Решение по делу № А76-22946/2012 от 19.04.2013

454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chelarbitr.ru

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

19 апреля 2013 года                                                   Дело№А76-22946/2012

Резолютивная часть решения объявлена 17.04.2013.

Решение в полном объеме изготовлено 19.04.2013.

Судья арбитражного суда Челябинской области Н.Г. Трапезникова

при ведении протокола  судебного заседания секретарем судебного заседания А.В.Манаковой, рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда Челябинской области по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, 2, каб. 603

дело по  заявлению

индивидуального предпринимателя Фроловой Натальи Викторовны

к ГУ УПФР РФ в Варненском районе Челябинской области  

о признании незаконными действий по возложению обязанности на ИП Фролову Наталью Викторовну по уплате страховых взносов в период нахождения в декретном отпуске по уходу за ребенком за период  с 01.01.2010 по 21.03.2011 в сумме 15608,26 руб., а также пени за неуплату этих взносов в сумме 253,40 руб., обязании ГУ УПФР РФ в Варненском районе произвести перерасчет по уплате страховых взносов с 01.01.2010 по 21.03.2011

в судебном заседании участвовали:

от заявителя: Матвеев Д.А. – представитель по доверенности от 25.07.2012, паспорт;

от ответчика: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

 Индивидуальный предприниматель Фролова Наталья Викторовна  с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ГУ УПФР РФ в Варненском районе Челябинской области  о признании незаконными действий по возложению обязанности на ИП Фролову Наталью Викторовну по уплате страховых взносов в период нахождения в декретном отпуске по уходу за ребенком за период  с 01.10.2010 по 21.03.2011 в сумме 15 608,26 руб., а также пени за неуплату этих взносов в сумме 253, 40 руб., обязании ГУ УПФР РФ в Варненском районе произвести перерасчет по уплате страховых взносов с 01.10.2010 по 21.03.2011, исключив обязанность уплаты страховых взносов за этот период.

         В обоснование заявленных требований предприниматель ссылается на отсутствие обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в связи с тем, что она предпринимательскую деятельность за период с 22.09.2009 по 21.03.2011  не осуществляла, находилась в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Факт неосуществления предпринимательской деятельности заявителем в период с 22.09.2009 по 21.03.2011 ИП Фролова Н.В. подтверждает свидетельством о рождении ребенка, налоговыми декларациями по  ЕНВД с нулевыми показателями.

         Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 22.01.2013  № 03/338 (л.д.98-101), указав, что Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ не предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей, в том числе находящихся в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до достижения им возврата 1,5 лет от уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

         Исследовав материалы дела, суд установил следующее.  

         Фролова Наталья Викторовна, 04.06.1974 года рождения, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица  31.05.2004 ИФНС России по Варненскому району Челябинской области,  проживает по адресу: 457200, Челябинская область, Варненский район, с.Варна, ул.Спартака.17-4, ОГРНИП 304742814900022, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 19 по Челябинской области (л.д.83-86).

          22.09.2009 у Индивидуального предпринимателя Фроловой Н.В. родился ребенок – Фролова Елизавета Александровна (л.д.42).

         В период с 22.09.2009 по 01.10.2009 заявитель находилась в отпуске по беременности и родам.

         В период с 01.10.2009 по 21.03.2011 ИП Фролова Н.В. осуществляла уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

          15.04.2010, 08.07.2010. 12.10.2010, 20.10.2010, 18.04.2011 заявителем были представления налоговые декларации по ЕНВД соответственно за 1-4 кварталы 2010 года, 1 квартал 2011 года.

         Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Варненском районе Челябинской области в адрес ИП Фроловой Натальи Викторовны было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 08406640017569 по состоянию на 21.03.2011 (л.д.15), в которое включена, в том числе задолженность по страховым взносам за период нахождения ИП Фроловой Н.В. в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

         Согласно требованию № 08406640017569 от 21.03.2011  у ИП Фроловой Н.В. числится задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам в сумме 15 970,75 руб., в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР в сумме 12 743 руб. (страховая часть трудовой пенсии  в сумме 9 616,40 руб., накопительная часть трудовой пенсии в сумме 3 117,60 руб.), на обязательное медицинское страхование  в размере 1 971, 52 руб. (в ФФОМС в сумме 932,32 руб., в ТФОМС в сумме 1 039,20 руб.), по пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 766,63руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 326,24 руб., по пени на недоимку в ФФОМС в сумме 63,58 руб., на недоимку в ТФОМС в сумме 108,78 руб. (л.д.15).

          В связи с неисполнением предпринимателем данного требования 15.04.2011 Пенсионным Фондом  было принято постановление №08406690009795 о взыскание страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов (л.д.16).

         Считая незаконными действия Фонда по возложению обязанности на ИП Фролову Наталью Викторовну по уплате страховых взносов в период нахождения в декретном отпуске по уходу за ребенком за период  с 22.09.2009 по 22.03.2011, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов; незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

По смыслу указанной нормы права срок для подачи заявления начинает исчисляться с момента, когда организации, гражданину стало известно о принятии указанных актов, которыми нарушаются их права и интересы.

Как следует из материалов дела, заявителем нарушен срок  на обращение в суд с данным заявлением, установленный ст. 198 АПК РФ, поскольку заявитель ошибочно подал данное заявление с нарушением правил о подведомственности – в Варненский районный суд Челябинской области (л.д.129) вместо Арбитражного суда Челябинской области.

Учитывая право суда на восстановление пропущенного срока (ч.4 ст. 198 АПК РФ), правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации изложенную в определении от 18.11.2004 №367-О, с целью реализации заявителем права на защиту, суд считает причину пропуска срока уважительной, а потому возможным восстановить срок для обращение в суд с данным заявлением.

         Оценив в совокупности приведенные участниками процесса доводы и доказательства, представленные в материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.  

         С 01.01.2010 г. отношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

         В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию.

         Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС и ОМС осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

         В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

         Аналогичная норма установлена пунктом 1 статьи 28 Федерального закона № 167-ФЗ в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, действующей с 01.01.2010 г.

         Согласно статьи 13 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, стоимость страхового года - определяемая в соответствии с частью 2 настоящей статьи сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.

         Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы (в 2010 году он равнялся 4330 руб. и в течение года не менялся), и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего закона (в 2010 году - частью 1 ст.57 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ), увеличенное в 12 раз.

         Исходя из указанных положений, а также пункта 3 статьи 33 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ, индивидуальные предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, обязаны исчислить и уплатить за 2010 год страховые взносы: на ОПС в сумме 10 392 руб. (4 330 руб. х 20% х 12), из них для лиц 1967 года рождения и моложе на страховую часть пенсии - 7 274,40 руб., на накопительную - 3 117,60 руб.; на ОМС в Федеральный фонд в сумме 571,56 руб. (4 330 руб. х 1,1% х 12); на ОМС в территориальный фонд - 1 039,20 руб. (4 330 руб. х 2 % х 12).

          Расчет страховых взносов, подлежащих уплате за 2011 год (с 01.01.2010 по 21.03.2011) представлен заявителем и органом ПФР не оспорен.

         В соответствии с частями 1-3,5 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ названные выше плательщики самостоятельно производят расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период (отдельно в отношении ПФР, ФФОМС и ТФОМС), уплачивают их не позднее 31 декабря текущего календарного года. Плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

         Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 895н утверждена форма РСВ-2 ПФР, в которой должен представляться данный расчет.

         Согласно статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае уплаты страхователем причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим законом сроки он должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим законом днем уплаты страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

         Положениями статьи 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

         В силу статей 6,7,28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются застрахованными лицами и, одновременно, страхователями по обязательному пенсионному страхованию и уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа.

         Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, включаются в страховой стаж для начисления пенсии при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

         Вместе с тем, статьей 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрено, что наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 названного Федерального закона, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, засчитываются также иные (нестраховые) периоды, в том числе: период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет.

         Согласно пунктов 1,2 статьи 17 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

         Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, осуществляемой в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также в связи с преобразованием в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» с учетом финансового обеспечения организации доставки указанных пенсий, включаются в общий объем доходов и общий объем расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

         На основании Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан» на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий, связанных с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, перечисленных в статьи 2 Федерального закона № 18-ФЗ (в том числе периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет), Пенсионному фонду Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета.

         При этом согласно статьи 3 названного Федерального закона сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, исходя из которого ему исчисляется страховая часть трудовой пенсии.

         Согласно правовой позиции, изложенной в резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 182-0, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ во взаимосвязи с положениями статьи 17 названного Федерального закона, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Кроме того, в резолютивной части отмеченного определения Конституционный Суд Российской Федерации указал, что выявленный в отмеченном определении конституционно-правовой смысл положений пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

         Толкование законодательной нормы, регулирующей спорное правоотношение, было дано Конституционным судом Российской Федерации в определении от 12.05.2005 № 182-О, которое сохраняет свою силу до настоящего времени.

С учетом положений статьи 71 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционным Судом Российской Федерации принимаются решения, именуемые постановлениями и определениями.

         Статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» установлено, что  решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

С 1 января 2010 г. страховые взносы в виде фиксированных платежей отменены. Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ в редакции от 24.07.2009 введен новый порядок исчисления страховых взносов.

         Между тем, согласно статей 13, 16, 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, как и прежде, исчисляют и уплачивают суммы страховых взносов вне зависимости от размера полученного дохода, а в определенном законодателем фиксированном размере.

