Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> РБ
Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Янтилиной Л. М.,
при секретаре ФИО1,
с участием прокурора ФИО2,
представителя ответчика, администрации МР <адрес> РБ ФИО3 (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РБ в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Ишмухаметовский сельский совет муниципального района <адрес> РБ о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязании провести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков на территории сельского поселения,
установил:
<адрес> РБ обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Ишмухаметовский сельский совет муниципального района <адрес> РБ о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязании провести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков на территории сельского поселения, указывая, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения Ишмухаметовский сельсовет законодательства о лесопользовании и о пожарной безопасности в лесах, в ходе которой установлено, что в 2км в северо-восточном направлении от дер. Ишмухаметово имеется лесной участок площадью около 4,7га, 0,3га и 7,2га, далее в 1км от него в том же направлении имеется лесной участок площадью 23га. В дер. Баишево, а также в 750м от него в юго-восточном направлении имеются лесные участки, площадью около 2,9га и 20га, не относящиеся к государственному лесному фонду и являющиеся бесхозяйными.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Прокурор указывает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу статей 92 и 93 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В силу ст. 1, п. п. 6, 8 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Согласно п.п. 7.1, 23 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселения относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, ст.84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе организация и принятие мер по оповещению населения, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Прокурор указывает, что согласно п.4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №417, меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами местного самоуправления – в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности муниципальных образований.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Прокурор указывает, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес администрации сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако в нарушение вышеуказанных требований должностными лицами администрации меры по проведению инвентаризации бесхозных лесов и древесно-кустарниковой растительности на территории поселения в нарушение требований ст. 225 Гражданского процессуального кодекса РФ не принимаются, вследствие их бесхозности требования к обеспечению мер пожарной безопасности, минимизации последствий проявления чрезвычайных ситуаций, к рациональному использованию природных ресурсов не выполняются, в связи с чем ставиться под угрозу жизнь и здоровье населения, охрана природы.
Прокурор просит: 1. Признать бездействие администрации сельского поселения Ишмухаметовский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - лесного фонда, не относящегося к государственному лесному фонду- незаконным.
2. Обязать администрацию сельского поселения Ишмухаметовский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в течении 5 месяцев с момента вступления в силу решения суда провести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков лесного фонда, не относящегося к государственному лесному фонду, расположенных на территории сельского поселения, с указанием наименования и площади бесхозных лесных участков;
3. Обязать администрацию сельского поселения Ишмухаметовский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в течении 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда организовать получение правоустанавливающей документации и обратиться в органы Росреестра с заявлением о постановке на учет лесных участков лесного фонда, не относящегося к государственному лесному фонду, расположенных на территории сельского поселения в качестве бесхозяйных.
В судебном заседании прокурор ФИО2 поддержал заявленные исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 исковые требования прокурора не признал, представил возражение, согласно которому в соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ, согласно которому лесничества и лесопарки также располагаются на землях:
1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;
2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса;
3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В соответствии с п. 24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.
В соответствии со ч.5 ст. 69 ЛК РФ проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.
Ответчик указывает, что из анализа вышеуказанных норм следует, что лесоустройство на территории сельского поселения может быть проведено только в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов. Ответчик указывает, что из смысла ст. 7 ЛК РФ границы лесного участка определяются по результатам проведения мероприятий по лесоустройству.
Ответчик считает, что истцом не представлено доказательств того, находятся ли указанные в заявлении участки леса на землях населенных пунктов.
В соответствии со ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий (прим. кроме земель лесного фонда) определяются в соответствии с земельным законодательством.
Ответчик указывает, что в соответствии со ст. 16 Земельного кодекса РФ земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Ответчик указывает, что земельные участки, занятые лесами, указанными в исковом заявлении, относятся к государственной собственности, а потому постановка лесных участков на учет бесхозяйных недвижимых вещей невозможна.Ответчик считает, что исковые требования в части возложения обязанности на администрацию обязанности произвести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков не обоснованы. Не раскрываются конкретные мероприятия, которые должны быть проведены в рамках «инвентаризации».
Между тем, в соответствии со ст. 81 ЛК РФ государственная инвентаризация лесов отнесена к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
В пункте 2 «Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» предусмотрено, что на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имею собственника или собственники которых неизвестно, или права собственности на которые собственники отказались». Между тем в соответствии со ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий (прим. кроме земель лесного фонда) определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса РФ земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью.
Ответчик просит в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьи 42 и 58 Конституции РФ определяют, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Из адресованного прокурору письма председателя КУС МЗИО РБ по <адрес> и <адрес>, следует, что указанный лесной участок в реестр муниципального имущества не включены, балансодержатель отсутствует, находится на территории сельского поселения и на кадастровый учет не поставлен.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Статьей 8 Лесного кодекса РФ определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе осуществление муниципального лесного контроля (пункт 29).
В силу ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии со ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления на территории которого они находятся.
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу статей 92 и 93 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от дата N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу ст. 1, п. п. 6, 8 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Оценив вышеизложенные положения лесного и земельного законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора, поскольку именно орган местного самоуправления, в границах которого расположены занятые лесами земельные участки, собственность на которые не разграничена, правомочен на распоряжение такими земельными участками, в том числе на принятие мер по инициированию процедуры разграничения права государственной собственности в отношении них.
Обязанность органа местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из ч. 2 ст. 70 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которым органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ).
Однако, с учетом доводов ответчика о том, что в местном бюджете не предусмотрены дополнительные расходы, суд находит, что для исполнения обязанности по проведению инвентаризации лесных участков и получение правоустанавливающей документации для постановки на учет лесных участков, ответчику следует предоставить разумный срок 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> РБ в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Ишмухаметовский сельский совет муниципального района <адрес> РБ о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязании провести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков на территории сельского поселения удовлетворить.
1. Признать бездействие администрации сельского поселения Ишмухаметовский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - лесного фонда, не относящегося к государственному лесному фонду - незаконным.
2. Обязать администрацию сельского поселения Ишмухаметовский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в течении одного года с момента вступления в силу решения суда провести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков лесного фонда, не относящегося к государственному лесному фонду, расположенных на территории сельского поселения, с указанием наименования и площади бесхозных лесных участков;
3. Обязать администрацию сельского поселения Ишмухаметовский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в течении одного года с момента вступления в силу решения суда организовать получение правоустанавливающей документации и обратиться в органы Росреестра с заявлением о постановке на учет лесных участков лесного фонда, не относящегося к государственному лесному фонду, расположенных на территории сельского поселения в качестве бесхозяйных.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Янтилина Л.М.