Решение по делу № 33-7736/2013 от 01.11.2013

Председательствующий: Андреева Н.Ю. Дело № 33-7736/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Дьякова А.Н.,

судей областного суда: Ланцовой М.В., Подвязниковой Н.А.,

при секретаре Путиловой М.Л.

с участием прокурора Даниловой А.А.

рассмотрела в судебном заседании 27 ноября 2013 года дело по апелляционной жалобе Администрации Большереченского муниципального района Омской области на решение Большереченского районного суда Омской области от 18 сентября 2013 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Большереченского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Хозяйственно-эксплуатационный центр в сфере культуры» Большереченского муниципального района Омской области, Комитету по управлению имуществом администрации Большереченского муниципального района Омской области и Администрации Большереченского муниципального района Омской области удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Хозяйственно-эксплуатационный центр в сфере культуры» Большереченского муниципального района Омской области, Комитет по управлению имуществом администрации Большереченского муниципального района Омской области и Администрацию Большереченского муниципального района Омской области в срок до 18 сентября 2014 года установить в помещениях Почекуевского, Такмыкского, Красноярского, Шипицынского, Евгащинского, Ингалинского, Могильно-Посельского, Новологиновского, Старокарасукского, Чебаклинского и Уленкульского Домов культуры автоматические пожарные сигнализации и системы оповещения людей о пожаре».

Заслушав доклад судьи областного суда Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

установила:

Прокурор Большереченского муниципального района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Хозяйственно-эксплуатационный центр в сфере культуры» Большереченского муниципального района Омской области (МКУ «ХЭЦ»), Комитету по управлению имуществом администрации Большереченского муниципального района Омской области (комитет по управлению имуществом) об обязании установить автоматические пожарные сигнализации и системы оповещения людей о пожаре.

В обоснование иска указал, что 16.05.2013 прокуратурой Большереченского муниципального района Омской области по поручению Прокуратуры Омской области совместно с представителями Большереченского отдела НД УНД МЧС России по Омской области проведена проверка законодательства о пожарной безопасности и противодействия терроризму в местах массового пребывания людей с возможностью одновременного пребывания более 100 человек. В ходе проверки установлено, что условия эксплуатации проверенных объектов, а именно Домов культуры: Почекуевский, Такмыкский, Красноярский, Шипицынский, Евгащинский, Ингалинский, Могильно-Посельский, Новологиновский, Старокарасукский, Чебаклинский, Уленкульский принадлежащие на праве оперативного управления БУК «Культура», не соответствуют требованиям пожарной безопасности, чем нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, помещающих их, а также в случае совершения террористических актов могут повлечь материальный ущерб, причинение вреда жизни и здоровью граждан.

В соответствии с актом приема-передачи имущества от 01.03.2013 дома культуры 11 сельских поселений были переданы в оперативное управление МКУ «ХЭЦ».

С учетом уточнения исковых требований просил обязать Комитет по управлению имуществом администрации Большереченского муниципального района Омской области, МКУ «ХЭЦ», Администрацию Большереченского муниципального района Омской области установить в помещениях Почекуевского, Такмыкского, Красноярского, Шипицынского, Евгащинского, Ингалинского, Могильно-Посельского, Новологиновского, Старокарасукского, Чебаклинского, Уленкульского Домов культуры автоматические пожарные сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в срок до 18.09.2014; взыскать государственную пошлину.

Определением Большереченского районного суда Омской области от 12.09.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Большереченского муниципального района Омской области.

В судебном заседании помощник прокурора Большереченского муниципального района Омской области Троян А.С. уточненные исковые требования поддержал.

Представитель МКУ «ХЭЦ» - Шрейдер В.И. в судебном заседании исковые требования признал. Пояснил, что нарушения требований пожарной безопасности на указанных объектах вызваны недостаточностью финансирования.

В судебном заседании представитель Комитета по управлению имуществом администрации Большереченского муниципального района Омской области – Кармушакова А.И. исковые требования не признала.

Представитель третьего лица ОНД УНД МЧС России по Омской области в Большереченском районе Сальников Ю.А. в судебном заседании подтвердил наличие выявленных в ходе проверки нарушений и необходимость их устранения.

Представитель Администрации Большереченского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе глава Большереченского муниципального района Омской области Майстепанов В.И. просит решение суда изменить, исключив из числа ответчиков Администрацию Большереченского муниципального района Омской области, ссылаясь на то, что Администрация района является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Большереченского муниципального района Омской области Бряндин С.П. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение прокурора, возражавшего относительно доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования - пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ч. 2 ст. 37 указанного Федерального закона организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Вопросы оснащения объектов капитального строительства автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией в настоящее время детально урегулированы нормативными документами - Сводом правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» и Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 № 315.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).Согласно п. 14 НПБ 110-03 перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, представлен в обязательном приложении к данному документу. В п. 9 табл. 1 обязательного приложения к НПБ 110-03 предусмотрено обязательное оборудование системой автоматической пожарной сигнализации зданий общественного и административно-бытового назначения независимо от площади и этажности.Свод правил 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утвержденные Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 175, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации.Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 № 323 утверждены Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), устанавливающие требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооруженияхВ п. 5.1 НПБ 104-03 определены типы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для зданий и сооружений различного вида. Для зрелищных учреждений (театры, цирки и др.) тип системы оповещения и управления эвакуацией людей определен в п. 9 табл. 2 НПБ 104-03.Приказом Минкультуры РФ от 01.11.1994 № 736 введены в действие Правила пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации (ВППБ 13-01-94), которые являются обязательными для театров, концертных залов, парков культуры и отдыха, зоопарков, планетариев, домов (дворцов) культуры, клубов, библиотек, музеев, выставок, картинных галерей, памятников истории и зодчества, учебных заведений отрасли культуры, независимо от форм собственности.В силу п. 9.1 ВППБ 13-01-94 все учреждения культуры должны быть обеспечены средствами извещения о пожаре.Пунктом 9.3 ВППБ 13-01-94 установлено, что Здания театров, музеев, картинных галерей, цирков, зоопарков, выставочных залов, планетариев, крупных библиотек и других мест массового пребывания людей, а также помещения с большим количеством материальных ценностей должны оборудоваться автоматическими системами извещения о пожаре, а в музеях и библиотеках должны устанавливаться дымовые извещатели.Из материалов дела следует, что Большереченскому муниципальному району Омской области на праве собственности принадлежат здания Почекуевского (площадью 560,80кв.м.), Такмыкского (площадью 855,60 кв.м.), Красноярского (площадью 694,0 кв.м.), Шипицынского (площадью 639,30 кв.м.), Евгащинского (площадью 1231,2 кв.м.), Ингалинского (площадью 611,80 кв.м.), Могильно-Посельского (площадью 901,10 кв.м.), Новологиновского (площадью 858,40 кв.м.), Старокарасукского (площадью 1266,60 кв.м.), Чебаклинского (площадью 798,5 кв.м.), Уленкульского домов культуры. На основании распоряжения главы администрации Большереченского муниципального района Омской области № 103 от 20.02.2013 Комитетом по управлению имуществом администрации Большереченского муниципального района Омской области из оперативного управления БУК «Культура» были изъяты, в том числе, здания вышеназванных домов культуры. 01.03.2013 на основании акта приема-передачи указанные дома культуры были переданы Комитетом по управлению имуществом Большереченского муниципального района Омской области в оперативное управление муниципального казенного учреждения «Хозяйственно-эксплуатационный центр в сфере культуры».В ходе проверки законодательства о пожарной безопасности и противодействия терроризму в местах массового пребывания людей с возможностью одновременного пребывания более 100 человек, проведенной 16.05.2013 прокуратурой Большереченского района Омской области установлено, что указанные выше дома культуры 11 сельских поселений Большереченского муниципального района не имеют автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре.Наличие данных нарушений подтверждено материалами дела и не оспаривается ответчиками.Удовлетворяя исковое заявление прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что наличие указанных нарушений правил и норм пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей в случае возникновения пожара, что, в свою очередь, ставит под угрозу жизни и здоровье не только работников данных домов культуры, но и неопределенного количества лиц, их посещающих, в том числе и детей.Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация Большереченского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по данному делу, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены или изменения решения суда. Согласно ч. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК РФ).Вышеприведенная норма права предусматривает обязательное процессуальное соучастие собственника учреждения.Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.При разрешении спора суд обоснованно исходил из того, что финансовое обеспечение выполнения функций казенного учреждения осуществляется его учредителем за счет средств соответствующего бюджета.Согласно п. 1.1 Положения о комитете по управлению имуществом муниципального образования «Большереченский район» Омской области комитет образован в целях выработки и реализации единой согласованной и эффективной политики в сфере управления и распоряжения объектами муниципальной собственности. Комитет является структурным подразделением администрации муниципального образования «Большереченский район» Омской области и уполномочен главой муниципального образования «Большереченский район» в пределах, установленных законодательском РФ, осуществлять от имени муниципального образования права собственника в отношении муниципальной собственности, управлять и распоряжаться объектами муниципальной собственности (п. 1.2, 3.7, 3.8 Указанного Положения).В силу п. 7.1 Положения деятельность Комитета финансируется за счет бюджета муниципального образования в соответствии с утвержденной сметой расходов. В соответствии с п. 2 Устава МКУ «ХЭЦ» его учредителем является Большереченский муниципальный район Омской области. Функции учредителя от имени района осуществляет Администрация Большереченского муниципального района Омской области.Учреждение находится в ведении Учредителя и функционирует как некоммерческое казенное учреждение для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (п. 3 Устава).Согласно п. 11 Устава Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества – район. С учетом вышеприведенных положений закона и ввиду установленной обязанности учредителя казенного учреждения по его финансированию, которое, как правильно установлено по делу, на цели устранения нарушений требований пожарной безопасности должным образом не обеспечено, указанные доводы администрации являются не состоятельными.

В остальной части решение суда не обжалуется.

При вынесении решения судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана надлежащая оценка представленным сторонами доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Большереченского районного суда Омской области от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Большереченского муниципального района Омской области - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи -

33-7736/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор района
Ответчики
"Хоз.-эксплутационный центр в сфере культуры "
Суд
Омский областной суд
Судья
Подвязникова Надежда Александровна
27.11.2013Судебное заседание
02.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2013Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее