Решение по делу № 2-3686/2015 от 04.03.2015

Дело № 2-3686/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2015 года.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 октября 2015 года.

19 октября 2015 года                              г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи          Ильюхиной О.Г.,

при секретаре                      Луцай Я.Ю.,

с участием представителя истца Жиляева Б.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельяновской Г.Г. к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

УСТАНОВИЛ:

Мельяновская Г.Г. обратилась в суд с иском к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которое расположено по адресу: <адрес>, ссылаясь, что комиссией по рассмотрению заявлений и документов от граждан на получении компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ей отказано в выплате данной компенсации. В качестве причин отказа указаны завышенная оценка имущества, а также несоответствие отчета об оценке закону «Об оценочной деятельности в РФ» и стандартам оценки. Мельяновская Г.Г. просила признать за ней право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и обязать включить ее в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в сумме <...>.

В судебном заседании представитель истца Жиляев Б.О. уменьшил исковые требования, просил признать за Мельяновской Г.Г. право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и обязать включить ее в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в сумме <...> на основании экспертного заключения ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» № 17015 ОЦ от 26.06.2015г., исключив из заявленного размера компенсации следующие хозяйственные постройки: навес тесовый (лит. 1) стоимостью <...>, навес тесовый (лит. 3) стоимостью <...>, навес тесовый (лит. 6) стоимостью <...>, колодец кирпичный (лит. к) стоимостью <...>.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, представителей Правительства Брянской области, Департамента строительства и архитектуры Брянской области, Министерства финансов РФ в лице УФК по Брянской области, Рожновской сельской администрации Клинцовского района Брянской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Согласно пункту 4 статьи 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 6 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, а также им гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года

Гражданам, имевшим по состоянию на 01.01.1994 г. жилые помещения, садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> серии 32-АЖ №... жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м., принадлежит на праве собственности Мельяновской Г.Г., основанием возникновения права собственности является решение Клинцовского районного суда Брянской области от <дата>

Указанным решением суда за Мельяновской Г.Г. признано право собственности на жилой дом в порядке наследования после смерти матери Д.А.Т., умершей <дата>.

Согласно техническому паспорту на жилой дом по адресу: <адрес> по состоянию на 04.09.2008 г. в состав жилого дома входит: жилой дом, 1965 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. А); пристройка, 1965 года, общей площадью <...> кв.м. (лит. а); навес, 1993 года, площадью <...> кв.м. (лит. 1); баня, 1990 года постройки, общей площадью <...> кв. м. (лит. 2); навес, 1993 года, общей площадью <...> кв.м. (лит. 3); сарай, 1965 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. 4); сарай, 1990 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. 5); навес, 1990 года, общей площадью <...> кв.м. (лит. 6); гараж, 1990 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. 7); вход в погреб, 1990 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. 8); вход в погреб, 1987 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. 9); погреб, 1987 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. п); погреб, 1965 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. п1); погреб, 1990 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. п2); уборная, 1990 года постройки, общей площадью <...> кв.м. (лит. у); колодец, 1965 года постройки (лит. к); забор, 1988 г. (лит. I); ворота, 1988 года (лит. II); забор, 1988 года (лит. III); забор, 1980 года (лит. IV); забор, 1980 года (лит. V).

Таким образом, судом установлено, что жилой дом с постройками имелись по состоянию на 1 января 1994 года.

Согласно похозяйственной книге № 4 за 2002-2006 г.г. на жилой дом по адресу: <адрес> мать истца Д.А.Т. была зарегистрирована и проживала в указанном домовладении в указанный период времени.

Согласно выписке из похозяйственной книги № 5 Рожновской сельской администрации Рожновского сельского поселения Клинцовского муниципального района Брянской области по состоянию на 01.01.1994 г. Д.Г.А., умершему <дата>, принадлежал на праве собственности жилой дом с хозяйственными постройками, находящийся на земельном участке по адресу: <адрес>. После смерти Д.Г.А. все имущество приняла его жена Д.А.Т., умершая <дата> С <дата> собственником данного домовладения является Мельяновская Г.Г.

Справкой Рожновской сельской администрации Рожновского сельского поселения Клинцовского муниципального района Брянской области подтверждается проживание Д.А.Т. с <дата> по день смерти по адресу: <адрес>.

Согласно справке Рожновской сельской администрации Рожновского сельского поселения Клинцовского муниципального района Брянской области 27.01.2005 г. в административном здании СПК «Ипуть» и администрации сельского Совета, находящихся в одном здании, произошел пожар. В результате пожара огнем уничтожена документация административного сельского совета с. Ущерпье, похозяйственные книги за период 1994 – 2004 годы уничтожены.

Факт пожара также подтверждается представленной в материалы дела справкой отдела Государственного пожарного надзора г. Клинцы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года №1582 территория с. Ущерпье Клинцовского района Брянской области отнесена к зоне отселения.

Судом установлено, что Мельяновская Г.Г. с <дата> зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой ООО «Жилкомсервис» Брянской области от 05.11.2014 г., сведениями о регистрации, содержащимися в паспорте.

Согласно справкам Рожновской сельской администрации Рожновского сельского поселения Клинцовского муниципального района Брянской области от 06.11.2014 г. № 483 и № 484 в доме по адресу: <адрес> никто не зарегистрирован, указанное имущество в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не сдавалось.

Согласно рапорту старшего участкового уполномоченного МО МВД России «Клинцовский» К. домовладение по адресу: <адрес> на момент посещения закрыто на замки, по внешним признакам домовладение пригодно для жилья.

Таким образом, судом установлено, что истец относится к категории лиц, имеющих право на получение компенсации за утраченное имущество.

Комиссией по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС принято решение об отказе в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с завышенной оценкой объекта, несоответствием отчета действующим Федеральным стандартам оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007г. №256, а также невыполнением оценщиком требований Федерального стандарта оценки №3 «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)» - пункт 4 раздела II «Требования к составлению отчета об оценке», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года №254 (выписка из протокола заседания комиссии Департамента строительства и архитектуры Брянской области №105 от 28.11.2014 года).

Суд полагает отказ в выплате компенсации за утраченное имущество неправомерным по следующим основаниям.

Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость данного имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

В силу ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В ходе рассмотрения настоящего дела назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно экспертному заключению ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» № 17015 ОЦ от 26.06.2015г. рыночная стоимость жилого дома с хозяйственными постройками по адресу: <адрес> составляет <...>. Физический износ жилого дома определен 33,16 %, что не превышает 70 %, т.е. жилой дом не является ветхим согласно постановлению Госстроя России от 20.02.2004г. № 10.

Оснований не доверять выводам указанной экспертизы у суда не имеется, поскольку она проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено. В заключении также указаны источники информации и адреса объектов-аналогов, содержится описание последовательности определения стоимости объекта оценки.

Указанное экспертное заключение проведено экспертом В., являющимся членом саморегулируемой организации ООО «Российское общество оценщиков», что является обязательным в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию отчета об оценке (ст.11 №135-ФЗ), стандартам оценочной деятельности (ст.20 №135-ФЗ) и требованиям к проведению оценки, содержащимся в главе IV Федерального стандарта оценки.

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.

На основании Приказа Минстроя России от 08.09.2014 № 525/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2014 года» средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилых помещений по Брянской области по состоянию на 4 квартал 2014 года составляла 26 975 рублей.

Согласно имеющимся в материалах дела документам общая площадь жилого дома по адресу: <адрес> составляет <...> кв.м., экспертным заключением ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» № 17015 ОЦ от 26.06.2015г. определена рыночная стоимость жилого дома (без учета стоимости хозяйственных построек) – <...>.

Стоимость 1 кв.м. дома, которую просит компенсировать истец, составляет 24 550,13 рублей (<...> руб./<...> кв.м.).

Следовательно, судом установлено, что определенная экспертом стоимость за 1 кв.м. жилого помещения не превышает среднерыночной стоимости жилого помещения в Брянской области, установленной Приказом Минстроя России от 08.09.2014 № 525/пр.

При таких обстоятельствах, с учетом заключения экспертизы, истец имеет право на получение компенсации в заявленном размере <...>.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу п. 2 названные Правила распространяются на граждан, указанных в п. 6 и п. 11 части 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пунктом 5 Правил на Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате или об отказе в выплате компенсации.

В соответствии с ФЗ № 428-ФЗ от 22.12.2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат. Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура субвенций на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. № 1475 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Брянской области № 689-п от 29.12.2014 года «Об организации осуществления переданного полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» главным распорядителем средств областного бюджета в части осуществления выплаты (включая доставку) компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определен Департамент строительства и архитектуры Брянской области.

Исходя из содержания вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что требования представителя истца Жиляева Б.О. о признании права за Мельяновской Г.Г. на получение компенсации за утраченное имущество и включении ее в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Следовательно, при получении истцами компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС, право собственности на это имущество прекращается.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мельяновской Г.Г. удовлетворить.

Признать за Мельяновской Г.Г. право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, расположенное по адресу: <адрес>.

Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Мельяновскую Г.Г. в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в размере <...>.

После получения Мельяновской Г.Г. компенсации за утраченное имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в размере <...>, ее право собственности на указанное имущество прекращается.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ильюхина О.Г.

2-3686/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мельяновская Г.Г.
Ответчики
Департамент по строительству и архитектуре Брянской области
Правительство Брянской области
Другие
УФК по Брянской области
Рожновская сельская администрация Клинцовского района Брянской области
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
04.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.03.2015Передача материалов судье
09.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2015Судебное заседание
07.05.2015Судебное заседание
03.07.2015Производство по делу возобновлено
06.08.2015Судебное заседание
21.08.2015Судебное заседание
12.10.2015Судебное заседание
19.10.2015Судебное заседание
19.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее