Дело № 2-1513/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Мартьяновой С.С.
с участием представителя истца Адеева Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 16 июня 2016 года дело по иску Марущенко О.А. к Администрации муниципального образования городского округа «Инта», Минстрою Республики Коми о возложении обязанности предоставить социальную выплату,
УСТАНОВИЛ:
Марущенко О.А. обратилась в суд с иском к Администрации МОГО «Инта», Минстрою Республики Коми о возложении обязанности перевести семью истицы с 20.04.2009 из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды» с составом семьи 5 человек, включая истицу, ее сына М., невестку Марущенко И.К. , внуков Марущенко М.А. , Марущенко А.А. , возложении на Минстрой Республики Коми обязанности предоставить жилищную субсидию в порядке очередности исходя из даты постановки на учет 30.07.1997 на указанный состав семьи. В обоснование своих требований указала, что с 30.07.1997 состояла в очереди на переселение из районов Крайнего Севера с составом семьи 5 человек. Внук истицы Марущенко А.А. 1994 г.р. является инвалидом с детства При исполнении Марущенко А.А. 15 лет, то есть с 20.04.2009 семья истицы должна быть переведена из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды».
В судебном заседании 24.05.2016 истица требования поддержала, пояснила, что пыталась перейти в категорию «инвалиды», в 2010 г. обращалась по этому поводу в суд, в иске было отказано в связи с тем, что внуку не исполнилось 15 лет. Полагала, что решение Интинского городского суда Республики Коми от 30.08.2010 не должно учитываться при рассмотрении данного спора, так как в тот период действовало другое законодательство. Законодательство изменилось с 01.01.2012, предоставив право на получение социальных выплат на переселение инвалидам с детства, прожившим в районах Крайнего Севера 15 лет.
Представитель ответчика Администрации МО ГО "Инта" в судебном заседании 24.05.2016 исковые требования не признал, пояснил, что право на получение социальных выплат имеют только инвалиды, родившиеся после 01.01.1992. Имеется решение суда по этому же вопросу. Гражданское законодательство обратной силы не имеет. Законом не предусмотрен перевод очереди с одного члена семьи на другого, предусмотрен только переход очереди к члену семьи в случае смерти заявителя.
27.05.2016 истица представила в суд заявление, в котором указала, что ее семья имеет право состоять в очереди на переселение по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 20.04.2009.
27.05.2016 Марущенко А.А. представил в суд заявление, в котором просил произвести замену истца на него, признать за ним право на получение жилищного сертификата на весь состав семьи с даты постановки на учет 29.04.2009.
Определением Интинского городского суда Республики Коми от 28.05.2016 по настоящему делу Марущенко А.А. признан третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования на предмет спора.
Ответчик Минстрой Республики Коми представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что требования не признает. Указал, что в 2005, 2006 г. Марущенко О.А. была включена в общереспубликанские списки по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет 30.07.1997 с составом семьи 1 человек, в период с 2007 по 2009 г. Марущенко О.А. была включена в общереспубликанские списки по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет 30.07.1997 с составом семьи 5 человек; в общереспубликанские списки по состоянию на 01.01.2010 включен Марущенко А.А. как заявитель по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 30.07.1997 с составом семьи 5 человек, в период с 2011 по 2016 г. в общереспубликанские списки включена Марущенко О.А. по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет 30.07.1997 с составом семьи 5 человек. Требование о переводе очереди на Марущенко А.А. с даты постановки на учет 20.04.2009 подлежат отклонению. Условия, по которым Марущенко О.А. была поставлена на учет, не изменились. Перевод очереди с гражданина, состоящего на учете, на члена его семьи, законом не предусмотрен. Основанием для постановки на учет является заявление гражданина. 20.04.2009 ни Марущенко А.А. , ни Марущенко О.А. с заявлением о постановке не учет не обращались. Марущенко А.А. не приобрел самостоятельного права на постановку на учет, поскольку родился __.__.__, то есть после 01.01.1992. Марущенко А.А. считается прибывшим в районы Крайнего Севера после 01.01.1992.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал, просил признать за Марущенко А.А. право на получение социальной выплаты по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 29.04.2009, поскольку в указанную дату Марущенко О.А. , действовавшая по доверенности от имени Марущенко А.А. , обращалась в Администрацию МО ГО "Инта" с заявлением о постановке его на учет.
Дело рассмотрено в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 30.07.1997 Марущенко О.А. поставлена на учет в Администрации г. Инты на переселение из районов Крайнего Севера, состав семьи при регистрации не был указан. Марущенко О.А. состояла на учете по категории «пенсионеры». С период с 2005 по 2009 г. истца проходила перерегистрацию, указывая состав семьи 5 человек. 29.04.2009 истица, действуя на основании доверенности от 21.03.2009, выданной Марущенко А.А. с согласия своего отца, обратилась в администрацию МО ГО "Инта" с заявлением о признании заявителем Марущенко А.А. по категории «инвалиды». Постановлением Администрации МО ГО "Инта" от 06.04.2010 № 4/1197 семья Марущенко переведена из категории «инвалиды» в категорию «пенсионеры» с датой постановки на учет 30.07.1997, заявителем вновь указана Марущенко О.А. Марущенко А.А. обратился в Интинский городской суд Республики Коми с иском к Администрации МО ГО "Инта", Минархстрою Республики Коми о возложении обязанности восстановить в очереди по категории «инвалиды с детства» с составом семьи 5 человек с датой постановки на учет 30.07.1997. Решением Интинского городского суда Республики Коми от 30.08.2010 по делу № 2-5368/2010 в удовлетворении исковых требований отказано. Семья Марущенко продолжает состоять на учете на получение социальных выплат по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет __.__.__, с составом семьи 5 человек, заявителем является Марущенко О.А.