         В то же время, частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодателей), определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего закона.

         Из анализа данной нормы, а также пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ следует, что работодателем не уплачиваются взносы по работнику, оформившему отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, так как в этот период доход отсутствует.

         Остались неизменными также положения Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, Федерального закона о трудовых пенсиях от 17.12.2001 № 173-ФЗ и Федерального закона от 21.03.2005 № 18-ФЗ, касающиеся порядка зачета нестраховых периодов в страховой стаж и финансирования расходов ПФР в связи с этим за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Не усматривается никаких особенностей и преимуществ индивидуальных предпринимателей перед иными гражданами Российской Федерации и при получении ими медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования (статьи 1,3,6 Закона о медицинском страховании).

         Таким образом, Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ, как и Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2010, ставит предпринимателей, работающих самостоятельно, по сравнению с лицами, работающими по трудовому договору, в иное положение, обязывая уплачивать предпринимателей страховые взносы вне зависимости от осуществления деятельности в связи с беременностью, родами и уходом за ребенком до достижения им полутора лет.

Из указанного следует, что, несмотря на вступление с 01.01.2010 г. в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, не меняется правовой принцип освобождения от уплаты страховых взносов предпринимателей, не осуществляющих деятельность в связи с уходом за ребенком в возрасте до полутора лет, установленный определением Конституционного Суда Российской Федерации 12.05.2005 №182-О.

         Таким образом, суд считает подлежащими применению установленные Конституционным Судом Российской Федерации  положения относительно уплаты фиксированного платежа к правоотношениям, возникшим после вступления в законную силу Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, по уплате страхового платежа исходя из стоимости страхового года.

         Данный вывод изложен также в Письме Минздравсоцразвития России от 22.03.2011 № 19-5/10/2-2767.

         Иное означало бы установление такого различия в условиях приобретения пенсионных прав и прав на получение медицинской и лекарственной помощи между застрахованными лицами, находящимися в аналогичной ситуации, которое не имеет объективного и разумного оправдания и не совместимо с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

         То обстоятельство, что Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ не содержит понятия «страховые взносы в виде фиксированного платежа» в данном случае не имеет правового значения, поскольку по своей сути платежи, установленные статьей 14 названного закона, являются фиксированными, поскольку они привязаны к устанавливаемой ежегодно стоимости страхового года.

         В соответствии с п. 22 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства от 24.07.2002 № 555, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет.

         В качестве таких документов могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения.

         Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ИП Фролова Н.В. в период с 22.09.2009 по 01.10.2009 заявитель находилась в отпуске по беременности и родам, а в период с 01.10.2009 по 21.03.2011 ИП Фролова Н.В. осуществляла уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, предпринимательскую деятельность не осуществляла, что подтверждается представленными доказательствами, в том числе свидетельством о рождении ребенка (дата рождения ребенка 01.10.2009) серии И-ИВ № 772162 от 01.10.2009 (л.д.42),  налоговыми декларациями по ЕНВД за 1-4 кварталы 2010 года , 1 квартал 2011 года (л.д.49-72)  с нулевыми показателями.

Таким образом, ИП Фролова Н.В. в соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  доказала отсутствие у неё обязанности по уплате страховых взносов исходя из стоимости страхового года за период с 01.01.2010  по 21.03.2011 (достижение ребенком возраста 1,5 года).

В соответствии с пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 № 107 индивидуальные предприниматели не уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в периоды, указанные в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

         Подпункт 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают включение в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Закона, в том числе периода получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, т. е. необходимо одновременное сочетание двух факторов - временной нетрудоспособности застрахованного лица и получение им в этот период любого пособия по государственному социальному страхованию.

         В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» пособие по беременности и родам относится к пособиям по государственному страхованию.

         Вышеприведенным подтверждается отсутствие у предпринимателя обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  не только в период с нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, но и в период нахождения предпринимателя в отпуске по беременности и родам, поскольку ИП Фролова Н.В. не осуществляла предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

         Следовательно, у предпринимателя в указанный период с 22.09.2009 по 21.03.2011 (отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет) не было обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и соответствующих сумм пеней.

         Разрешая спор об обязанности заявителя по уплате страховых взносов на медицинское страхование в период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, суд исходит из следующего.

      В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009  № 212-ФЗ указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

         Частью 1 статьи 3 названного закона определено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

         В связи с изменением порядка уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, и возложением функции администратора платежей по обязательному пенсионному  страхованию на Пенсионный фонд Российской Федерации, на порядок уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование распространяются требования, установленные для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

         Из системного толкования положений статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ и статьи  14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ следует, что уплата страховых платежей на обязательное пенсионное и медицинское страхование исходя из стоимости  страхового года заменила ранее существовавшую обязанность по уплате индивидуальными предпринимателями фиксированного платежа и правовые положения, установленные при рассмотрении  судами дел данной категории, применимы при рассмотрении дел, связанных с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

         Согласно статье 8 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

         В статье 9 данного закона определено, что указанными лицами не исчисляются страховые взносы с сумм государственных пособий, выплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособий по безработице, а также пособий и иных видов обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

         Следовательно, за период нахождения работников в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, страховые взносы работодателями за этих лиц не уплачиваются.

         В отношении застрахованных лиц - индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты физическим лицам, законодательно не предусмотрена возможность освобождения  каких-либо периодов от уплаты страховых взносов, в том числе, не установлены правила уплаты взносов в случае нахождения указанных лиц в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

         Исходя из универсальности воли законодателя и учитывая однородность правоотношений и общую базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, суд считает необоснованным начисление и взыскание с предпринимателя всех указанных взносов за период с 01.01.2010 г. по 21.03.2011, период за который начислена спорная задолженность, то есть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в период нахождения в  отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

         Кроме того, в соответствии со статьей 2 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (действующего в 2010 году) для не работающего населения страхователями в системе обязательного медицинского страхования являются органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

         Таким образом, в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет Индивидуальный предприниматель Фролова Наталья Викторовна не должна уплачивать и страховые взносы и на обязательное медицинское страхование.

         Суд также отмечает следующее.

         Из положений статьи 13, части 1 статьи 16 и частями 1,4 статьи 57 Федерального закона от 24.07.2009  № 212-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, обязаны производить исчисление и уплату суммы страховых взносов вне зависимости от размера полученного дохода, а в определенном законодателем, то есть в фиксированном размере.

         Между тем, частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

         Из анализа данной нормы следует, что работодателем не уплачиваются взносы работнику, оформившему отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, так как в этот период доход отсутствует.

         Таким образом, Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ ставит женщин-предпринимателей, работающих самостоятельно в иное положение, обязывая уплачивать их страховые взносы вне зависимости от осуществления деятельности и ухода за ребенком до достижения им полутора лет.

         Учитывая, что требование от 21.03.2012№ 084066400175693 содержит задолженность по страховым взносам за 2010-2011 года, неправомерно предъявленной следует считать задолженность, предъявленную ответчиком за период с 01.01.2010 по 21.03.2011.

         Таким образом, заявленные требования ИП Фроловой Н.В. о признании незаконными действий УПФР в Варненском районе Челябинской области по возложению обязанности на ИП Фролову Наталью Викторовну по уплате страховых взносов в период нахождения в декретном отпуске по уходу за ребенком за период с 01.01.2010 по 21.03.2011, а также пени за неуплату этих взносов, подлежат удовлетворению и нарушают права и законные интересы предпринимателя.

         В соответствии со статьей 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

         Поскольку в рассматриваемом деле ГУ УПФР в Варненском районе Челябинской области принимало участие в качестве ответчика, с него подлежат взысканию в  пользу заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб. (чек-ордер СБ 8597/0115 от 29.11.2012 – л.д.8), понесенные ИП Фроловой Н.В. при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования ИП Фроловой Натальи Викторовны удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления Пенсионного фонда России в Варненском районе Челябинской области по возложению обязанности на индивидуального предпринимателя Фролову Наталью Викторовну по уплате страховых взносов в период нахождения  в декретном отпуске по уходу за ребенком за период с 01.01.2010 по 21.03.2011 в сумме 15 608,26 руб., а также пени за неуплату этих взносов в сумме 253,40 руб.

Обязать Управление Пенсионного фонда России в Варненском районе Челябинской области произвести перерасчет по уплате страховых взносов с 01.01.2010 по 21.03.2011  ИП Фроловой Натальи Викторовны, 04.06.1974 года рождения, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица  31.05.2004 ИФНС России по Варненскому району Челябинской области,  проживающей по адресу: 457200, Челябинская область, Варненский район, с.Варна, ул.Спартака.17-4, ОГРНИП 304742814900022, исключив обязанность уплаты страховых взносов за этот период.

Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Варненском районе Челябинской области в пользу Фроловой Натальи Викторовны, 04.06.1974 года рождения, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица  31.05.2004 ИФНС России по Варненскому району Челябинской области,  проживающей по адресу: 457200, Челябинская область, Варненский район, с.Варна, ул.Спартака.17-4, ОГРНИП 304742814900022, расходы, понесенные на уплату государственной пошлины в сумме 200 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья                                                                        Н.Г.Трапезникова

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru.

 

А76-22946/2012

Категория:
Другие
Статус:
Решение суда первой инстанции: Признать решения и действия (бездействия) незаконными полностью
Истцы
Фролова Наталья Викторовна
Суд
АС Челябинской области
Судья
Трапезников Н. Г.
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее