту работы в СМП «Таллинстрой», дислоцировавшейся в п. Кичера, Северобайкальского района Бурятия
К. умер 16 августа 2004 года, при этом в квартире по <адрес> после его смерти остался проживать истец Курикалов С.Г., который пользуется указанным помещением как жилым до настоящего времени. Какие либо документы, подтверждающие право пользования жилым помещением у Курикалова С.Г. отсутствуют.
Указанные обстоятельства не отрицались представителем ответчика, а кроме того, подтверждаются показаниями опрошенных в судебном заседании свидетелей А. и Т. подтвердивших факт проживания истца Курикалова С.Г. в спорном жилом помещении по настоящее время.
В соответствии со статьей 105 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцу спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.
В силу статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", (в редакции, действовавшей на момент передачи жилого помещения в муниципальную собственность) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Аналогичной нормы, касающейся служебных помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не содержат.
Исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что Курикалов С.Г. приобрел право пользования жилым помещением – квартирой № в доме по <адрес>, на условиях социального найма, в связи с чем, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Курикаловым С.Г. право пользования жилым помещением по <адрес> на условиях социального найма.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 24 сентября 2017 года
Судья В.В.Атрашкевич