Марущенко А.А. родился __.__.__ в г. Инте Республики Коми, с рождения по настоящее время проживает и имеет регистрацию по месту жительства в г. Инте. С __.__.__ Марущенко А.А. был признан ребенком-инвалидом. __.__.__ Марущенко А.А. установлена 3 группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности – инвалид с детства.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25.10.2002).
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона в редакции Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ, действующей с 01.01.2012, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.Из содержания указанной нормы следует, что предоставление жилищной субсидии инвалидам с детства гарантировано государством и обусловлено только их рождением и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.
Толкование ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 в редакции Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что требование о необходимости прибытия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности до 01.01.1992 для приобретения права на получение жилищных субсидий не распространяется на инвалидов с детства, так как оборот "при этом", используемый законодателем в данной норме, имеет грамматическое значение "одновременно с этим", "наряду с этим", "вместе с тем", то есть в отличие от иных граждан, указанных в первом предложении ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 в редакции Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ, право инвалидов с детства на получение жилищных субсидий зависит только от места их рождения и длительности проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Кроме того, термины "прибытие" и "рождение" не являются равнозначными понятиями, так как в контексте приведенной нормы закона имеют разную смысловую нагрузку, и право инвалидов с детства на получение жилищной субсидии закон не ставит в зависимость от даты рождения.
Федеральный закон № 125-ФЗ от 25.10.2002 в первоначальной редакции, действовавшей до 01.01.2012 предусматривал, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002 в указанной редакции устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона; …
Статьей 5 указанного Федерального закона в первоначальной редакции, было установлено, что при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.
Таким образом, из системного толкования положений ст. 1, 2, 5 Федерального закона от 25.10.2002 в первоначальной редакции следует, что первоначальная редакция также предусматривала право на получение социальных выплат на переселение из районов Крайнего Севера инвалидов с детства, проживших в районах Крайнего Севера не менее 15 лет. В связи с изложенным не имеют значения доводы представителя Администрации МО ГО "Инта", что гражданское законодательство не имеет обратной силы.
На основании вышеизложенного суд полагает, что Марущенко А.А. вправе самостоятельно быть заявителем на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002.
Из учетного дела следует, что 29.04.2009 истица, действовавшая от имени Марущенко А.А. по доверенности от 21.03.2009, предусматривавшей полномочия быть представителем в Администрации МО ГО "Инта" по вопросу постановки в льготную очередь в связи с инвалидностью для получения жилья за пределами Республики Коми, обратилась в Администрацию МО ГО "Инта" с заявлением о предоставлении ему государственного жилищного сертификата на состав семьи 5 человек, а также с заявлением о признании Марущенко А.А. заявителем. На указанную дату Марущенко А.А. достиг 15-летнего возраста, проживал на территории г. Инты с рождения, ему была установлена инвалидность. Таким образом, Марущенко А.А. имел самостоятельное право на постановку на учет в качестве заявителя. Требования Марущенко А.А. о признании за ним права на получение социальной выплаты на переселение из районов Крайнего Севера по категории «инвалиды» с датой постановки на учет __.__.__ подлежат удовлетворению.
Право на получение Марущенко А.А. социальной выплаты с даты постановки на учет __.__.__ не может быть признано, поскольку получение социальных выплаты носит заявительный характер. __.__.__ Марущенко А.А. с заявлением о включении его в список граждан на получение социальной выплаты не обращался.
Суд полагает, что наличие вступившего в законную силу решения Интинского городского суда Республики Коми от 30.08.2010 по делу № 2-5368/2010 не препятствует удовлетворению требований Марущенко А.А. , поскольку указанным решением Интинского городского суда РК Марущенко А.А. отказано в удовлетворении требований о признании за ним права на получение социальной выплаты с даты постановки на учет __.__.__, в рамках указанного дела вопрос о признании за Марущенко А.А. права на получение социальной выплаты с даты постановки на учет __.__.__ не рассматривался.
Требования Марущенко О.А. подлежат отклонению, поскольку она является ненадлежащим истцом по требованиям о признании Марущенко А.А. заявителем для целей получения социальной выплаты.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать право Марущенко А.А. , __.__.__ года рождения, уроженца гор. Инты Республики Коми, на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» по дате постановки на учет 29.04.2009 с составом семьи 5 человек, включая Марущенко А.А. , Марущенко О.А. , М., Марущенко И.К. , Марущенко М.А. .
Возложить на Минстрой Республики Коми обязанность предоставить Марущенко А.А. , __.__.__ года рождения, уроженцу гор. Инты Республики Коми, в порядке очередности социальную выплату в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с датой постановки на учет 29.04.2009 с составом семьи 5 человек, включая Марущенко А.А. , Марущенко О.А. , М., Марущенко И.К. , Марущенко М.А. .
Марущенко О.А. к Администрации МО ГО "Инта", Минстрою Республики Коми о переводе очереди на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды» с датой постановки на учет 20.04.2009 отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.07.2016.
Судья Л.В.Махнева