Решение по делу № 33а-9069/2019 от 14.11.2019

Дело № 33а-9069/2019                          город Хабаровск

(дело в суде первой инстанции № 2а-7794/2019).

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:    

председательствующего Коноплевой И.А.,

судей Романовой И.А., Герасимовой О.В.,

при секретаре Цой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 декабря 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании бездействия по организации ликвидации свалок бытовых и строительных отходов незаконным, обязании ликвидировать свалки бытовых и строительных отходов,

по апелляционной жалобе управления лесами Правительства Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 4 октября 2019 года,

заслушав доклад судьи Романовой И.А., пояснения прокурора Храмцовой Е.Б.,

УСТАНОВИЛА:

Николаевский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование административных исковых требований указав на то, что в ходе проверки соблюдения законодательства о лесопользовании, проведенной заместителем Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Головиным С.А. 31.07.2019, произведены осмотры лесных участков городского участкового лесничества Николаевского лесничества. В результате осмотра выдела № 33 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества установлено, что в точке примерных географических     координат: 53.182330, 140.455000, расположена свалка бытовых и строительных отходов (обломки шифера, металлолом, целлофановые пакеты, пластиковые канистры, жестяные банки, стеклотара различного объема, бумага, стекло, масляный автомобильный фильтр и другие отходы) на площади от 20 м2. до 25 м2. ; в результате осмотра выдела № 34 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества установлено, что в точке примерных географических координат: 53.182337, 140.457186, расположена свалка бытовых и строительных отходов (деревянные доски, целлофановые пакеты, пластиковые канистры, бутылки и банки, различного объема, бумага, стекло и другие отходы) на площади от 10 м2 до 15 м2. Уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений Хабаровского края, является управление лесами Правительства Хабаровского края, которым в отношении земель лесного фонда на указанных выделах не осуществляются необходимые мероприятия, не соблюдаются нормы и правил природоохранного законодательства.

Прокурор, с учетом уточнений к иску, просил признать незаконным бездействие Управления лесами Правительства Хабаровского края по организации ликвидации свалок бытовых и строительных отходов, расположенных на выделе № 33 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества, в точке примерных географических координат: 53.182330, 140.455000, и выделе № 34 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества, в точке примерных географических координат: 53.182337, 140.457186; обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края в срок до 01.11.2019 ликвидировать свалки бытовых и строительных отходов, расположенных на выделе № 33 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества, в точке примерных географических координат: 53.182330, 140.455000, и выделе № 34 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества, в точке примерных географических координат: 53.182337, 140.457186.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 4 октября 2019 года исковые требования удовлетворены.

Признано незаконным бездействие управления лесами Правительства Хабаровского края по организации ликвидации свалок бытовых и строительных отходов, расположенных на выделе № 33 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества в точке примерных географических координат: 53.182330, 140.455000 и выделе № 34 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества в точке примерных географических координат 53.182337, 140.457186.

Возложена обязанность на управление лесами Правительства Хабаровского края ликвидировать свалки бытовых и строительных отходов, расположенных на выделе № 33 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества в точке примерных географических координат: 53.182330, 140.455000 и выделе № 34 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества в точке примерных географических координат: 53.182337, 140.457186, в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель управления лесами Правительства Хабаровского края просит решение отменить как незаконное, ссылаясь на то, что земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка отходов, относится к землям государственного лесного фонда, является федеральной собственностью; финансирование Управления осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений и средств краевого бюджета, ликвидация свалок на территории квартала 312 выделов 33, 34 Городского участкового лесничества Николаевского лесничества в полномочия Управления лесами не входит. Считает ошибочными выводы суда о том, что ликвидация несанкционированных свалок является санитарно-оздоровительным мероприятием. Указывает об отсутствии свалок и подтверждение данного обстоятельства актом от 23.08.2019 № 4; ссылается на непривлечение судом сотрудников КГКУ «Николаевское лесничество», производивших осмотр лесных участков в указанном административном иске квартале, по ходатайству Управления лесами.

В возражениях на жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и возражений, выслушав прокурора, возражавшего относительно доводов жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу положений ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Федерального закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно ч. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.

Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, заместителем Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Головиным С.А. в ходе проверки, проведенной в период времени с 11 часов 20 минут до 11 часов 50 минут 31.07.2019, во исполнение задания Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры № 7-21-2019 от 10.07.2019, произведены осмотры лесных участков городского участкового лесничества Николаевского лесничества.

В результате осмотра выдела № 33 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества установлено, что в точке примерных географических    координат: 53.182330, 140.455000 расположена свалка бытовых и строительных отходов (обломки шифера, металлолом, целлофановые пакеты, пластиковые канистры, жестяные банки, стеклотара различного объема, бумага, стекло, масляный автомобильный фильтр и другие отходы) на площади от 20 м2. до 25 м2.

В результате осмотра выдела № 34 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества установлено, что в точке примерных географических координат: 53.182337, 140.457186 расположена свалка бытовых и строительных отходов (деревянные доски, целлофановые пакеты, пластиковые канистры, бутылки и банки, различного объема, бумага, стекло и другие отходы) на площади от 10 м2. до 15 м2.

В ходе обследования произведено фотографирование указанной территории на смартфон Xiaomi Pocophone F1.

Разрешая требования, суд первой инстанции, установив, что на выделе № 33 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества в точке примерных географических координат: 53.182330, 140.455000, на выделе № 34 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества, в точке примерных географических координат: 53.182337, 140.457186, расположены свалки бытовых и строительных отходов, с учетом обнаружения несанкционированной свалки на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное хозяйствование, пришел к выводу о том, что организация мероприятий по ликвидации выявленной несанкционированной свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Хабаровского края отнесено к полномочиям управления лесами Хабаровского края (п.3.13 Положения), должна быть возложена на указанный орган исполнительной власти Хабаровского края.

Определяя срок исполнения возлагаемой решением суда обязанности, суд исходил из того, что проведение возможных мероприятий, связанных с закупками работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, требует временных затрат, установив, в этой связи, срок для исполнения обязанности – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу, посчитав данный срок отвечающий требованиям разумности, справедливости, исполнимости.

Судебная коллегия находит выводы суда, изложенные в решении, правильными, основанными на законе, они подробно мотивированы, соответствуют нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.

Доводы жалобы о нахождении несанкционированной свалки на землях государственного лесного фонда, что, по мнению подателя жалобы, свидетельствует о незаконности решения, судебная коллегия отклонят.

Земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов, относится к землям государственного лесного фонда и является федеральной собственностью (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу п.6 ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в то числе осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Уполномоченным органом исполнительной власти края осуществляющим полномочия в области лесных отношений Хабаровского края является управление лесами Правительства Хабаровского края (п.1.1 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденное Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 года № 185-пр).

Лица, осуществившие несанкционированное складирование отходов на спорном земельном участке, не установлены. В этой связи, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, анализируя требования земельного и лесного законодательства, а также распределение полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, учитывая, что обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, суд верно возложил обязанность по принятию мер по организации ликвидации свалки, размещенной на территории земельного участка лесного фонда, на Управление лесами Правительства Хабаровского края, осуществляющее в Хабаровском крае полномочия собственника земельных участков лесного фонда, который, исходя из положений статьи 201 Гражданского кодекса Российской Федерации, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Ссылки подателя жалобы на Положение об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, которое, по мнению автора жалобы, свидетельствует о том, что деятельность по ликвидации несанкционированных свалок Управлением лесами не осуществляется, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

Исходя из задач Управления лесами Правительства Хабаровского края, закрепленных в пункте 2.1 Положения, к которым относится реализация государственной политики в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории края в пределах предоставленных полномочий, и необходимости для выполнения возложенных задач выполнять работы по противопожарному обустройству лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, что прямо закреплено в п.3.13, 3.14, 3.18 Положения мер, доводы подателя жалобы о нахождении несанкионированной свалки на землях лесного фонда, как и суждения о том, что ликвидация несанкционированных свалок на Управление лесами не возложена, судебной коллегией приняты быть не могут как противоречащие положениям действующего законодательства, регулирующего спорные отношения сторон, которые применены судом правильно с возложением соответствующей обязанности на надлежащего ответчика – Управление лесами Правительства Хабаровского края.

Пункт 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607, предусматривает меры санитарной безопасности в лесах, которые включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах.

Из содержания данного пункта видно, что названный перечень не исчерпывается мерами, указанными в нем.

При таких обстоятельствах, являются ошибочными доводы жалобы о неверных выводах суда, которым ликвидация несанкционированных свалок отнесена к санитарно-оздоровительным мероприятиям. Указанные доводы жалобы не являются основанием для отмены обжалуемого решения, так как, вопреки суждениям автора жалобы, проведение мер санитарной безопасности в лесах, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, а также п. 3.18 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 № 185-пр входит в полномочия Управления лесами Правительства Хабаровского края.

Судебная коллегия отклоняет и доводы жалобы об отсутствии свалок на указанной прокурором в административном иске территории.

Указанные доводы, как и акт от 23.08.2019 № 4, на который ссылается податель жалобы в обоснование отсутствия свалок, являлись предметом проверки суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает.

В соответствии с актом № 4 планового (рейдового) осмотра от 23.08.2019, составленного инженером по ОиЗЛ КГКУ «Николаевское лесничество» Сердюком Н.М., на который ссылается автор жалобы, в квартале №312 выдел 33,34 Городского участкового лесничества рядом с автодорогой Николаевск-на-Амуре-п.Многовершинный не было обнаружено несанкционированных свалок.

В то же время, в соответствии с актом осмотра, составленном после даты, указанной в акте - 30.09.2019, Николаевским-на-Амуре межрайонным природоохранным прокурором Кулыгиным Г.В. при участии этого же инженера охраны и защиты леса КГКУ "Николаевское лесничество" Сердюка Н.М., был проведен осмотр выдела 34 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества в примерных координатах 53.182337, 140.457186, и выдела № 33 квартала № 312 городского участкового лесничества в координатах 53.182330, 140.455000.

В ходе осмотра установлено, что в выделе № 34 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества в примерных географических координатах 53.182337 северной широты и 140.457186 восточной долготы на момент осмотра находится свалка мусора размером около 2мХ3м, состоящая из коробок, пластиковых бутылок, стеклянных бутылок, пакетов, др; в выделе № 33 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества в примерных географических координатах 53.1823330 северной широты и 140.455000 восточной долготы на момент осмотра находится свалка мусора размером около 4 мХ4 м., состоящая из коробок, ведер, жестяных банок, ящиков, пластиковых контейнеров и др.

Указанный акт осмотра подписан Николаевским-на-Амуре межрайонным природоохранным прокурором Кулыгиным Г.В., инженером охраны и защиты леса КГКУ "Николаевское лесничество" Сердюком Н.М.

В объяснении от 02.10.2019, отобранном Николаевским-на-Амуре межрайонным природоохранным прокурором Кулыгиным Г.В. у инженера охраны и защиты леса КГКУ "Николаевское лесничество" Сердюка Н.М., последний подтвердил изложенные в акте от 30.09.2019 сведения об осмотре выделов 33, 34 и наличие свалки бытовых отходов на них. Кроме этого, Сердюк Н.М. не подтвердил выезд 22.08.2019 на осмотр квартала № 312 выделов 33 и 34 городского участкового лесничества и составление акта № 4 от 23.08.2019 планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка.

Представленные прокурором в обоснование факта наличия свалок на указанной в административном иске территории доказательства, в том числе фотоматериалы, вопреки доводам жалобы, подтверждают верную оценку доказательств судом и правильные выводы относительно установленных по делу обстоятельств.

Ссылаясь на акт № 4 от 23.08.2019, составленный инженером охраны и защиты леса КГКУ "Николаевское лесничество" Сердюком Н.М., который, по мнению апеллянта, свидетельствует об отсутствии свалок, автор жалобы не принимает во внимание, что этот акт противоречит сведениям, изложенным в акте от 30.09.2019, составленном с участием этого же инженера охраны и защиты леса КГКУ "Николаевское лесничество" Сердюком Н.М., не подтвердившего как составление им акта от 23.08.2019, так и зафиксировавшего наличие свалок на указанной прокурором территории в акте, составленном 30.09.2019.

В этой связи, суд, оценив доказательства в совокупности, верно не принял представленные административным ответчиком документы - отчет о выполнении планового (рейдового) задания, предоставленный административным ответчиком, как сформированный в отношении иного квартала № 133, акт № 4 планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка, в качестве доказательств отсутствия свалок на установленной в исковом заявлении территории, указав об отсутствии оснований не доверять сведениям, изложенным в акте осмотра от 30.09.2019 выдела 33, 34 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества, составленного прокурором с участием представителя КГКУ "Николаевское лесничество".

В этой связи, не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о необоснованном отказе в привлечении к участию в деле КГКУ «Николаевское лесничество».

Ссылаясь на указанные обстоятельства как допущенное судом нарушение требований процессуального законодательства, автор жалобы указывает на необоснованный отказ суда в привлечении сотрудников КГКУ «Николаевское лесничество» к участию в деле, обосновывая данный довод, исходя из необходимости, по мнению автора жалобы, дачи сотрудниками учреждения пояснений по информации об отсутствии свалок, изложенной в акте № 4 23.08.2019, т.е. исходя из необходимости предоставления доказательств по делу, в то время как привлечение заинтересованного лица к участию в деле обусловлено иными причинами – в том случае, если права и обязанности этого лица могут быть затронуты при разрешении административного дела (ч.1 ст.47 КАС РФ).

В этой связи, непривлечение к участию в деле КГКУ «Николаевское лесничество», права и обязанности которого не могут быть затронуты вынесенным судебным решением, о допущенных процессуальных нарушениях не свидетельствует и на правильность выводов суда не влияет, который верно определил достаточность доказательств, оценив письменные доказательства ( акт от 23.08.2019 № 4, объяснение представителя КГКУ «Николаевское лесничество» Сердюка Н.М.), не усмотрев оснований для допроса в качестве свидетелей лиц, составивших указанные документы.

При таких обстоятельствах, исходя из того, что на выделе № 33 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества в точке примерных географических координат: 53.182330, 140.455000, на выделе № 34 квартала № 312 городского участкового лесничества Николаевского лесничества в точке примерных географических координат: 53.182337, 140.457186, расположены свалки бытовых и строительных отходов, суд обоснованно признал незаконным бездействие управления лесами Правительства Хабаровского края по организации ликвидации свалок бытовых и строительных отходов в указанных выделах, возложив обязанность на управление лесами Правительства Хабаровского края ликвидировать свалки бытовых и строительных отходов, установив срок, достаточный для выполнения указанных мероприятий.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь отмену обжалуемого решения.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение при соблюдении требований процессуального законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 4 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий                    И.А.Коноплева    

Судьи                                О.В.Герасимова     

        И.А.Романова                

33а-9069/2019

Категория:
Административные
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Николаевский-на-Амуре межрайонный прокурор
Ответчики
Управление лесами Правительства Хабаровского края
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Романова Ирина Александровна
15.11.2019[Адм.] Передача дела судье
13.12.2019[Адм.] Судебное заседание
23.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2020[Адм.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее