Дело № 2а-803/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2019 года с. Сива
Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива) в составе председательствующего судьи Веселковой Ю.А.,
при секретаре Братчиковой М.А.,
с участием помощника прокурора Сивинского района Пермского края Ташкиновой Е.А.,
представителя административного ответчика Вожаковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сивинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Екатерининского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края о признании бездействия незаконными, возложении обязанностей совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Сивинского района Пермского края, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с выше указанным административным исковым заявлением к администрации Екатерининского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в 2 км с западной стороны от с. Серьгино, на территории Екатерининского сельского поселения, возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку.
Требования мотивировал тем, что в ходе проверки установлено, что в 2 км с западной стороны от с. Серьгино, на территории Екатерининского сельского поселения находится несанкционированная свалка бытовых отходов. В нарушение норм действующего законодательства орган местного самоуправления не осуществляет надлежащее обращение с бытовыми отходами потребления. Не организует работу по поддержанию территорий сельского поселения в надлежащем санитарном состоянии, и не обеспечивает проведение своевременной и качественной уборки территории от мусора, по сбору и вывозу бытовых отходов. По результатам проверки прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Екатерининского сельского поселения Вожаковой О.А. внесено представление, по результатам рассмотрения которого представление удовлетворено. Администрацией дан ответ, что администрация устранит выявленные нарушения путем ликвидации несанкционированной свалки до ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района от администрации Екатерининского сельского поселения поступила информация №, согласно которой администрацией меры по устранению нарушений по представлению прокурора, а именно, ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в 2 км с западной стороны от с. Серьгино, на территории Екатерининского сельского поселения не приняты в связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения. Следовательно, представление прокурора района № от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не исполнено, несанкционированная свалка не ликвидирована.
В судебном заседании представитель прокурора Сивинского района Пермского края Ташкинова Е.А. заявленные требования уточнила, просит признать незаконным бездействие администрации Екатерининского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, распложенной в 2 км с западной стороны от с. Серьгино, на территории Екатерининского сельского поселения. Возложить обязанность на администрацию Екатерининского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку, распложенную в 2 км с западной стороны от с. Серьгино, на территории Екатерининского сельского поселения; подготовить за счет собственных средств проект восстановительных работ нарушенных земель, расположенных в 2 км с западной стороны от с. Серьгино, на территории Екатерининского сельского поселения, на которых была расположена несанкционированная свалка. А также возложить обязанность на администрацию Екатерининского сельского поселения в течение одного года с момента утилизации и ликвидации твердых бытовых и промышленных отходов, расположенных в 2 км с западной стороны от с. Сергино, провести работы по восстановлению нарушенных земель на основании разработанного и утвержденного проекта восстановительных работ.
Представитель административного ответчика Вожакова О.А. с уточненными исковыми требованиями согласна.
Суд, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, считает, что административный иск подлежит удовлетворению.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относится участие в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен один из основных принципов земельного законодательства - принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель.
Согласно п.4 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 («О проведении рекультивации и консервации земель» (вместе с «Правилами проведения рекультивации и консервации земель») «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее - Правила), рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Пунктом 3 Правил установлено, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Пунктом 5 Правил определено, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель, сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно п. 6 Правил, рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
В силу п.8 Правил, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Как следует из материалов дела прокурором Сивинского района вынесено представление в адрес и.о. главы администрации Екатерининского сельского поселения Вожаковой О.А. от ДД.ММ.ГГГГ, об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
Из письма администрации Екатерининского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в связи с дотационностью, недостатком денежных средств, несанкционированная свалка с западной стороны от с. Серьгино будет ликвидирована до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района от администрации Екатерининского сельского поселения поступила информация №, согласно которой администрацией меры по устранению нарушений по представлению прокурора, а именно, ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в 2 км с западной стороны от с. Серьгино, на территории Екатерининского сельского поселения не приняты в связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения.
Судом установлено, что на территории Екатерининского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края в 2 км с западной стороны от с. Серьгино расположена несанкционированная свалка, которая до настоящего времени не ликвидирована.
Таким образом, администрация Екатерининского сельского поселения нарушает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сбросе, накоплении, использовании, обезвреживании, размещении, ином обращении с отходами производства и потребления, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 272-273 Кодекса административного судопроизводства РФ,
суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Сивинского района Пермского края к администрации Екатерининского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации Екатерининского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, распложенной в 2 км с западной стороны от с. Серьгино, на территории Екатерининского сельского поселения.
Обязать администрацию Екатерининского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку, распложенную в 2 км с западной стороны от с. Серьгино, на территории Екатерининского сельского поселения.
Обязать администрацию Екатерининского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить за счет собственных средств проект восстановительных работ нарушенных земель, расположенных в 2 км с западной стороны от с. Серьгино, на территории Екатерининского сельского поселения, на которых была расположена несанкционированная свалка.
Обязать администрацию Екатерининского сельского поселения в течение одного года с момента утилизации и ликвидации твердых бытовых и промышленных отходов, расположенных в 2 км с западной стороны от с. Сергино, провести работы по восстановлению нарушенных земель на основании разработанного и утвержденного проекта восстановительных работ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 10 дне в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Сива) со дня принятия решения в окончательной форме- ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья /подпись/ Ю.А. Веселкова
Копия верна.
Судья Ю.А. Веселкова