Решение по делу № 33-3609/2015 от 23.07.2015

Судья Магомедова Д.М.

Дело № 33-3609/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Махачкала 26 августа 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Устаевой Н.Х.

судей Хавчаева Х.А. и Алиевой Э.З.

при секретаре судебного заседания Магарамовой С.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Петрова С.Е. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 9 февраля 2015 года, которым постановлено:

Исковые требования Абеева С. К. удовлетворить частично.

Обязать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечислить Абееву С.К. единовременную компенсационную выплату в размере рублей путем перечисления через Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Хавчаева Х.А., объяснения представителя ТФОМС РД Сиражутдинова А.Х., просившего решение суда отменить; Абеева К.С., просившего оставить решение суда без изменения; представителя Министерства здравоохранения РД Гаджихановой А.И., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Абеев С.К. обратился с иском к Министерству здравоохранения РД, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования РД о взыскании единовременной компенсационной выплаты в размере рублей, денежной компенсации за задержку выплат в сумме рублей, индексации единовременной компенсационной выплаты на сумму рублей, компенсации морального ущерба в сумме рублей.

В обоснование указал, что вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Махачкалы от 09.04.2014 г. удовлетворены его исковые требования к Министерству здравоохранения РД, на которое возложена обязанность заключить с ним договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт РД или переехавшим на работу в сельский населенный пункт РД из другого населенного пункта; постановлено срок данного договора исчислять с 27.09.2012 г., а также обязать МЗ РД направить в ФФОМС заявку на получение межбюджетных трансфертов из расчета рублей для последующего предоставления Абееву С.К. единовременной компенсационной выплаты. Однако ответчики не перечислили ему вышеуказанную компенсационную выплату.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ФФОМС Петров С.Е. просит отменить данное решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к ФФОМС. В обоснование указывает, что согласно ч.12.2 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» иные межбюджетные трансферты, предусмотренные ч.12.1 данной статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных соответствующих правовых актов. В Республике Дагестан отсутствует нормативный правовой акт, предусматривающий порядок и условия предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в 2015 году, из чего следует, что на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не может быть возложена обязанность по перечислению Абееву С.К. единовременной компенсационной выплаты, в силу предписаний части 12.2 статьи 51 Федеральный закон № 326-ФЗ. Предоставление в 2015 году межбюджетных трансфертов на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам при отсутствии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации является нарушением требований Федерального закона № 326-ФЗ. Абеев С.К. прибыл на работу в сельский населенный пункт в 2012 году, следовательно, права на предоставление единовременной компенсационной выплаты в 2015 году он не имеет. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не является стороной по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты между Министерством здравоохранения Республики Дагестан и медицинским работником Абеевым С.К.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Абеев С.К. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Надлежаще извещенный о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции представитель ФФОМС в судебное заседание не явился, в апелляционной жалобе просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 12.1 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2012 г. осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ договор, предусмотренный п.3 ч.12.2 настоящей статьи. В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 г. из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета 1 миллион рублей на одного указанного медицинского работника.

В соответствии с 4.12.2 ст.51 указанного Федерального закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные ч. 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов РФ при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативных правовых актов, предусматривающих:

1) предоставление медицинским работникам, имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте либо рабочем поселке и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;

2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с 4.12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч. 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;

3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с медицинским работником, указанным в 4.12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ или муниципальным учреждением здравоохранения;

б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта РФ;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта РФ части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п.8 ч.1 ст.77, п.п. 1, 2 и 4 ч.1 ст.81, п.п.1, 2, 5. 6 и 7 ч.1 ст.83 ТК РФ), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду:

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта РФ, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.

Пунктом 2 Постановления Правительства РД от 10.02.2012 г. № 34 «О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 -2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт РД или переехавшим на работу в сельский населенный пункт РД из другого населенного пункта», принятого во исполнение Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ», Министерство здравоохранения РД определено уполномоченным органом исполнительной власти РД на заключение договоров о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам. Этим же постановлением утвержден порядок заключения таких договоров.

Согласно п.3 ч.12.2 ст.51 Федерального закона и п.2 Порядка заключения договоров указанный договор заключается с медицинским работником после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ либо с муниципальным учреждением здравоохранения, в соответствии с которым работа осуществляется в сельском населенном пункте, расположенном на территории РД.

Из положений ч. 12.1 ст.51 федерального закона следует, что право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере один миллион рублей имеют медицинские работники в возрасте до 35 лет, имеющие высшее профессиональное образование, при соблюдении следующих условий:

1) прибывшие в 2012 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования или переехавшие в указанный период на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта;

2) заключившие с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ договор, предусмотренный п.3 ч. 12.2 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Как усматривается из материалов дела, Абеев С.К., 1988 года рождения, переехал на постоянное место жительства в <адрес> Республики Дагестан, где 10.08.2012 г. заключил трудовой договор с ГБУ РД «<адрес>», принят на работу по специальности «врач-хирург».

Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Махачкалы от 09.04.2014 г. удовлетворены исковые требования Абеева С.К. к Министерству здравоохранения РД, на которое возложена заключить с истцом договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт РД или переехавшим на работу в сельский населенный пункт РД из другого населенного пункта; постановлено срок данного Договора исчислять с 27.09.2012 г., а также обязать МЗ РД направить в ФФОМС заявку на получение межбюджетных трансфертов из расчета рублей для последующего предоставления Абееву С.К. единовременной компенсационной выплаты.

Как видно из материалов дела, во исполнение вышеуказанного решения суда Министерство здравоохранения РД 24.06.2014 г. исх. № 14-02/ю-120 направило в ФФОМС заявку на получение межбюджетных трансфертов из расчета рублей для последующего предоставления Абееву С.К. единовременной компенсационной выплаты вместе с решением Советского районного суда г.Махачкалы от 09.04.2014 г. и копию постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Письмом от 15.07.2014 г. № 21/к-Б/944 ФФОМС отказал в перечислении единовременной компенсационной выплаты Абееву С.К., ссылаясь на то, что Абеев С.К. включен в заявку в 2015 году, несмотря на то, что трудовой договор с ним заключен в августе 2012 года.

В соответствии с ч.12.4 ст.51 Федерального закона, предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч.12.1 ст.51 Федерального закона, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных фондов.

По указанным основаниям суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения требований истца в части возложения на ФФОМС обязанности перечислить истцу единовременную компенсационную выплату в размере одного миллиона рублей путем перечисления через Территориальный ФОМС РД, поскольку вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Махачкалы от 09.04.2014 г. срок договора, заключенного между Абеевым С.К. и Министерством здравоохранения РД, постановлено исчислять с 27.09.2012 года, вины истца в несвоевременном заключении с ним данного договора не имеется.

Суд обоснованно признал несостоятельным довод ответчика о том, что при отсутствии нормативного правового акта в РД, предусматривающего порядок и условия предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты, у Федерального ФОМС отсутствуют правовые основания для перечисления указанных трансфертов, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по перечислению истцу единовременной компенсационной выплаты.

Правовое регулирование, установленное в ч.12.1 ст.51 Федерального закона, осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики, т.е. федеральным законодателем определены размер единовременной денежной выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которые она распространяется.

В соответствии с пунктом "ж" ч.1 ст.72, ч.ч. 2 и 5 ст.76 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

К полномочиям субъекта РФ определено принятие нормативного правового акта, предусматривающего соответствующие условия, перечисленные в ч.12.2. ст.51 Федерального закона (порядок осуществления единовременной компенсационной выплаты).

Из содержания приведенных федеральных правовых норм следует, что право на получение единовременной компенсационной выплаты возникает у истца, подпадающего под вышеперечисленные критерии, предъявляемые к лицам, имеющим право на получение названной компенсационной выплаты, и заключения соответствующего договора с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

В силу ч.12.2. ст.51 Федерального закона наличие нормативного правового акта субъекта РФ является условием предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального ФОМС для последующего их перечисления в бюджеты субъектов РФ.

Поскольку в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» не содержится указания на иные критерии реализации права медицинских работников до 35 лет, то предполагается немедленная реализация права после его возникновения в пределах года, установленного федеральным законодателем, в 2012 году в отношении истца. В указанном году также имелся принятый субъектом РФ правовой акт, предусматривающий порядок и условия предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты и как установлено решением суда, заявка для заключения договора своевременно представлялась истцом в Министерство здравоохранения РД.

В соответствии с п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В этой связи довод апелляционной жалобы ответчика о том, что ФФОМС не является стороной по договору, заключенному с истцом, в связи с чем не может являться надлежащим ответчиком по делу и на него не может быть возложена обязанность по перечислению истцу единовременной компенсационной выплаты, является несостоятельным.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 9 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3609/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Абеев С.К.
Ответчики
ФОМС РФ по РД, Мин. здравоохранения РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Хавчаев Хизри Абдулаевич
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
26.08.2015Судебное заседание
02.09.2015Передано в экспедицию
02.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее