Судья – Курнаева Е.Г.
Дело №33-9853
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Пермь 23 сентября 2015 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Судневой В.Н.
судей Степанова П.В., Кустовой И.Ю.
при секретаре Сероваевой Т.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента образования администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 июня 2015 года, которым постановлено:
«Возложить обязанность на Департамент образования администрации г. Перми предоставить З., *** 2013года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Перми.»
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., пояснения прокурора Бабушкиной О.В., законного представителя несовершеннолетнего З. – Пономаревой Т.А. об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы; проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Дзержинского района г. Перми, действующий в интересах несовершеннолетнего З. ***2013 г. рождения, обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми о предоставлении З. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Перми.
Свои требования мотивировал тем, что Пономарева Т.А, обратилась в Прокуратуру Дзержинского района г. Перми с обращением о нарушении прав ее несовершеннолетнего сына З., на получение образования в дошкольном образовательном учреждении. В апреле 2015 года Пономарева Т.А., обратилась в отдел образования Дзержинского района г. Перми о предоставлении ее сыну места в ДОУ. На обращение ею получен отказ в предоставлении места в МДОУ г. Перми по причине отсутствия свободных мест и будет предоставлено в порядке очередности; в нарушение норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» до настоящего времени З. не обеспечен местом в МДОУ г. Перми, лишен возможности получать дошкольное образование.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Департамента образования администрации города Перми просит решение отменить, указывая, что предоставление мест в МДОУ г. Перми производится в порядке очередности, первоочередное и внеочередное предоставление мест возможно лишь при наличие у лица права основанного на законе. З. право на получение внеочередного или первоочередного места в МДОУ г. Перми законодательством не предоставлено. Также обязывая предоставить место в МДОУ г. Перми вне очереди суд не учел, что будут нарушены права других детей, имеющих такое же право. Кроме того, судом не принято во внимание, что в ДОУ г. Перми свободных мест нет и при предоставлении места свыше установленной законом нормы будут нарушены положения СаНПиНа.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
Как установлено судом первой инстанции, несовершеннолетний З. ***2015 года рождения, зарегистрирован и проживает по адресу: г. Пермь ул. ****.
Пономарева Т.А., законный представитель З., на обращение в отдел образования Дзержинского района г. Перми о предоставлении места в МДОУ ее сыну, получила ответ от 16.06.2015 №СЭД-08-01-15-1107, из которого следует, что вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении будет рассмотрен при наличии свободных мест и направление в МДОУ выдается родителям (законным представителям) при наличии мест в порядке очередности в соответствии с датой рождения и при наличии льгот, определенных федеральным законодательством, при достижении ребенком минимального возраста, определенного Уставами МДОУ. При наличии свободных мест, для ребенка может быть предоставлена новая образовательная бюджетная четырехчасовая услуга дошкольного образования в муниципальных детских садах г. Перми в специально организованных помещениях с современной развивающей средой.
До настоящего времени несовершеннолетний З. место в МДОУ города Перми не предоставлено, как и не предложена четырехчасовая услуга дошкольного образования.
Согласно ч.1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Частью 2 названной статьи гражданам гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии со ст.ст. 1, 3, 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный Закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Согласно ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Согласно ч.1 ст. 64 Федерального закона № 273-ФЗ дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, обоснованно руководствуясь вышеуказанным законодательством, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что орган местного самоуправления обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения им муниципального дошкольного учреждения. Указанная обязанность на момент рассмотрения дела не исполнена, поскольку родители несовершеннолетнего ребенка не получили путевку в детское дошкольное учреждение. Суд обоснованно указал, что являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, администрация г. Перми в целях обеспечения общедоступности бесплатного дошкольного образования должна предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях города и своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений.
Выводы суда являются верными, соответствующими обстоятельствам дела, основанными на законе.
Доводы апелляционной жалобы по своему содержанию сводятся к обстоятельствам, являвшимся предметом судебного исследования, с последующей правовой оценкой и соответствующими выводами.
Само по себе отсутствие свободных мест в образовательных учреждениях для обеспечения несовершеннолетней реализации ее права на получение дошкольного образования, свидетельствует о том, что обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования органом местного самоуправления надлежащим образом не исполнена.
Довод жалобы о том, что удовлетворение заявленных требований нарушит право других детей, состоящих в регистре, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в ДОУ, несостоятелен. Соблюдение прав и интересов детей на предоставление возможности получать дошкольное образование лежит на Департаменте образования администрации города Перми в соответствии с п.2.2.1 Положения "О Департаменте образования администрации г. Перми". Оспариваемым решением права иных детей не нарушены. Более того, действующим законодательством не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности. Таковая не установлена и Постановлением администрации г. Перми № 112 от 01.03.2013 об утверждении Порядка организации общедоступного дошкольного образования, присмотра и ухода в муниципальных образовательных учреждениях города Перми.
Абзацем 4 п.2.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, с учетом СанПиН, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги.
Совокупности собранных по данному делу доказательств: объяснениям сторон, письменным доказательствам, судом дана надлежащая оценка, выводы суда должным образом мотивированы.
Жалоба не содержит указания на факты, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены либо изменения решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 июня 2015 года по доводам апелляционной жалобы Департамента образования администрации г. Перми оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :