Судья – Реутских П.С.
Дело № 33а – 16417
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Кустовой И.Ю.,
судей Овчинниковой Н.А., Степанова П.В.,
при секретаре Мальцевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 28 декабря 2016 г. дело по апелляционной жалобе Фроловой А.А. на решение Индустриального районного суда г. Перми от 20 октября 2016 г., которым постановлено:
взыскать в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми с Фроловой А.А. задолженность за 2014-2015 гг.:
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере ** руб. КБК 392 1 02 02140 06 1100 160;
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере ** руб. КБК 392 1 02 02103 08 1011 160;
а также пени, начисленные на задолженность за 2014-2015 гг.:
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере ** руб. КБК 392 1 02 02140 06 2100 160;
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере ** руб. КБК 392 1 02 02103 08 2011 160;
Всего в размере ** руб.
Взыскать в доход федерального бюджета с Фроловой А.А. государственную пошлину в размере ** руб.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Индустриальном районе г. Перми обратилось с административным иском к Фроловой А.А. о взыскании недоимки по страховым взносам за 2014, 2015 г., и пени за эти же периоды, на общую сумму ** руб. В обоснование требований указано, что административный ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 20.10.2014 года до 05.05.2015 года. Страховые взносы за 2014, 2015 г. административный ответчик не уплатила, в связи с чем ей начислены пени, а также направлены требования от 05.08.2015 г., от 30.11.2015 г. об уплате недоимки и пеней, которые она в указанный в них срок не исполнила.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе административный ответчик. Приводит доводы о том что предпринимательскую деятельность фактически не осуществляла, что суд не учел и доказательства этому обстоятельству в дело не приобщил. Суд также не учёл, что она подала налоговые декларации об отсутствии у неё дохода в указанные периоды, что является основанием для перерасчета страховых взносов. Суд не признал явку административного истца обязательной.
Проверив дело, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оставляет решение суда без изменения.
На основании ч. 1, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 этого Федерального закона.
Согласно ч. 8 ст. 16 указанного Федерального закона в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Исходя из содержания ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию является фиксированным и исчисляется по правилам, зависящим от того, превышает либо нет доход плательщика за расчетный период 300 000 рублей.
Согласно ч. 2, 8 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В ч. 11 ст. 14 указанного Закона предусмотрено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с п.3 ст.229 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
В ст. 346.23 НК РФ предусмотрено, что по итогам налогового периода (один год) налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи) (подп. 2 п. 1).
Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения (п. 2).
Согласно ст.25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу ч. 2, ч. 3 ст. 21 названого Закона заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно части 9 статьи 21 указанного Закона положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что административный ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 20.10.2014 г. до 05.05.2015 года, являлась плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В установленные сроки – 31.12.2014 г за 2014 год, до 20.05.2015 г. – за 2015 г., административный ответчик уплату страховых взносов, рассчитанных исходя из отсутствующего у неё дохода, не произвела.
В отношении административного ответчика, как предпринимателя, было принято решение органа контроля за уплатой страховых взносов от
06.04.2015 г. о взыскании с неё страховых взносов за 2014 г. в размере ** руб. Данная сумма не входит в предмет взыскания по заявленному административному иску.
Поскольку у административного ответчика образовалась недоимка по страховым взносам за 2014 г., 2015 г., у неё возникла обязанность по уплате пеней.
Недоимка выявлена административным истцом 05.08.2015 г., что подтверждается справками, составленными на основании поступивших 30.07.2015 г. сведений налогового органа об отсутствии поданных административным ответчиком деклараций за 2014, 2015 год. Ранее административный истец не имел сведений, что долг по уплате взносов возник у административного ответчика в размере, рассчитанном по ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Таким образом, с учетом времени, отведённого ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ на направление и исполнение требований об уплате недоимки и пеней, в суд административный истец обратился своевременно – 25.02.2016 г.
С учетом изложенных фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, суд первой инстанции, разрешая спор, правильно взыскал с административного ответчика указанные в административном иске платежи.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предпринимательская деятельность административным ответчиком не велась, вне зависимости от того, что административный ответчик подтверждает их доказательствами, не влекут отмену решения суда.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 года N 211-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и связанных с нею прав и обязанностей.
Ссылка в жалобе на то, что административным ответчиком поданы налоговые декларации, не может быть принята во внимание, поскольку декларации поданы за пределами предусмотренного законом срока. Вместе с тем, орган контроля за уплатой страховых взносов контролирует их уплату на основании предоставленной налоговым органом информации о доходах плательщика, указанных им в налоговых декларациях, поданных в установленные законом сроки. Поскольку информация о доходах плательщика отсутствовала, страховые взносы, обязанность по уплате которых за 2014,
2015 г. имелась у административного ответчика, правильно были рассчитаны по максимальному тарифу в порядке ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Признание явки стороны в судебное заседание обязательной является исключительной прерогативой суда, в связи с чем доводы жалобы о том, что в отношении административного истца не была применена такая мера, не указывают на нарушение судом норм процессуального права.
Исходя из изложенного, решение суда следует отставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Индустриального районного суда г. Перми от 20 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Фроловой А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи