РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2017 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи - Подольской А.А.
При секретаре судебного заседания - Шабер И.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-973/2017 по административному иску Ермолаева Е.Е, Гарькиной М.А., Шпадырева С.П. об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Ермолаев Е.Е., Гарькина М.А., Шпадырев С.П. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 758,80 кв.м., этаж 3, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.04.2012 года в размере 15 260 019 рублей.
В обоснование иска указали, что является сособственниками вышеуказанного объекта недвижимости.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012г. №118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» утверждены результаты кадастровой оценки. Датой определения кадастровой стоимости спорного объекта капитального строительства является 15.04.2012 года, а размер составил 23 295 660,81 рублей.
К настоящему исковому заявлению административными истцами представлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта оценки № 23-О/17 от 10.10.2017 года, выполненный ООО «ТРИО». Из отчета усматривается, что рыночная стоимость объекта оценки составляет 15 260 019 рублей.
Административные истцы считают, что установленная кадастровая стоимость принадлежащего им объекта недвижимости завышена, чем нарушаются их права, так как это ведет к необоснованному увеличению размера налоговых платежей.
В ходе рассмотрения дела представитель административных истцов ходатайствовал о восстановлении срока на подачу заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, указав, что уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд служит то, что по истечении пяти лет не проведена очередная государственная кадастровая оценка в соответствии со ст.24.12 Закона об оценочной деятельности, что нарушает права истцов, как плательщиков налога на имущество.
В судебное заседание административные истцы Ермолаев Е.Е., Гарькина М.А., Шпадырев С.П. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, ранее представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.
Представитель административных истцов Чистяков В.М., действующий на основании доверенностей от 17.10.2017г., 24.10.2017г., в судебном заседании поддержал административное исковое заявление и ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления по основаниям, указанным в административном иске.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрации г.о. Тольятти, министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
В письменном отзыве ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда. Администрация г.о. Тольятти в отзыве просила отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области представил письменный отзыв, в котором в случае отсутствия дополнительных доказательств достоверности рыночной стоимости объекта, просил отказать в удовлетворении иска и рассмотреть дело в его отсутствие.
Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, в котором просило отказать в удовлетворении требований.
Представитель Правительства Самарской области письменных возражений в адрес суда не направил.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя административных истцов, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что требования административных истцов в части установления кадастровой стоимости ОКС равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению, при этом, суд исходит из следующего.
В силу ч.1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.
Из материалов дела усматривается, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о нежилом помещении с кадастровым номером №, площадью 758,80 кв.м., этаж 3, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.09.2017г.
Вышеуказанное нежилое помещение на основании договора купли-продажи от 07.06.2012 № принадлежит Гарькиной М.А., Ермолаеву Е.Е., Шпадыреву С.П. на праве общей долевой собственности /доля в праве ****/****/ у каждого, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 21.06.2012 года /л.д.14-16/.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии с удельными показателями, утвержденными постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012г. № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и по состоянию на 15.04.2012 года составляет 23 295 660,81 рублей.
Административные истцы в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Самарской области №107-ГД от 10.11.2014 г. «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» являются плательщиками налога на имущество физических лиц и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивают налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Административными истцами представлен отчет об оценке №23-О/17 от 10.10.2017г., выполненный ООО «ТРИО». Из отчета усматривается, что рыночная стоимость объекта оценки составляет 15 260 019 рублей.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно абзацу 2 пункта 12 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.
По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости спорного нежилого помещения внесены в ЕГРН 15.04.2012 года.
Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Самарской области, в срок, установленный ст. 24.12 Федерального закона, то есть не позднее 15.04.2017 года, не проведена, расчет налоговых платежей на объекты недвижимости производится исходя из ранее установленной кадастровой стоимости, то с учетом конкретных обстоятельств дела и руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд считает возможным восстановить административным истцам срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Считая свои права нарушенными, административные истцы обратились в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Отчет об оценке в соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» выполнен по состоянию на 15.04.2012 года, на дату определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства.
Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он выполнен в соответствии с требованиями федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Величина рыночной стоимости спорного объекта определена оценщиком с учетом принципов и стандартов оценки, с использованием сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах об объекте оценке, а также данных, полученных в ходе осмотра.
Проанализировав сегмент рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект, оценщик пришел к выводу о том, что он относится к сегменту рынка коммерческих нежилых помещений, расположенных в Автозаводском районе г. Тольятти.
При проведении исследования оценщик использовал доходный подход - метод прямой и сравнительный подход – метод регрессионного анализа. От применения затратного подхода оценщик отказался ввиду того, что объектом оценки является нежилое помещение, тогда как затратный подход применяется для оценки объектов недвижимости – объектов капитального строительства, но не их частей – жилых и нежилых помещений.
Методика расчета стоимости различными подходами, этапы в рамках применяемых методов, расчеты, согласование полученных результатов обоснованы оценщиком и выполнены в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.
Величина рыночной стоимости объекта недвижимости составила 15 260 019 рублей.
Лица, привлеченные к участию в деле, не привели каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности установленной отчетом рыночной стоимости. Ходатайство о назначении и проведении по делу экспертизы не заявили.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о соответствии отчета основным требованиям федерального стандарта оценки №1 и требованиям Федерального закона №135-ФЗ.
Поскольку доказательств того, что рыночная стоимость спорного объекта недвижимости является иной, нежели указано в представленном заявителем отчете, который отвечает требованиям, предъявленным к подобного рода документам, содержит необходимые реквизиты, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, не представлено, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета оценщика, на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
Суд пришел к выводу, что требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН без принятия какого-либо дополнительного решения, при этом порядок и сроки внесения изменений также установлены названной нормой.
В ЕГРН подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной решением суда.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время ЕГРН) и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения в суд с настоящим иском является 20.10.2017г., что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь ст.180, ст. 249 КАС РФ
РЕШИЛ:
Административный иск Ермолаева Е.Е, Гарькиной М.А., Шпадырева С.П. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером: №, площадью 758,80 кв. м., этаж 3 расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 15.04.2012 года в размере 15 260 019 рублей.
Дата подачи административного иска в суд – 20.10.2017г.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24.11.2017г.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья
Секретарь