Дело № 2-3686/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2015 года.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 октября 2015 года.
19 октября 2015 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Ильюхиной О.Г.,
при секретаре Луцай Я.Ю.,
с участием представителя истца Жиляева Б.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельяновской Г.Г. к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
УСТАНОВИЛ:
Мельяновская Г.Г. обратилась в суд с иском к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которое расположено по адресу: <адрес>, ссылаясь, что комиссией по рассмотрению заявлений и документов от граждан на получении компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ей отказано в выплате данной компенсации. В качестве причин отказа указаны завышенная оценка имущества, а также несоответствие отчета об оценке закону «Об оценочной деятельности в РФ» и стандартам оценки. Мельяновская Г.Г. просила признать за ней право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и обязать включить ее в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в сумме <...>.
В судебном заседании представитель истца Жиляев Б.О. уменьшил исковые требования, просил признать за Мельяновской Г.Г. право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и обязать включить ее в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в сумме <...> на основании экспертного заключения ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» № 17015 ОЦ от 26.06.2015г., исключив из заявленного размера компенсации следующие хозяйственные постройки: навес тесовый (лит. 1) стоимостью <...>, навес тесовый (лит. 3) стоимостью <...>, навес тесовый (лит. 6) стоимостью <...>, колодец кирпичный (лит. к) стоимостью <...>.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, представителей Правительства Брянской области, Департамента строительства и архитектуры Брянской области, Министерства финансов РФ в лице УФК по Брянской области, Рожновской сельской администрации Клинцовского района Брянской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Согласно пункту 4 статьи 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 6 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, а также им гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года
Гражданам, имевшим по состоянию на 01.01.1994 г. жилые помещения, садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> серии 32-АЖ №... жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м., принадлежит на праве собственности Мельяновской Г.Г., основанием возникновения права собственности является решение Клинцовского районного суда Брянской области от <дата>
Указанным решением суда за Мельяновской Г.Г. признано право собственности на жилой дом в порядке наследования после смерти матери Д.А.Т., умершей <дата>.
Согласно техническому паспорту на жилой дом по адресу: <адрес> по состоянию на 04.09.2008 г. в состав жилого дома входит: жилой дом, 1965 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. А); пристройка, 1965 года, общей площадью <...> кв.м. (лит. а); навес, 1993 года, площадью <...> кв.м. (лит. 1); баня, 1990 года постройки, общей площадью <...> кв. м. (лит. 2); навес, 1993 года, общей площадью <...> кв.м. (лит. 3); сарай, 1965 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. 4); сарай, 1990 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. 5); навес, 1990 года, общей площадью <...> кв.м. (лит. 6); гараж, 1990 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. 7); вход в погреб, 1990 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. 8); вход в погреб, 1987 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. 9); погреб, 1987 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. п); погреб, 1965 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. п1); погреб, 1990 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. п2); уборная, 1990 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. у); колодец, 1965 года постройки (лит. к); забор, 1988 г. (лит. I); ворота, 1988 года (лит. II); забор, 1988 года (лит. III); забор, 1980 года (лит. IV); забор, 1980 года (лит. V).
Таким образом, судом установлено, что жилой дом с постройками имелись по состоянию на 1 января 1994 года.
Согласно похозяйственной книге № 4 за 2002-2006 г.г. на жилой дом по адресу: <адрес> мать истца Д.А.Т. была зарегистрирована и проживала в указанном домовладении в указанный период времени.
Согласно выписке из похозяйственной книги № 5 Рожновской сельской администрации Рожновского сельского поселения Клинцовского муниципального района Брянской области по состоянию на 01.01.1994 г. Д.Г.А., умершему <дата>, принадлежал на праве собственности жилой дом с хозяйственными постройками, находящийся на земельном участке по адресу: <адрес>. После смерти Д.Г.А. все имущество приняла его жена Д.А.Т., умершая <дата> С <дата> собственником данного домовладения является Мельяновская Г.Г.
Справкой Рожновской сельской администрации Рожновского сельского поселения Клинцовского муниципального района Брянской области подтверждается проживание Д.А.Т. с <дата> по день смерти по адресу: <адрес>.
Согласно справке Рожновской сельской администрации Рожновского сельского поселения Клинцовского муниципального района Брянской области 27.01.2005 г. в административном здании СПК «Ипуть» и администрации сельского Совета, находящихся в одном здании, произошел пожар. В результате пожара огнем уничтожена документация административного сельского совета с. Ущерпье, похозяйственные книги за период 1994 – 2004 годы уничтожены.
Факт пожара также подтверждается представленной в материалы дела справкой отдела Государственного пожарного надзора г. Клинцы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года №1582 территория с. Ущерпье Клинцовского района Брянской области отнесена к зоне отселения.
Судом установлено, что Мельяновская Г.Г. с <дата> зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой ООО «Жилкомсервис» Брянской области от 05.11.2014 г., сведениями о регистрации, содержащимися в паспорте.
Согласно справкам Рожновской сельской администрации Рожновского сельского поселения Клинцовского муниципального района Брянской области от 06.11.2014 г. № 483 и № 484 в доме по адресу: <адрес> никто не зарегистрирован, указанное имущество в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не сдавалось.
Согласно рапорту старшего участкового уполномоченного МО МВД России «Клинцовский» К. домовладение по адресу: <адрес> на момент посещения закрыто на замки, по внешним признакам домовладение пригодно для жилья.
Таким образом, судом установлено, что истец относится к категории лиц, имеющих право на получение компенсации за утраченное имущество.
Комиссией по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС принято решение об отказе в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с завышенной оценкой объекта, несоответствием отчета действующим Федеральным стандартам оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007г. №256, а также невыполнением оценщиком требований Федерального стандарта оценки №3 «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)» - пункт 4 раздела II «Требования к составлению отчета об оценке», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года №254 (выписка из протокола заседания комиссии Департамента строительства и архитектуры Брянской области №105 от 28.11.2014 года).
Суд полагает отказ в выплате компенсации за утраченное имущество неправомерным по следующим основаниям.
Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость данного имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
В силу ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В ходе рассмотрения настоящего дела назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно экспертному заключению ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» № 17015 ОЦ от 26.06.2015г. рыночная стоимость жилого дома с хозяйственными постройками по адресу: <адрес> составляет <...>. Физический износ жилого дома определен 33,16 %, что не превышает 70 %, т.е. жилой дом не является ветхим согласно постановлению Госстроя России от 20.02.2004г. № 10.
Оснований не доверять выводам указанной экспертизы у суда не имеется, поскольку она проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено. В заключении также указаны источники информации и адреса объектов-аналогов, содержится описание последовательности определения стоимости объекта оценки.
Указанное экспертное заключение проведено экспертом В., являющимся членом саморегулируемой организации ООО «Российское общество оценщиков», что является обязательным в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию отчета об оценке (ст.11 №135-ФЗ), стандартам оценочной деятельности (ст.20 №135-ФЗ) и требованиям к проведению оценки, содержащимся в главе IV Федерального стандарта оценки.
Согласно ч. 4 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.
На основании Приказа Минстроя России от 08.09.2014 № 525/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2014 года» средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилых помещений по Брянской области по состоянию на 4 квартал 2014 года составляла 26 975 рублей.
Согласно имеющимся в материалах дела документам общая площадь жилого дома по адресу: <адрес> составляет <...> кв.м., экспертным заключением ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» № 17015 ОЦ от 26.06.2015г. определена рыночная стоимость жилого дома (без учета стоимости хозяйственных построек) – <...>.
Стоимость 1 кв.м. дома, которую просит компенсировать истец, составляет 24 550,13 рублей (<...> руб./<...> кв.м.).
Следовательно, судом установлено, что определенная экспертом стоимость за 1 кв.м. жилого помещения не превышает среднерыночной стоимости жилого помещения в Брянской области, установленной Приказом Минстроя России от 08.09.2014 № 525/пр.
При таких обстоятельствах, с учетом заключения экспертизы, истец имеет право на получение компенсации в заявленном размере <...>.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В силу п. 2 названные Правила распространяются на граждан, указанных в п. 6 и п. 11 части 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пунктом 5 Правил на Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате или об отказе в выплате компенсации.
В соответствии с ФЗ № 428-ФЗ от 22.12.2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат. Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура субвенций на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. № 1475 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Брянской области № 689-п от 29.12.2014 года «Об организации осуществления переданного полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» главным распорядителем средств областного бюджета в части осуществления выплаты (включая доставку) компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определен Департамент строительства и архитектуры Брянской области.
Исходя из содержания вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что требования представителя истца Жиляева Б.О. о признании права за Мельяновской Г.Г. на получение компенсации за утраченное имущество и включении ее в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Следовательно, при получении истцами компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС, право собственности на это имущество прекращается.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мельяновской Г.Г. удовлетворить.
Признать за Мельяновской Г.Г. право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Мельяновскую Г.Г. в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в размере <...>.
После получения Мельяновской Г.Г. компенсации за утраченное имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в размере <...>, ее право собственности на указанное имущество прекращается.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ильюхина О.Г.