Решение по делу № 2а-4827/2019 ~ М-4453/2019 от 03.12.2019

Административное дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 декабря 2019 года                                                                                    г. Улан-Удэ

Судья Советского районного суда г. Улан-Удэ РБ Усольцева Л.А.,

при секретаре Кученовой Т.А., помощнике судьи Герасимовой Ю.В.,

с участием адвоката Петренко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Носковой М.Л. в интересах несовершеннолетнего ребенка Н. к Комитету по образованию г. Улан-Удэ о признании незаконным бездействие, выразившееся в непредоставлении ребенку места в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня, возложении обязанности предоставить ребенку место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня в ДОУ ... г. Улан-Удэ, либо ином в пределах микрорайона, места проживания ребенка,

У С Т А Н О В И Л:

С ДД.ММ.ГГГГ ребенок административного истца    Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования в городском округе Улан-Удэ.

Административный истец на свое обращение в Комитет по образованию Администрации ... по вопросу предоставления ребенку места в муниципальном дошкольном учреждении ... получила ответ (исходящий от ДД.ММ.ГГГГ ) о том, что место в дошкольном учреждении будет предоставлено в установленном порядке согласно общей очереди, при наличии места в указанном детском саду ... ; не допускается превышение количества воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях более установленных норм, предусмотренных СанПиН 2.4.1.3049-13; действующим законодательством получение дошкольного образования не ограничено только получением его в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и в течении полного дня, поскольку, предусматривается получение дошкольного образования в режиме кратковременного пребывания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях ( МБДОУ), в воскресных группах, так и вне МДОУ в форме семейных групп, дошкольных групп, в семье и др.; в соответствии с Порядком субсидирования частных садов, родительская плата составляет не более 100% от платы, взимаемой с родителей ( законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальной дошкольной организации; согласно внесенным в нее изменениям от 20.09.2019 г., дети, которые временно обучаются по образовательной программе дошкольного образования в частной организации, в ИС из статуса «очередник» переводятся в статус «очередник, имеющий заявление на перевод», дети остаются на учете с первоначальной даты постановки и участвуют в распределении мест в МДОУ.

Административный истец, не согласившись с указанным решением Комитета, обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействие, выразившееся в непредоставлении ребенку места в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня, возложении обязанности предоставить ребенку место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня в ДОУ ... ..., либо ином в пределах микрорайона, места проживания ребенка.

В судебном заседании административный истец Носкова М.Л. и ее представитель по ордеру адвокат Петренко Н.А. административный иск поддержали, просили его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Комитета по образованию г. Улан-Удэ по доверенности Санжиева Е.Б. отсутствовала в судебном заседании, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, прилагала к ходатайству письменные возражения на административный иск    Носковой М.Л.

Суд на основании ст. 154 КАС РФ нашел возможным удовлетворить ходатайство представителя административного ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав административного истца и ее представителя, исследовав материалы дела, находит заявленные требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В статье 3 Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и вступившей в силу для СССР 15 сентября 1990 г., отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства - участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждений ( статьи 7 и 43).

В статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьёй 67 этого же закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, в силу действующего правового регулирования муниципальные образования обязаны обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Принимая во внимание вышеназванные положения закона, административный ответчик обязан был принять достаточные меры по наилучшему обеспечению интересов ребёнка административного истца. Суд находит доказанными обстоятельства соблюдения административным истцом необходимых условий для получения ребенку места в детском саду (наличие у ребенка возраста ребёнка более двух месяцев, обращение административного истца к ответчику с заявлением о предоставлении ребенку    Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., места в одном из ДОУ на территории г. Улан-Удэ с режимом пребывания ребенка в образовательной организации : полного дня ( 12-часового пребывания). Административный ответчик был обязан обеспечить ребенка административного истца местом в ином муниципальном дошкольном образовательном учреждении, а не только в детских садах №..., указанных административным истцом в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ о постановке ребенка на соответствующий учет, предоставлении места ребенку в образовательных учреждениях.

Непредоставление ребёнку административного истца места в МБДОУ свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребёнка на доступное бесплатное дошкольное образование.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Представленные ответчиком в возражениях сведения не подтверждают достижение на момент рассмотрения настоящего административного дела 100 процентов доступности дошкольного образования для ребенка административного истца.

Суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования административного истца о признании незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в недостаточных мерах по обеспечению местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Необходимость органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, при решении вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации, учитывать территориальную доступность такого учреждения (географическую доступность) следует из толкования, приведенного в п. 2.1 Постановления Конституционного суда РФ № 5-П от 15.05.2006 г. В указанном Постановлении со ссылкой на положения Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования ( принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статью 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, доступность образования определена как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность ( в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

     Суд находит заявленные административным истцом требования об обязании административного ответчика обеспечить ребенка местом именно в избранном муниципальном образовательном учреждении в ... ... подлежащим удовлетворению без указания номера указанного дошкольного образовательного учреждения, поскольку, в силу вышеназванных положений законодательства, у ребенка административного истца возникло право на получение дошкольного образования с учетом территориальной доступности в ином дошкольном образовательном учреждении ( а не в избранном родителем ) в связи с отсутствием места в избранном детском саду. Отсутствие места в избранном образовательном учреждении административный ответчик подтвердил документально в виде официальных справок об отсутствии свободных мест в группах полного дня во всех муниципальных дошкольных образовательных учреждениях трех районов города Улан-Удэ     ( л.д. 27-28).

Возражения административного ответчика не могут приниматься во внимание судом, так как, законодательство РФ не предусматривает норм, что ограничивали бы права детей на получение доступного бесплатного дошкольного образования при наличии определенных обстоятельств, таких как: наличие очередности, нахождение в очереди впереди ребенка истца других детей и т.п. При решении вопросов организации предоставления дошкольного образования органы местного самоуправления должны учитывать соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, обязаны создать достаточную сеть таких учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении соответствующей услуги.

Возможность получения ребенком дошкольного образования в одной из вариативных форм может быть осуществлена только при наличии согласия родителей ребенка, учитывая закрепленный законом принцип свободы выбора родителями несовершеннолетнего ребенка форм и методов его обучения, образовательного учреждения. Поэтому отсутствуют законные основания для признания в действиях административного истца злоупотребления своими правами, поскольку, невозможно понудить родителя избрать группы кратковременного пребывания или семейные группы и т.п. согласно доводов ответчика в качестве должной альтернативы группы полного дня в МБДОУ.

Доводы административного ответчика о невозможности удовлетворения заявленных административным истцом требований в силу недопустимости нарушения установленных норм СанПиН, так как все МДОУ города Улан-Удэ укомплектованы, суд находит несостоятельными, поскольку, суд не ограничивает способ исполнения ответчиком обязанности по предоставлению ребенку административного истца места в МДОУ в виде предоставления места в избранных родителем дошкольных учреждений, такое место может быть предоставлено в вновь построенных, приобретенных, или же реконструируемых дошкольных учреждениях, и иным способом с соблюдением действующих санитарных норм и правил, а также с соблюдением территориальной доступности.

Решение суда по настоящему административному спору подлежит исполнению в один месяц со дня вступления в законную силу решения суда по делу, учитывая положения ст. 187 КАС РФ, характер заявленных административным истцом требований по делу.

Административный ответчик в случае удовлетворения административного иска обязан сообщить суду, административному истцу, лицу, в интересах которого было подано соответствующее заявление, об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу (часть 9 статьи 227 КАС РФ).

В случае несообщения суду в указанный срок об исполнении подлежащего исполнению судебного решения, которым на административного ответчика возложена обязанность совершить определенные действия (принять определенное решение), а также в случаях, когда такое решение суда должно быть исполнено в более короткий срок, принудительное исполнение судебного решения производится на основании исполнительного листа в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве (статьи 1, 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Усматриваются основания для указания в резолютивной части решения суда вышеуказанной обязанности административного ответчика с разъяснением правовых последствий неисполнения обязанности.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить административный иск Носковой М.Л. в интересах несовершеннолетнего ребенка Н..

Признать незаконным бездействие административного ответчика МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», выразившееся в непредоставлении ребенку Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня.

Возложить на МКУ «Комитет по образованию Администрации ...» обязанность:

- предоставить ребенку Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу,

- сообщить об исполнении указанной обязанности в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В случае несообщения суду в указанный срок об исполнении данного судебного решения, принудительное исполнение судебного решения производится на основании исполнительного листа в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Улан-Удэ РБ.

Судья                                                                                                          Л.А. Усольцева

2а-4827/2019 ~ М-4453/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Носкова Марина Леонидовна
Ответчики
МКУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ"
Другие
Петренко Наталья Анатольевна
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Усольцева Лариса Алексеевна
03.12.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.12.2019[Адм.] Передача материалов судье
05.12.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.12.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
12.12.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2019[Адм.] Судебное заседание
30.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2020[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее