К делу № 2-159/13г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2013г. Анапский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Киндт С.А.
при секретаре Ставицкой Е.С.
с участием истца Хохловой И.А., представителя з/лица по доверенности Гридчиной Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Хохловой И.А. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Хохлова И.А. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации в котором жилые помещения - состоящие из двух изолированных комнат, расположенные по адресу: Анапский район, (...), были предоставлены ее семье в мае 1991 года на основании ордера 000 серия ВЖ от 00.00.0000, бывшим работодателем ВТОЛ «Рабочая смена». На момент предоставления указанной жилой площади состав семьи состоял из 3-х человек. Сын Х.А.В. родился на данной жилой площади 00.00.0000. В настоящее время в данном жилом помещении она проживает с мужем Х.В.А., 1964 г.р. и сыном Х.А.В., 1992 г.р. и зарегистрированы по месту жительства с момента вселения, т.е. с октября 1991 года, что подтверждается адресной справкой, выданной УФМС и справкой с места жительства ОАО «Славянка». В системе Министерства обороны Российской Федерации, в ФГУ 314 КЭЧ района (войсковая часть 000), она работала с 00.00.0000. Общий стаж работы в Министерстве Обороны Российской Федерации составил более 12 лет. Общий трудовой стаж в системе Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ 314 КЭЧ района (войсковая часть 000) мужа Х.В.А. с августа 1993 года составил полных 14 лет, был уволен в порядке перевода в другую организацию, что было установлено судом в процессе исследования искового заявления ФГУ 314 КЭЧ района к Х.В.А. и членов его семьи о выселении. Решением Анапского районного суда от 00.00.0000, в удовлетворении исковых требованиях 314 КЭЧ района МО РФ о выселении без предоставления другого жилого помещения, отказано. До ликвидации - августа 2011 года ФГУ 314 КЭЧ района МО РФ, указанное общежитие являлось государственной собственностью и находилось у него на праве оперативного управления. Таким образом, организации предоставившей жилое помещение в общежитии в настоящее время не существует, а жилые помещения имеют формальный статус «общежития», так как утрачено назначение жилых помещений, отсутствие комплектации мебелью и другими предметами необходимыми для проживания граждан, что противоречит ст.93 и ст.94 п.3 ЖК РФ. Отсутствие статуса специализированного жилого фонда подтверждается актом о соответствии жилого помещения бывшим балансодержателем. Оплату за жилое помещение и коммунальные услуги производим своевременно по предъявляемым стандартным квитанциям для многоквартирных домов. Согласно уведомления сведения об объекте недвижимого имущества расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют и в управлении имущественных отношений администрации муниципального образования г.-к. Анапа объект т. к. (...) отсутствуют. Жилые помещения, состоящие из одной изолированной комнаты с мебелью и другим личным имуществом и полной степенью благоустройства - кухня, санузел, душевая кабина, коридор, общая площадь которых составляет 36,6 кв.м., находятся в индивидуальном пользовании, что подтверждается справкой-заключением управления архитектуры и градостроительства города-курорта Анапа. В связи с этим, проживание, на указанной жилой площади, с момента ликвидации организации, комфортности проживания, фактически является на условиях социального найма, в связи, с чем полагаю, что они приобрели право на приватизацию занимаемого жилого помещения. И в соответствии со ст.2 ФЗ « О приватизации жилищного фонда РФ» граждане России, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в оперативном управлении вправе приобрести эти помещения в собственность. Исходя из ст.7 ФЗ от 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», проживающим в них гражданам предоставлено право на приватизацию занимаемых ими жилых помещений в общежитиях. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма и не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения на приватизацию. Согласно ст.П.ФЗ « О приватизации жилищного фонда РФ» - каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Таким правом не пользовались, что подтверждают представленные справки. Из письменных ответов ФГКУ «Северо-кавказского территориального управление имущественных отношений» МО РФ на многочисленные коллективные обращения жильцов с просьбами о передаче жилых помещений в муниципальную собственность для последующей приватизации следует, что компетентные органы Министерства обороны РФ фактически дали согласие на оформление документов для передачи жилых помещений расположенных по адресу: Краснодарский край, Анапский района, (...), в муниципальную собственность. Работа подведомственными органами МО РФ ведется более двух лет. Бездействия компетентных органов по снятию статуса «специализированного жилья» и передаче его в муниципальную собственность носит формальный и затяжной характер. Бывшим фондодержателем ФГУ «314 КЭЧ района» в письменном ответе от 00.00.0000 на заявление с просьбой передачи в собственность жилое помещение в порядке приватизации отказано.
Истец Хохлова И.А.в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме и просила признать за ней в порядке приватизации право собственности на жилое помещение общей площадью 36,6 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...).
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель третьего лица администрации МО г-к.Анапа по доверенности Гридчина Л.Н. в судебном заседании по вопросу заявленных Хохловой И.А. требований полагалась на усмотрение суда.
Третьи лица Хохлов В.А. и Хохлов А.В. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, заявленные исковые требования поддержали и не возражали против их удовлетворения,
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям:
В материалы дела представлен ордер 000 серии 000 от 00.00.0000 из которого усматривается, что ВОК «Рабочая смена» Х.В.А. на состав семьи, состоящей из жены Хохловой И.А. и дочери Х.Ю.В. предоставлена жилая площадь в общежитии по адресу: Краснодарский край, Анапский р-н, (...).
Согласно адресной справке ОУФМС по Краснодарскому краю в г.-к. Анапа от 00.00.0000 в жилом помещении Хохлова И.А. зарегистрирована по месту жительства с 00.00.0000, в котором проживает до настоящего времени со своей семьёй, что подтверждается справкой РЭУ 000 «Новороссийский» филиала «Краснодарский» Открытого акционерного общества «Славянка.
Из уведомления Управления Росреестра по КК 000 от 00.00.0000 усматривается, что сведения об объекте недвижимости по адресу: (...) в ЕГРП отсутствует.
Из уведомления управления имущественных отношений администрации МО г-к.Анапа от 00.00.0000 усматривается, что сведения о комнате 000 по адресу: (...) в Реестре объектов муниципальной собственности МО г-к.Анапа отсутствуют.
Согласно Акта приема-передачи объектов войсковой части 000 в муниципальную собственность г.-к. Анапа, утверждённого руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 00.00.0000, в соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом 000-р от 00.00.0000 войсковая часть 000 в лице командира полковника П.А.В., действующего на основании доверенности 000 000 от 00.00.0000, передала в муниципальную собственность муниципального образования г.-к. Анапа, находившиеся в федеральной собственности объекты жилищно-коммунального хозяйства, расположенные в (...), Краснодарского края согласно приложения (Перечня). Так согласно Перечня объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность муниципального образования г.-к.Анапа были переданы жилые дома №, 000 по (...), г.-к.Анапа, Краснодарского края, благоустройство жилых домов, трансформаторная подстанция 000 жилой зоны, оборудование трансформаторной подстанции 000 жилой зоны 27 единиц, сети электроснабжения жилых домов протяженностью 3 040 м., сети телефонизации жилых домов протяженностью 1,9 км., сети канализации жилых домов протяженностью 0,77 км., сети теплоснабжения жилых домов протяженностью 1,05км., сети горячего водоснабжения жилых домов протяженностью 1,16 км., сети холодного водоснабжения жилых домов протяженностью 1,718км., наружное освещение жилых домов протяженностью 700 м., сети электроснабжения 10 кв. протяженностью 920 м., автодорога к жилой зоне 1,2 км., дорога автомобильная подъездная протяженностью 0,93 км.
В письменном обращении от 00.00.0000 000 ФГУ «314 КЭЧ района» Министерства обороны РФ просило главу администрации муниципального образования г.-к. Анапа согласовать перечень объектов жилищного фонда, подлежащих передаче в муниципальную собственность. В письменном сообщении Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 00.00.0000 на обращение по вопросу передачи в муниципальную собственность общежития, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский р-н, (...) было сообщено, что в соответствии с поручением Президента РФ от 22.11.2010 г. № Пр-3366 Департаментом организована работа по передаче объектов жилого фонда в муниципальную собственность, осуществляются мероприятия по межеванию земельного участка, расположенного под данным объектом, прорабатывается вопрос о снятии статуса служебного с указанного общежития и что ориентировочный срок передачи установлен - IV квартал 2012г..
Документы по общежитию, в том числе Акт о соответствии жилого помещения, согласно которому комиссия считает нецелесообразным содержать общежитие как специализированный жилищный фонд были направлены в адрес руководителя Департамента Расквартирования Министерства обороны РФ, что подтверждается сопроводительным письмом от 00.00.0000 000 ФГУ «314 КЭЧ района» Министерства обороны РФ в соответствии с п. 13 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», утв. постановлением Правительства РФ от 00.00.0000 000. Так же комиссия просит исключить его из специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ для последующей передачи в муниципальную собственность г.Анапа.
Из письменного сообщения ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ от 00.00.0000 000 усматривается, что в настоящее время ведётся работа по оформлению документов для передачи жилых помещений, расположенных в общежитии, в муниципальную собственность
В материалы дела так же представлен ответ заместителя Анапского межрайонного прокурора из которого следует, что в ходе проверки установлено, что администрацией муниципальную собственность г.-к.Анапа 00.00.0000 в адрес Министерства обороны РФ направлено обращение о рассмотрении вопроса безвозмездной передачи общежития в муниципальную собственность что подтверждается сообщением Анапской межрайонной прокуратуры от 00.00.0000. На основании поступившего поручения Министерства обороны РФ 00.00.0000 начальником ФГУ «КЭЧ № 314» в адрес главы МО г.-к.Анапа направлено обращение о принятии общежития в муниципальную собственность. 00.00.0000 в адрес балансодержателя направлен запрос о предоставлении необходимого перечня документов. 00.00.0000 ФГУ «КЭЧ 000» в орган местного самоуправления направлены документы для безвозмездной передачи общежития в муниципальную собственность. Поскольку документы были представлены в неполном объеме 00.00.0000 в адрес балансодержателя направлен запрос о предоставлении недостающих документов. 00.00.0000 администрацией муниципальную собственность г.-к. Анапа так же направлен запрос о предоставлении недостающих документов непосредственно в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ. Фактов уклонения органа местного самоуправления от приема в муниципальную собственность здания общежития не установлено. После представления балансодержателем полного пакета документов вопрос о приеме имущества в муниципальную собственность будет решен незамедлительно.
00.00.0000 в адрес министра обороны РФ Ш.С.К. главой администрации МО г-к.Анапа направлено обращение о принятии решения о передаче жилого дома по адресу: Анапский район, (...) в муниципальную собственность МО г-к.Анапа.
Хохлова И.А. обращалась в Министерство обороны РФ, Администрацию МО г-к.Анапа, ФГУ «Серо-Кавказского управления имущественных отношений» МО РФ с просьбой передачи ей в собственность в порядке приватизации жилое помещение по адресу: (...) и принятии решения об исключении здания общежития из специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ и передаче его в муниципальную собственность МО г-к.Анапа, что подтверждается заявлениями Хохловой И.А..
Из справки 000 от 00.00.0000, выданной жилищным отделом администрации МО г-к.Анапа усматривается, что Хохлова И.А., Хохлов В.А., Хохлов А.В. в период с 00.00.0000 по настоящее время участия в приватизации жилых помещений на территорииМО г-к.Анапа не принимали.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно п. 3 ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В соответствии с п. 6 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», утв. постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
Жилое помещение в общежитии предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека.
Фактически здание общежития имеет формальный статус общежития, поскольку жилые помещения в нём, в том числе в котором Хохлова И.А. проживает с семьёй, со временем утратили назначение служебных жилых помещений и вопреки ст. 94 ЖК РФ не укомплектованы мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами, что подтверждается материалами дела.
Федеральный закон от 08.12.2011 г. № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 2 указанного Закона безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:
1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
В ст. 3 Закона установлен двухмесячный срок на принятие решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 11 Федерального закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О ведении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В силу ст. 8 Федерального закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В ст.12 ГК РФ перечислены способы защиты гражданских прав. Одним из перечисленный в указанной статье способов защиты гражданских прав является признание права.
Решением Анапского районного суда от 07.03.2013г. признаны бездействия Министерства обороны РФ по исключению здания общежития по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...) из специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ и в передаче его в муниципальную собственность муниципального образования г-к.Анапа Краснодарского края незаконными и необоснованными. Суд обязал Министерство обороны РФ принять решение об исключении здания общежития по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...) из специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ и передать его в муниципальную собственность муниципального образования г-к.Анапа Краснодарского края. Решение вступило в законную силу.
На основании ст.61 ГПК РФ Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления… являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. При этом согласно ст.ст.4, 45, 46, 47, 56, 57 ГПК РФ обязанность доказывания лежит на сторонах, третьих лицах, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на прокуроре, органах, организациях и гражданах, подавших заявление в защиту иных лиц. Частью 1 ст.57 ГПК РФ предусмотрено право суда предложить сторонам представить дополнительные доказательства.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Хохловой И.А. требований, так как данные требования подтверждаются материалами дела, а именно: с момент выдачи ордера на предоставление жилого помещения для проживания Хохловой И.А. и членов ее семьи они зарегистрированы в данной комнате, по причине бездействия компетентных органов по снятию с общежития статуса специализированного жилищного фонда и передаче его в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края она (Хохлова И.А.) лишена возможности реализовать свое право на приватизацию жилого помещения занимаемого ее семьей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 36,6 ░░. ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, (...).
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░: ░.░. ░░░