Судья Никитина О.К. Дело № 33-6730/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 ноября 2014 года г.Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Раковского В.В.,
судей Васякина А.Н., Ярыгиной Е.Н.,
с участием прокурора Стиплина И.В.,
при секретаре Астафьевой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Оренбургская независимая газовая компания» на решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 27 августа 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Оренбургская независимая газовая компания» о признании незаконными действия и об обязании прекратить установку приборов учета газа и газового оборудования.
Заслушав доклад судьи Раковского В.В., объяснение представителей ответчика ООО «Оренбургская независимая газовая компания» Гридневой А.Ф., Назарец С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Оренбургской области Стиплина И.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, представителей третьего лица ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» Удаловой Е.В., Вышеславской Н.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда
установила:
Прокурор г. Оренбурга обратился в суд с иском к ООО «Оренбургмежрайгаз», указав, что в результате проведенной по обращению ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» проверки исполнения законодательства о газоснабжении установлено, что в *** году ООО «Оренбургмежрайгаз» незаконно установило около "количество" "наименование" на территории г. Оренбурга, а так же проводило иные работы на действующих газопроводах, в том числе по установке "наименование", установке и замене "наименование", "наименование". Данные действия являются незаконными, способными причинить ущерб жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц. (дата) в результате допущенных ООО «Оренбургмежрайгаз» нарушений при установке "наименование" произошла утечка газа по адресу (адрес). Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. ООО «Оренбургмежрайгаз» статуса специализированной организации не имеет, договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с собственниками помещений многоквартирных домов не заключало, в связи с чем, осуществление ответчиком работ на подключенных к газовой сети газопроводах ставит под угрозу безопасность абонентов газовой сети, а так же граждан.
В ходе рассмотрения дела прокурор г. Оренбурга заявленные исковые требования уточнил, указав в качестве ответчика ООО «Оренбургская независимая газовая компания».
На основании изложенного, просил признать незаконными действия ООО «Оренбургская независимая газовая компания» по установке приборов учета газа в многоквартирных домах и домовладениях и иные работы на действующих газопроводах, в том числе по установке "наименование", установке и замене "наименование", установке и замене "наименование". Обязать ООО «Оренбургская независимая газовая компания» прекратить осуществление деятельности по установке приборов учета газа, установке "наименование", установке и замене "наименование", установке и замене "наименование" в многоквартирных домах и домовладениях до получения допуска к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Миронов Д.П. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Петров А.Г., действующий на основании доверенности, иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании представитель третьего лица ООО «Газпром Межрегионгаз Оренбург» Удалова Е.В., действующая на основании доверенности, с иском согласилась, просила удовлетворить.
Решением Сакмарского районного суда Оренбургской области от 27 августа 2014 года исковые требования прокурора г.Оренбурга удовлетворены. Суд признал незаконными действия ООО «Оренбургская независимая газовая компания» по установке приборов учета газа в многоквартирных домах и домовладениях и иные работы на действующих газопроводах, в том числе по установке "наименование", установке и замене "наименование", установке и замене "наименование". Тем же решением обязал ООО «Оренбургская независимая газовая компания» прекратить осуществление деятельности по установке приборов учета газа, установке "наименование", установке и замене "наименование", установке и замене "наименование" в многоквартирных домах и домовладениях до получения допуска к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ООО «Оренбургская независимая газовая компания» просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Оренбурга и ООО «Газпром Межрегионгаз Оренбург» просят жалобу оставить без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой г. Оренбурга по обращению ООО «Газпром Межрегионгаз Оренбург» проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства о газоснабжении в деятельности ООО «Оренбургмежрайгаз».
В ходе проверки было установлено, что в текущем году ответчик осуществляет установку приборов учета газа в домах на территории города Оренбурга, а так же производит иные работы на действующих газопроводах, в том числе работы по установке "наименование", установке и замене "наименование", "наименование".
Данный факт не отрицается ответчиком и подтверждается представленными истцом доказательствами: актами выполнения и приема выполненных работ по установке приборов учета газа и газового оборудования, реестрами по установке приборов учета, заявками на производство первичной опломбировки установленных приборов учета.
Решением единственного участника № от (дата) «Оренбургмежрайгаз» переименовано в ООО «Оренбургская независимая газовая компания».
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что деятельность ответчика является незаконной, так как ответчик не имеет разрешительной документации на осуществление деятельности по установке приборов учета газа и газового оборудования в многоквартирных домах на территории г.Оренбурга, ООО «Оренбургская независимая газовая компания» не обладает статусом специализированной газораспределительной организации, получившей допуск к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газового оборудования, не представлены договор о транспортировке газа с поставщиком газа для осуществления указанной деятельности, договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Проверяя законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно частям 8 и 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 261-ФЗ) действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
С 01.07.2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. В соответствии с п. 5.5.2 которых монтаж и демонтаж газопроводов, установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединение их к газопроводам, системам поквартирного водоснабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 года N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению.
Ссылаясь на положения п. 2.12 названных Правил, раскрывающего понятие «специализированная организация» как газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, суд первой инстанции мотивирует решение тем, что установку и демонтаж приборов учета газа и газоиспользующего оборудования может осуществлять только ресурсоснабжающая организация.
С указанным выводом судебная коллегия не может согласиться, поскольку суд не принял во внимание, что Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 года N АКПИ13-826 пункты 2, 6, 7 и 30 Правил N 410 в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа, признаны недействующими.
Из названного решения следует, что Правила N 410 в части, ограничивающей гражданские права хозяйствующих субъектов на осуществление оспариваемого в рамках настоящего гражданского дела вида деятельности, противоречат требованиям пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 49, статьи 421 ГК РФ, части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", а также ограничивают право потребителя самостоятельно выбрать исполнителя оказываемой ему услуги по техническому обслуживанию, ремонту и замене газового оборудования.
При изложенных обстоятельствах, правильным будет полагать, что установку приборов учета газа и газоиспользующего оборудования вправе производить специализированная организация, имеющая допуск к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газового оборудования, а также имеющая аварийно–диспетчерскую службу.
Опровергается материалами дела также вывод суда первой инстанции о том, что ООО «Оренбургская независимая газовая компания» не является такой организацией.
Согласно пункту 19.8 раздела 3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 года N 624, для осуществления работ, связанных с устройством газоснабжения, требуется допуск на различные виды работ, в том числе на монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ.
Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1 и 4 статьи 55.8).
Согласно представленному ответчиком свидетельству о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № от (дата) года, выданному саморегулируемой организацией НП «***», ООО «Оренбургская независимая газовая компания» является специализированной организацией и имеет разрешение на осуществление деятельности по установке, замене и техническому обслуживанию внутриквартирного и (или) внутридомового газового оборудования.
ООО «Оренбургская независимая газовая компания» также имеет в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, что подтверждается положением об АДС, утвержденным (дата).
При таких данных выводы суда первой инстанции о том, что ООО «Оренбургская независимая газовая компания» не обладает статусом специализированной газораспределительной организации, получившей допуск к выполнению работ по установке газового оборудования, подлежит исключению из мотивировочной части решения суда как несостоятельный.
Между тем данный вывод не привел к принятию незаконного судебного акта ввиду нижеследующего.
В соответствии с законодательством о защите прав потребителей при оказании услуг, связанных с монтажом или демонтажом газового оборудования, осуществляемых с привлечением специализированной организации, не должно иметься препятствий для реализации потребителем права на осуществление ремонта и гарантийного обслуживания.
Федеральный закон от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определяет систему, предназначенную для выполнения функций газоснабжения здания или сооружения, как систему инженерно-технического обеспечения и устанавливает, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (пункт 21 статьи 2, пункт 1 статьи 36).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, устанавливают, что газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, а также допускают приостановление подачи газа потребителям ввиду отсутствия действующих договоров о техническом обслуживании и ремонте (пункты 131 и 132).
Пунктом 6 Правил пользования газом № 410 от 14.05.2013 года также предусмотрено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Правила технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, устанавливают, что техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий включает диспетчерское и аварийное обслуживание (пункты 1.8).
Таким образом, вышеперечисленные нормы законодательства предписывают, что обеспечение надлежащего технического состояния внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которое означает, прежде всего, поддержание исправности этого оборудования, осуществляется путем технического обслуживания и ремонта на основании комплексного договора о техническом обслуживании и ремонте, заключенного со специализированной организацией.
Судом первой инстанции установлено, что, осуществляя деятельность по установке приборов учета газа, установке "наименование", установке и замене "наименование", ответчик не осуществляет техническое обслуживание и ремонт указанного газового оборудования.
Доказательств обратного стороной ответчика представлено не было, поскольку в материалах дела отсутствуют соответствующие договоры с потребителями. Доказательств фактического осуществления деятельности по обеспечению надлежащего технического состояния смонтированного им внутридомового и внутриквартирного газового оборудования ответчиком также предъявлено не было.
Данный вывод суда первой инстанции не опровергнут и доводами апелляционной жалобы.
Довод апелляционной жалобы о том, что процессуальных прав и законных оснований выступать истцом по настоящему гражданскому делу у прокурора г. Оренбурга не было, поскольку обращения граждан в прокуратуру на действия ООО «Оренбургская независимая газовая компания» является несостоятельным. Иск был инициирован прокурором, который, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ с требованиями об устранении нарушений действующего законодательства, выявленных в процессе осуществления в соответствии с положениями Федерального закона РФ "О прокуратуре РФ" надзора за соблюдением законности на территории Российской Федерации.
Иных доводов, свидетельствующих о наличии оснований к отмене решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Безусловных поводов для отмены в апелляционном порядке правильного по существу решения у судебной коллегии не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 27 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Оренбургская независимая газовая компания» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи