Судья Магомедова Д.М.
Дело № 33-3609/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Махачкала 26 августа 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Устаевой Н.Х.
судей Хавчаева Х.А. и Алиевой Э.З.
при секретаре судебного заседания Магарамовой С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Петрова С.Е. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 9 февраля 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Абеева С. К. удовлетворить частично.
Обязать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечислить Абееву С.К. единовременную компенсационную выплату в размере № рублей путем перечисления через Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Хавчаева Х.А., объяснения представителя ТФОМС РД Сиражутдинова А.Х., просившего решение суда отменить; Абеева К.С., просившего оставить решение суда без изменения; представителя Министерства здравоохранения РД Гаджихановой А.И., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Абеев С.К. обратился с иском к Министерству здравоохранения РД, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования РД о взыскании единовременной компенсационной выплаты в размере № рублей, денежной компенсации за задержку выплат в сумме № рублей, индексации единовременной компенсационной выплаты на сумму № рублей, компенсации морального ущерба в сумме № рублей.
В обоснование указал, что вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Махачкалы от 09.04.2014 г. удовлетворены его исковые требования к Министерству здравоохранения РД, на которое возложена обязанность заключить с ним договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт РД или переехавшим на работу в сельский населенный пункт РД из другого населенного пункта; постановлено срок данного договора исчислять с 27.09.2012 г., а также обязать МЗ РД направить в ФФОМС заявку на получение межбюджетных трансфертов из расчета № рублей для последующего предоставления Абееву С.К. единовременной компенсационной выплаты. Однако ответчики не перечислили ему вышеуказанную компенсационную выплату.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФФОМС Петров С.Е. просит отменить данное решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к ФФОМС. В обоснование указывает, что согласно ч.12.2 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» иные межбюджетные трансферты, предусмотренные ч.12.1 данной статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных соответствующих правовых актов. В Республике Дагестан отсутствует нормативный правовой акт, предусматривающий порядок и условия предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в 2015 году, из чего следует, что на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не может быть возложена обязанность по перечислению Абееву С.К. единовременной компенсационной выплаты, в силу предписаний части 12.2 статьи 51 Федеральный закон № 326-ФЗ. Предоставление в 2015 году межбюджетных трансфертов на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам при отсутствии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации является нарушением требований Федерального закона № 326-ФЗ. Абеев С.К. прибыл на работу в сельский населенный пункт в 2012 году, следовательно, права на предоставление единовременной компенсационной выплаты в 2015 году он не имеет. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не является стороной по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты между Министерством здравоохранения Республики Дагестан и медицинским работником Абеевым С.К.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Абеев С.К. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Надлежаще извещенный о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции представитель ФФОМС в судебное заседание не явился, в апелляционной жалобе просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 12.1 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2012 г. осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ договор, предусмотренный п.3 ч.12.2 настоящей статьи. В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 г. из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета 1 миллион рублей на одного указанного медицинского работника.
В соответствии с 4.12.2 ст.51 указанного Федерального закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные ч. 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов РФ при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативных правовых актов, предусматривающих:
1) предоставление медицинским работникам, имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте либо рабочем поселке и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;
2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с 4.12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч. 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;
3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с медицинским работником, указанным в 4.12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта РФ;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта РФ части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п.8 ч.1 ст.77, п.п. 1, 2 и 4 ч.1 ст.81, п.п.1, 2, 5. 6 и 7 ч.1 ст.83 ТК РФ), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду:
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта РФ, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
Пунктом 2 Постановления Правительства РД от 10.02.2012 г. № 34 «О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 -2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт РД или переехавшим на работу в сельский населенный пункт РД из другого населенного пункта», принятого во исполнение Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ», Министерство здравоохранения РД определено уполномоченным органом исполнительной власти РД на заключение договоров о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам. Этим же постановлением утвержден порядок заключения таких договоров.
Согласно п.3 ч.12.2 ст.51 Федерального закона и п.2 Порядка заключения договоров указанный договор заключается с медицинским работником после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ либо с муниципальным учреждением здравоохранения, в соответствии с которым работа осуществляется в сельском населенном пункте, расположенном на территории РД.
Из положений ч. 12.1 ст.51 федерального закона следует, что право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере один миллион рублей имеют медицинские работники в возрасте до 35 лет, имеющие высшее профессиональное образование, при соблюдении следующих условий:
1) прибывшие в 2012 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования или переехавшие в указанный период на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта;
2) заключившие с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ договор, предусмотренный п.3 ч. 12.2 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Как усматривается из материалов дела, Абеев С.К., 1988 года рождения, переехал на постоянное место жительства в <адрес> Республики Дагестан, где 10.08.2012 г. заключил трудовой договор с ГБУ РД «<адрес>», принят на работу по специальности «врач-хирург».
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Махачкалы от 09.04.2014 г. удовлетворены исковые требования Абеева С.К. к Министерству здравоохранения РД, на которое возложена заключить с истцом договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт РД или переехавшим на работу в сельский населенный пункт РД из другого населенного пункта; постановлено срок данного Договора исчислять с 27.09.2012 г., а также обязать МЗ РД направить в ФФОМС заявку на получение межбюджетных трансфертов из расчета № рублей для последующего предоставления Абееву С.К. единовременной компенсационной выплаты.
Как видно из материалов дела, во исполнение вышеуказанного решения суда Министерство здравоохранения РД 24.06.2014 г. исх. № 14-02/ю-120 направило в ФФОМС заявку на получение межбюджетных трансфертов из расчета № рублей для последующего предоставления Абееву С.К. единовременной компенсационной выплаты вместе с решением Советского районного суда г.Махачкалы от 09.04.2014 г. и копию постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Письмом от 15.07.2014 г. № 21/к-Б/944 ФФОМС отказал в перечислении единовременной компенсационной выплаты Абееву С.К., ссылаясь на то, что Абеев С.К. включен в заявку в 2015 году, несмотря на то, что трудовой договор с ним заключен в августе 2012 года.
В соответствии с ч.12.4 ст.51 Федерального закона, предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч.12.1 ст.51 Федерального закона, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных фондов.
По указанным основаниям суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения требований истца в части возложения на ФФОМС обязанности перечислить истцу единовременную компенсационную выплату в размере одного миллиона рублей путем перечисления через Территориальный ФОМС РД, поскольку вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Махачкалы от 09.04.2014 г. срок договора, заключенного между Абеевым С.К. и Министерством здравоохранения РД, постановлено исчислять с 27.09.2012 года, вины истца в несвоевременном заключении с ним данного договора не имеется.
Суд обоснованно признал несостоятельным довод ответчика о том, что при отсутствии нормативного правового акта в РД, предусматривающего порядок и условия предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты, у Федерального ФОМС отсутствуют правовые основания для перечисления указанных трансфертов, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по перечислению истцу единовременной компенсационной выплаты.
Правовое регулирование, установленное в ч.12.1 ст.51 Федерального закона, осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики, т.е. федеральным законодателем определены размер единовременной денежной выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которые она распространяется.
В соответствии с пунктом "ж" ч.1 ст.72, ч.ч. 2 и 5 ст.76 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
К полномочиям субъекта РФ определено принятие нормативного правового акта, предусматривающего соответствующие условия, перечисленные в ч.12.2. ст.51 Федерального закона (порядок осуществления единовременной компенсационной выплаты).
Из содержания приведенных федеральных правовых норм следует, что право на получение единовременной компенсационной выплаты возникает у истца, подпадающего под вышеперечисленные критерии, предъявляемые к лицам, имеющим право на получение названной компенсационной выплаты, и заключения соответствующего договора с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.
В силу ч.12.2. ст.51 Федерального закона наличие нормативного правового акта субъекта РФ является условием предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального ФОМС для последующего их перечисления в бюджеты субъектов РФ.
Поскольку в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» не содержится указания на иные критерии реализации права медицинских работников до 35 лет, то предполагается немедленная реализация права после его возникновения в пределах года, установленного федеральным законодателем, в 2012 году в отношении истца. В указанном году также имелся принятый субъектом РФ правовой акт, предусматривающий порядок и условия предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты и как установлено решением суда, заявка для заключения договора своевременно представлялась истцом в Министерство здравоохранения РД.
В соответствии с п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В этой связи довод апелляционной жалобы ответчика о том, что ФФОМС не является стороной по договору, заключенному с истцом, в связи с чем не может являться надлежащим ответчиком по делу и на него не может быть возложена обязанность по перечислению истцу единовременной компенсационной выплаты, является несостоятельным.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 9 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи