Судья Юманова Е.В. дело № 33а-2001(№ 2а-4196/2019 – 1 инст.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 10 октября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Салиховой Э.И. и Халиулина А.Д.,
при секретаре Демаковой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности».
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Благотворительное региональное молодежное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» (далее - Благотворительное движение) обратилось в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Администрации Главы Республики Марий Эл, выразившегося в нарушении тридцатидневного срока рассмотрения письменного обращения административного истца, возложения обязанности дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В обоснование административного иска были приведены следующие доводы и обстоятельства. 12 марта 2019 года и 3 июня 2019 года Благотворительное движение направило в адрес административного ответчика служебную информацию о начале действия благотворительной программы «Благотворительные уроки финансовой грамотности», утвержденной на 2019 год. Ответ на обращение от 12 марта 2019 года не поступил административному истцу. Ответ на обращение от 3 июня 2019 года поступил по электронной почте 25 июля 2019 года и 26 июля 2019 года. Как утверждается, этим нарушено право Благотворительного движения, гарантированное статьями 33, 39 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 года № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг», распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» в лице представителя Королева Ю.В. просит решение суда изменить в части отказа признания незаконным бездействия административного ответчика, принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное определение норм материального и процессуального права, разъяснений судебной практики. В жалобе излагаются обстоятельства дела, утверждается, что права административного истца нарушены не в связи с отсутствием у него ответа от административного ответчика по существу поставленных вопросов, а в сроках предоставления информационного сообщения о том, что обращение граждан получено, зарегистрировано и принято к сведению.
В возражениях Администрация Главы Республики Марий Эл в лице представителя Бурмистрова А.А., Министерство образования и науки Республики Марий Эл в лице представителя Веснина Д.А. выражают несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Представитель Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», извещенного судебной повесткой, в судебное заседание не явился.
Заслушав объяснения представителя Администрации Главы Республики Марий Эл Бурмистрова А.А., просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, обсудив доводы жалобы и возражений, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, верно установив правоотношения лиц, участвующих в административном деле, проанализировав применимое законодательство, суд первой инстанции пришел к правильному итоговому выводу о том, что административный иск Благотворительного движения не подлежит удовлетворению. В решении указаны определенные судом обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения административного дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Судебная коллегия отклоняет апелляционную жалобу и отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 176 КАС РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Судом первой инстанции установлено, что 3 июня 2019 года в Администрацию Главы Правительства Российской Федерации через Постоянное представительство Республики Марий Эл при Президенте Российской Федерации в форме электронного документа поступило письмо Благотворительного движения от 3 июня 2019 года № 493 (зарегистрировано 6 июня 2019 года за № 07/08-5511).
В данном письме, адресованном Главе Республики Марий Эл, изложена просьба о направлении сведений о начале запуска платформы УРФИГРАМ в подведомственные учреждения, указанные в распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы». Также в письме указано на практическую направленность и ценность программы. В случае заинтересованности Благотворительное движение просит направить официальный ответ. К письму приложен проект соглашения о сотрудничестве с Благотворительным движением, предусматривающего реализацию совместных проектов и программ в сфере повышения финансовой грамотности, проведение совместных обучающих мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности, содержащего условия о взаимной ответственности сторон.
Поскольку решение поставленных в письме Благотворительного движения вопросов в соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 августа 2010 года № 231, входит в компетенцию Министерства образования и науки Республики Марий Эл, обращение 6 июня 2019 года было направлено в данное министерство.
Министерство образования и науки Республики Марий Эл для обеспечения всестороннего рассмотрения информационного письма Благотворительного движения направило письмо подведомственным организациям с просьбой в случае заинтересованности направить в министерство официальный ответ.
14 июня 2019 года телефонограммой Министерство образования и науки Республики Марий Эл сообщило Благотворительному движению о направлении писем в адрес органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и в подведомственные министерству организации с просьбой в случае заинтересованности направить официальный ответ.
По результатам изучения предложений административного истца от 3 июня 2019 года письмом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 8 июля 2019 года № 5869, направленным 8 июля 2019 года через ФГУП «Почта России», Благотворительному движению сообщено, что информация о начале запуска платформы УРФИГРАМ доведена до руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных образовательных организаций.
В решении суда первой инстанции дана правильная оценка доводам стороны административного истца о нарушении административным ответчиком статьи 33 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и со ссылкой на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 года № 727-О сделан верный вывод о том, что письмо Благотворительного движения от 3 июня 2019 года не может быть отнесено к обращению, подаваемому в органы государственной власти, местного самоуправления в соответствии с названным Федеральным законом, поскольку содержит предложения по установлению гражданско-правовых отношений.
Изложенное вытекает из положений Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым урегулированы правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный названным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (пункты 1, 4 статьи 1).
Ответ на письмо административного истца от 3 июня 2019 года, зарегистрированное административным ответчиком 6 июня 2019 года, направлен административному истцу Министерством образования и науки Республики Марий Эл 8 июля 2019 года. Повторно по электронной почте ответ направлен 25 июля 2019 года, 26 июля 2019 года.
Таким образом, довод стороны административного истца о нарушении административным ответчиком прав Благотворительного движения, гарантированных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», подзаконными нормативными правовыми актами, представленными доказательствами опровергнут.
Наличие оснований для утверждения о том, что административным ответчиком нарушено право Благотворительного движения на получение поддержки со стороны органов государственной власти, что предусмотрено частью 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», не установлено.
Довод административного истца о направлении в адрес административного ответчика письма 12 марта 2019 года не нашел подтверждения в судебном заседании.
Судом первой инстанции установлено, что изложенное в письме Благотворительного движения предложение о направлении сведений о начале запуска платформы УРФИГРАМ в подведомственные учреждения и предложений о направлении ответа в случае заинтересованности административным ответчиком выполнено.
Таким образом, административным ответчиком не допущено нарушения прав, свобод законных интересов административного истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что права административного истца нарушены не в связи с отсутствием у него ответа от административного ответчика по существу поставленных вопросов, а в сроках предоставления информационного сообщения о том, что обращение граждан получено, зарегистрировано и принято к сведению, основаны на неверном толковании вышеуказанных норм материального права, не соответствуют установленным судом первой инстанции обстоятельствам.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены полно и правильно, представленные доказательства оценены надлежащим образом, дело рассмотрено в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 – 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 14 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» – без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Попов
Судьи Э.И. Салихова
А.Д. Халиулин