Решение по делу № 2-777/2016 от 03.06.2016

Дело № 2-777/2016 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

г.Буйнакск                    21 июля 2016 г.

Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи - Салихова Ю.М.,

с участием представителя истца- пом.прокурора Магомедова И.Т.,

третье лицо –представителя Росприроднадзора по РД – Ибрагимова З.К.,

представителя ответчика Гаджибагомедова А.М.

при секретаре – Магомедовой А.У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов Российской Федерации и Республики Дагестан к Индивидуальному предпринимателю Абакаровой С. М. о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и промышленной безопасности,

установил:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратилося в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Абакаровой С. М. о возложении обязанности по приостановлению производственной деятельности, осуществляемой с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды на карьере по добыче известняков для производства бутового строительного камня и щебня, расположенном по адресу: РД, <адрес>, Лицензия серии МАХ 01108 ТЭ от 03.06.2009г. до получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), и согласованного в установленном порядке Плана развития горных работ на 2016 г.

В обоснование иска указано, что истцом по обращению директора ООО «Талгиспецстрой» (далее Общества) Мусаева М.Р, с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан и КУ Ростехнадзора проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и промышленной безопасности при добыче общераспространенных полезных ископаемых на административной территории Буйнакского района, Республики Дагестан индивидуальным предпринимателем Абакаровой С. М. (далее ИП Абакарова С.М.).

В ходе проверки с выездом на место установлено, что ИП Абакаровой С.М, предоставлен в аренду земельный участок лесного фонда в квартале 31 выдела 2 и 3 Махачкалинского участкового лесничества ГКУ «Махачкалинское лесничество» общей площадью 5,0 га, для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (добыча известняков для производства бутового строительного камня и щебня). ИП Абакаровой С.М. предоставлена Лицензия на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых на указанной территории, серии МАХ 01108 ТЭ от 03.06.2009г. сроком действия до 18.05.2029г. На день проверки 19 апреля 2016г. ИП Абакаровой С.М. на выделенном ей участке велась погрузка и выгрузка горной массы при помощи гусеничного экскаватора марки «ЕК-270», в ожидании погрузки находились 2 автомашины марки «КАМАЗ». Одновременно ООО «Талгиспецстрой» с территории площадки 12 га, расположенной сверху участка ИП Абакаровой С.М. приступили к проведению подъездных дорог вглубь на 700-800м, чтобы выйти на площадь выделенного горного отвода который составляет 18 га. Однако, никаких работ на данном отрезке по дальнейшему устройству подъездных дорог Обществом не выполнены, в связи с тем, что работы по добыче, на указанном участке, в смежной зоне ведутся ИП Абакаровой С.М. Карьеры по добыче бутовых известняков указанных лиц, находятся на одной оси по вертикали склона горы, снизу расположен карьер ИП Абакаровой С.М., а сверху -карьер ООО «Талгиспецстрой». Объекты «карьеры» на склонах гор разрабатываются согласно проектно- технической документации, исключая геомеханические, геодинамичсекие процессы сдвижения горных пород, в связи с чем работы должны вестись строго сверху вниз. Указанным предпринимателем, в процессе эксплуатации объекта, нарушаются установленные правила безопасности, чем подвергают риску жизнь и здоровье людей, работающих на карьере. ИП Абакаровой С.М. допущены нарушения условий лицензионного соглашения к Лицензии серии МАХ 01108 ТЭ от 03.06.2009 г. для добычи известняков для производства бутового строительного камня и шебня.

Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон № 2395-1) одним из видов пользования недрами является разведка и добыча полезных ископаемых.

Статьей 22 Закона № 2395-1 и статьей 17 Закона Республики Дагестан от 09.11.1999 № 17 «О недрах» предусмотрены основные права и обязанности пользователя недр.

В частности, пользователь недр обязан обеспечить:

-соблюдение требований законодательства, соблюдение установленных требований по охране окружающей среды, осуществлении деятельности в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке (ст. 4 п.4.4);

-производить работы по добыче полезных ископаемых в соответствии с проектом разработки карьера и согласованными с Уполномоченными органом ежегодными планами развития горных работ (ст.4 п.4.2.4), и т.д.

В соответствии со ст. 11 Закона №2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ч.1); лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ч.3).

В силу ст. 12 Закона №2395-1 лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в числе других, указание границ участка недр, предоставляемого в пользование (п.3 ч.1), указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами (п.4 ч.1); лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, а также дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему закону (ч.2).

Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992г. №3314-1, установлено, что в лицензии определяются

пространственные границы предоставляемого участка недр, в пределах которого разрешается осуществление работ, указанных в лицензии. Границы должны иметь подробное описание и координаты. Участки недр должны быть максимально компактными и по возможности ограничены прямыми линиями (п.3.2); лицензия должна содержать, в т.ч. указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование (п.8.1).

Как следует из ст.7 Закона № 2395-1, в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (ч.1); при определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр (ч.2); предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части (ч.3); пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией (ч.4); Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.8).

Аналогичное правовое регулирование отношений в сфере лицензирования пользования недр содержится в Законе Республики Дагестан от 09.11.1999 №17 «О недрах», согласно которому горный отвод - геометризованный блок недр, предоставляемый для добычи полезных ископаемых (соответствующий части или всему объему месторождения полезных ископаемых), строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Горный отвод устанавливает пространственное положение и технические границы объекта недропользования и определяет комплекс технических требований, обеспечивающих выполнение условий пользования недрами в части рационального их использования и охраны, безопасного ведения работ и охраны окружающей среды; предоставляемые пользование, могут иметь статус горного или геологического отвода (н.1 ст. 1); предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, выдаваемой уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан (ч.3 ст.3); статус горного отвода предоставляется участку недр для добычи полезных ископаемых и определяется в установленном законом порядке (ч.2 ст.9), и постановлении Правительства Республики Дагестан от 02.11.2011 № 383 «Об утверждении Положения о порядке оформления, государственной регистрации и выдаче лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, в том числе используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Дагестан», согласно которому предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (п.2.1); лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (п.2.2).

В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 3 Закона Российской Федерации «О недрах» к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относится установление порядка подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.

Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 №429, в соответствии с которым установление границ участков недр осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении участков недр местного значения (подп. «б» п.2); описание границ участка недр включается в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части (п.3); границы участка недр обозначаются с помощью географических координат. В описании границ участков недр, предоставляемых в пользование с правом добычи полезных ископаемых, указываются также верхняя и нижняя границы в контуре месторождения полезного ископаемого (п.4).

Порядок оформления горных отводов установлен Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной МПР России 07.02.1998 №56, Госгортехнадзором России 31.12.1997 №58 (далее - Инструкция), которой предусмотрено, что при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых, прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части (п.4); добыча полезных ископаемых осуществляется после получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и в пределах этих границ. Самовольное пользование недрами прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами (п.5); уточненные границы горного отвода устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы полезного ископаемого которого прошли государственную экспертизу (п. 12); границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ, при добыче полезных ископаемых, обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты интересов недропользователя и государства (п. 13); предварительные границы горного отвода указываются в географической системе координат, а уточненные границы горного отвода указываются в условной системе прямоугольных координат, принятых в установленном порядке (п. 15); горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, выдается на основании представленного пользователем недр проекта горного отвода. Проект горного отвода может включаться в состав технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых специальным разделом «Обоснование границ горного отвода» (п. 16); для получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, пользователь недр представляет письмо (заявку), проект горного отвода и приложения (п.23); в состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят:    горноотводный акт (Приложение 1) и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, определяющих границы горного отвода, структурные карты и разрезы (п.28).

Следовательно, пользователь участком недр, предоставленного в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых, обязан получить и иметь документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включающиеся в лицензию в качестве неотъемлемой составной части, и дающие право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией, и должен осуществлять недропользование в этих границах.

Однако, в нарушение вышеприведенных требований правовых норм, ИП Абакарова С.М. осуществляет пользование недрами в целях добычи известняков для производства бутового строительного камня и щебня без оформления и получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения).

Таким образом, пользование недрами в указанной в местности ИП Абакаровой С.М. на 19.04.2016, осуществлялось с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, т.е. Соглашения об условиях пользования недрами, в целях добычи известняков для производства бутового камня, на участке площадью 5,0 га, подписанного Министром природных ресурсов и экологии Республики Дагестан и ИП Абакаровой С.М., являющегося неотъемлемой составной частью лицензии МАХ 01108ТЭ на пользование недрами, а именно:

-без соблюдения требований законодательства, в частности, без оформления и получения официальных, обладающих юридической силой, документов: текстовых, графических и иных приложений, являющих неотъемлемыми составными лицензии на право пользования недрами и определяющих основные условия пользования недрами, в т.ч. документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения); документа, содержащего сведения об участке недр, отражающие местоположение участка недр в административно- территориальном отношении и геологическую характеристику участка недр е указанием наличия месторождений (залежей) полезных ископаемых и запасов (ресурсов) по ним (объемов запасов песчано-гравийной смеси на конкретной площади участка недр, соответствующей определенным координатами угловых точек границам (п.4.4);

-без получения согласованного в установленном порядке Плана развития горных работ на 2016г., (п.4.2.4).

Более того, невыполнением ИП Абакаровой С.М. требований закона нарушаются права и законные интересы Российской Федерации на обеспечение соблюдения всеми лицами требований федерального законодательства, Республики Дагестан на осуществление функций управления, регулирования и контроля с сфере деятельности, а также предусмотренные ст.ст. 37,41 и 42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другими федеральными законами права и свободы неограниченного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Просит суд обязать индивидуального предпринимателя Абакарову С. М. приостановить производственную деятельность, на карьере по добыче известняков для производства бутового строительного камня и щебня, расположенном по адресу: РД, Буйнакский район с.Талги, Лицензия серии МАХ № 01108, вид лицензии ТЭ, зарегистрированный Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 03.06.2009г., осуществляемой с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды до получения разрешительных документов:

- удостоверяющих уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения);

- согласованного в установленном порядке Плана развития горных работ на 2016 г.

Судебные издержки отнести на ответчика.

Представитель ответчика ИП Абакаровой С.М, действующий по доверенности Гаджибагомедов А.М. представил возражение в письменной форме на исковое заявление Махачкалинской Межрайонной природоохранной прокуратуры из которого следует, что 03.06.2009 г.индивидуальному предпринимателю выдана лицензия на право пользования участками недр с целевым назначением и видами работ по добыче известняков для производства бутового строительного камня, а участок недр расположен на землях Махачкалинского участкового лесничества в 4 км. к северо- западу от пос. Талги и в 2,5 км. северо-западу от кутана Гейк-Салган. Право на пользование земельным участком получено от Агентства по лесному хозяйству по Республике Дагестан (приказ от 03.03.2009 г. № 32).

Из статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 «О недрах» (далее - Закона о недрах) следует, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

На основании названной нормы лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Статьей 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить, в частности, выполнение условий, установленных лицензией.

Таким образом, лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления, т.е. лицензия по существу является ненормативным правовым актом органа государственной власти, который адресован конкретному лицу, носит властно-распорядительный характер и влечет для лица юридические последствия в виде возникновения прав и обязанностей, с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона о недрах).

Следовательно, с даты предоставления уполномоченным органом индивидуальному предпринимателю права пользования недрами на основании лицензии, у последнего возникают права и обязанности пользователя недр, установленные статьей 22 Закона о недрах, которые им соблюдаются, ввиду чего считаем доводы, содержащиеся в описательно-мотивировочной части искового заявления прокуратуры, обосновывающие предмет его, считаем необоснованными по следующим причинам.

Исходя из смысла положений, закрепленных в статье 6 Закона о недрах, под пользованием недрами подразумеваются конкретные действия, связанные с введением содержимого недр в хозяйственный оборот, однако, в силу того, что велись технические работы, индивидуальным предпринимателем не удалось использовать предоставленный ему участок недр для предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии.

Таким образом, требование прокуратуры об обязании индивидуального предпринимателя получить согласованный в установленном порядке Плана развития горных работ на 2016 г. не обоснован на нормах закона ввиду следующего.

В соответствии с пунктами 50, 51 и 54 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 г. № 71,недропользователь обязан ежегодно согласовывать планы развития горных работ с органами Госгортехнадзора России.

Порядок согласования годовых планов развития горных работ установлен в Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденной постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 24.11.1999 г. № 85 (далее - инструкция).

В пункте 5 названной Инструкции определено, что под годовым планом развития горных работ понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геолого-разведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, подготовки (обработки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектными технологическими документами, проектом обустройства, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), определенные в установленном порядке, а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения.

Согласование годовых планов осуществляется в целях обеспечения рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, проектных решений по отработке запасов полезных ископаемых и их переработке, установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых, недопущения сверхнормативных потерь, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых и их порчи от неправильного ведения горных работ, своевременного восстановления нарушенных горными работами земель, охраны подрабатываемых зданий и сооружений, опережающего геологического изучения недр, а также выполнения мероприятий по охране недр, промышленной безопасности и предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду (пункт 6 Инструкции).

Добыча представляет собой комплекс производственных процессов по извлечению полезного ископаемого из недр. Открытый способ добычи полезных ископаемых рассматривается как процесс создания на месторождении котлованов, которые называются разрезами или карьерами.

Производственные процессы, связанные с добычей полезных ископаемых, включают в себя работы по вскрытию, подготовке и разработке месторождений, а также жизнеобеспечению и безопасности объектов регулирования данного технического регламента.

При этом вскрышные породы являются горными породами, покрывающими полезное ископаемое и подлежащими выемке, перемещению и складированию при ведении открытых горных работ.

На основании пункта 4 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 г. № 814, планы и схемы развития горных работ составляются в отношении следующих видов горных работ - вскрышные, подготовительные, рекультивационные, маркшейдерские, работы по добыче полезных ископаемых и работы, связанные с первичной переработкой минерального сырья.

Исходя из анализа вышеизложенных норм законодательства, планы горных работ составляются по всем планируемым видам горных работ, следовательно, отсутствие проведения индивидуальным предпринимателем предполагаемых производственных процессов, связанных с добычей полезных ископаемых в соответствии с лицензией на право пользования недрами исключает обязанность в составлении рассматриваемого документа.

Отсутствие проведения индивидуальным предпринимателем предполагаемых производственных процессов, связанных с добычей полезных ископаемых в соответствии с лицензией на право пользования недрами подтверждаются налоговыми декларациями по налогу на добычу полезных ископаемых в период (код) 01-06 за отчетный 2016 год.

Согласно содержанию подпункта 1 пункта 1 статьи 336 Налогового Кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются добытые из недр на территории Российской Федерации полезные ископаемые. Налоговая база определяется организацией самостоятельно как стоимость добытого полезного ископаемого (пунктов 1, 2 статьи 338 Налогового Кодекса Российской Федерации). Налоговым периодом признается календарный месяц (статьи 341 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого (абзац 7, 8 пункта 2 статьи 340 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Исходя из содержания налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых в период (код) 01-06, указаны нулевые расчеты суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, ввиду отсутствия добытого индивидуальным предпринимателем полезного ископаемого за отчетный 2016 год.

Требование прокуратуры об обязании индивидуального предпринимателя получить документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), отпадают, ввиду того, что пунктом 1 дополнительного соглашения от 18.05.2016 г., заключенного между Минприроды РД и индивидуальным предпринимателем к соглашению об условиях пользования недрами в целях разведки и добычи бутового камня на участке недр индивидуального предпринимателя Абакаровой С.М., установлено, что документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода (горноотводный акт от 18.05.2016 г. № 23 и графические приложения) включаются в качестве неотъемлемой части лицензии на право пользования недрами.

В приложении к исковому заявлению прокуратуры приложено заявление общества с ограниченной ответственностью «Талгиспецстрой» от 31.03.2016 г. № 15, содержанием которого указано, что индивидуальный предприниматель препятствует обществу осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых самовольным проникновением на участок разрабатываемый последним. Однако, указанная обществом в заявлении позиция не обоснованна в соответствии с действительностью, которая содержится в следующих материалах.

Во-первых, в рамках проводимой прокуратурой проверки с целью рассмотрения вышеуказанного заявления общества о нарушении требований законодательства об охране окружающей среды индивидуальным предпринимателем предоставлено заключение специалиста Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан от 29.04.2016 г., содержанием описательно-мотивировочной части которого установлено, что лицензионные участки общества и индивидуального предпринимателя друг на друга не накладываются, следовательно, исключает действительность высказываний общества о том, что индивидуальный предприниматель осуществляет лицензионную деятельность на его участке.

Во- вторых, факт того, что индивидуальный предприниматель осуществляет лицензионную деятельность в рамках земельного и горного отвода подтверждаются как договором аренды земельного участка заключенного между Агентством по лесному хозяйству Республики Дагестан и индивидуальным предпринимателем от 13.11.2013 г. и горноотводным актом от 18.05.2016 г. № 23 и графическими приложениями соответственно.

Таким образом, индивидуальный предприниматель осуществляет лицензионную деятельность в рамках предоставленной лицензии на право пользования недрами в соответствии с действующим законодательством и потому считает, что требование прокуратуры об обязании индивидуального предпринимателя Абакаровой С.М.приостановить производственную деятельность на карьере по добыче известняков для производства бутового строительного камня и щебня несостоятельно.

Просит в удовлетворении иск прокурора отказать.

В судебном заседании представитель истца Махачкалинского межрайонного природоохранного прокуратуры - помощник прокурора Магомедов И. Т. действующий по доверенности, иск поддержалпо названным выше основаниям и просит удовлетворить его в полном объеме.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца- представитель Росприроднадзора по Республике Дагестан -Ибрагимов З. КаЗ.З. иск поддержал и удовлетворению исковых требований не возражает.

Третье лицо - представитель Кавказского Управления Ростехнадзора, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки суд не известил. В соответствии со ст 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии не явившегося третьего лица- представителя Кавказского Управления Ростехнадзора.

Представитель ответчика по доверенности Гаджибагомедов А. М. иск признал и пояснил суду, что после подачи прокурором данного иска, работы на данном участке приостановлены. Принимаются меры по составлению плана развития горных работ. Обязуется не начинать производственную деятельность на карьере до получения разрешительных документов.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд считает возможным принять признание представителем ответчика исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 и ч.2 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 173 ч.3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Поскольку, в данном случае, признание иска представителем ответчика не противоречит закону и не нарушает права и, охраняемые законом, интересы других лиц, суд считает необходимым принять признание иска представителем ответчика и вынести решение в порядке ч. 3 ст. 173ГПК РФ, об удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 89 ГПК РФ и ст.333.36 НК РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ и ст.333.20 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Следовательно, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная в соответствии ст.333.19 НК РФ, в размере 6 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 39,173 и ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов Российской Федерации и Республики Дагестан к индивидуальному предпринимателю Абакаровой С. М. о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и промышленной безопасности, удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Абакарову С. М. приостановить производственную деятельность, на карьере по добыче известняков для производства бутового строительного камня и щебня, расположенном по адресу: РД, <адрес>, Лицензия серии МАХ № 01108, вид лицензии ТЭ, зарегистрированный Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 03.06.2009г., осуществляемой с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды до получения разрешительных документов:

- удостоверяющих уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения);

- согласованного в установленном порядке Плана развития горных работ на 2016 г.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Абакаровой С. М. госпошлину в доход государства в размере 6 000 (шесть тысяча) руб.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    

Председательствующий Ю.М. Салихов

Отп. в сов.ком.

2-777/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Махачкалинская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Абакарова С.М.
Другие
Управление Ростнхнадзор
Суд
Буйнакский районный суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
buinakskiy-rs.dag.sudrf.ru
03.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2016Передача материалов судье
06.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее