Судья Ситникова С.Ю. дело № 33-453 2016 год
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 апреля 2016 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Козырь Е.Н.,
судей – Безуглова В.В. и Мамий М.Р.,
при секретаре судебного заседания – Шовгеновой А.С.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности Божковой Ю.В. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 15 января 2016 года, которым постановлено:
Иск Соколовой ФИО14, действующей в своих и в интересах несовершеннолетней дочери Крикоровой ФИО15 к администрации муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» предоставить Соколовой ФИО16 и Крикоровой ФИО17 вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее <данные изъяты> кв. метров.
Заслушав доклад судьи Козырь Е.Н., выслушав объяснения истца Соколовой Я.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Крикоровой А.С. и их представителя по ордеру Блягоз А.С., считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Соколова Я.В., действующая в своих и в интересах несовершеннолетней дочери Крикоровой А.С., обратилась с иском к администрации муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма. В обоснование исковых требований указала, что они являются малоимущей семьей, а ее несовершеннолетняя дочь Крикорова А.С., страдает тяжелой формой хронического заболевания, что дает им право на внеочередное обеспечение жилым помещением. С ДД.ММ.ГГГГ они, составом семьи <данные изъяты> человека, состоят на учете в администрации МО «Город Майкоп» в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как малоимущая семья и как семья, имеющая ребенка, страдающего тяжелой формой хронического заболевания и имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Просила обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» предоставить им вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее <данные изъяты> кв. метров.
В судебном заседании представитель истцов Блягоз 3.С. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» Зехов А.Н. в судебном заседании иск не признал и в обоснование своих возражений показал, что действующим законодательством на администрацию МО «Город Майкоп» не возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» Чанкаева В.Г. указала, что исковые требование являются незаконными и не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Адыгея в судебном заседания указала, что поскольку истцы поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО «Город Майкоп», то предоставление им жилья должно осуществляться по нормам ЖК РФ за счет средств органа местного самоуправления.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Республики Адыгея, надлежаще уведомленный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности Божкова Ю.В. просит решение Майкопского городского суда от 15 января 2016 года отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом неправильно применены и неверно истолкованы нормы материального права. Крикорова А.С. не признана в установленном порядке ребенком-инвалидом. Федеральным законом не установлены расходные обязательства органов местного самоуправления по финансовому и иному обеспечению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. В бюджет администрации муниципального образования «Город Майкоп» средств из федерального бюджета на обеспечение жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний не поступало. С целью предоставления по договорам социального найма указанной категории граждан из федеральной собственности в муниципальную собственность, жилые помещения не передавались.
В возражениях на апелляционную жалобу третье лицо Министерство финансов Республики Адыгея, в лице Министра, просит решение Майкопского городского суда от 15 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, не имеется.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
На основании ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.Таким образом, федеральный законодатель, действуя в пределах своих конституционных полномочий, установил такое правовое регулирование обеспечения нуждающихся в жилых помещениях граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, которое гарантирует предоставление им жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Постановлением Совета народных депутатов МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ. № установлены нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде в размерах - от <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м. общей площади - на семью из <данные изъяты> человек.
Из материалов дела следует, что Соколова Я.Б. является матерью Крикоровой А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из заключения ВК № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ГБУЗ РА «Майкопская городская детская поликлиника №» усматривается, что заболевание, которым страдает Крикорова А.С., предоставляет ей право на внеочередное получение жилого помещения, как гражданина, страдающего тяжелыми формами хронических заболеваний. Основанием возникновения таких прав является Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истцы составом семьи <данные изъяты> человека, состоят на учете в администрации муниципального образования «Город Майкоп» в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, как малоимущие и как семья, имеющая ребенка, страдающего тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющего право на внеочередное получение жилого помещения.
По сведениям филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Адыгея и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, истцы не имеют на праве собственности жилых помещений.
Между тем, до настоящего времени жилое помещение во внеочередном порядке не предоставлено.
При таких условиях, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств, оценив предоставленные доказательства, с учетом закона, который подлежит применению, пришел к правильному выводу о том, что Крикорова А.С. страдает тяжелыми формами хронических заболеваний, и истцы имеют право на внеочередное получение по договору социального найма жилого помещения площадью не менее <данные изъяты> кв.м.
Доводы жалобы о том, что федеральным законом не установлены расходные обязательства органов местного самоуправления по финансовому и иному обеспечению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний являются несостоятельными.
Поскольку вопрос о принятии Соколовой Я.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как малоимущую и семью, имеющую ребенка, страдающего тяжелыми формами хронических заболеваний, разрешен после 1 января 2005 года, то при реализации ее права на получение жилого помещения в силу положений части 3 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", части 2 статьи 49 и пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации она имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, то есть, реализует это право через органы местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возложение обязанности по предоставлению жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами заболеваний, на администрацию муниципального образования «Город Майкоп» является необоснованным и незаконным, судебной коллегией отклоняются, поскольку действующее законодательство, в том числе ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает возможность предоставления во внеочередном порядке отдельным лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний жилым помещением по договору социального найма. В регионах учет этих граждан осуществляется местными органами власти.
Кроме того, обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, таких как наличие или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников и от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как ее доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Майкопского городского суда от 15 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности Божковой Ю.В. – без удовлетворения.
Председательствующий - Е.Н. Козырь
Судьи - В.В. Безуглов
М.Р. Мамий