Дело № 2-1052/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Козьмодемьянск 01 декабря 2011 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Малышева И.М., с участием прокурора Беляева В.Ю., при секретаре Зубковой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл
в интересах неопределенного круга лиц
к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Волга»
(3 лица: 1)отдел надзорной деятельности Горномарийского района Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл. 2)Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл)
о понуждении принять меры по ограждению территории зоны санитарной охраны водопроводных сооружений (скважины, водонапорной башни, помещения электрощитовой) <адрес> и обеспечению их охраной, оборудованию водонапорных башен приспособлениями для отбора воды пожарной техникой в любое время года,
у с т а н о в и л :
Горномарийский межрайонный прокурор указывает, что <адрес> Республики Марий Эл проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Установлено следующее.
Водонапорные башни, расположенные <адрес> обеспечивают холодной водой население указанных населенных пунктов, а также население деревень <данные изъяты>.
В деревне <данные изъяты> территория первого пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений (скважины, водонапорной башни, помещения электрощитовой) не ограждена с южной стороны на протяжении 3 м (ограждение упало) и не обеспечена охраной, на водонапорной башне отсутствует приспособление для отбора воды пожарной техникой.
В деревне <данные изъяты> территория первого пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений (скважины, водонапорной башни, помещения электрощитовой) не ограждена с восточной стороны на протяжении 10 м, с южной стороны на протяжении 4 м и не обеспечена охраной, на водонапорной башне отсутствует приспособление для отбора воды пожарной техникой.
В д. <данные изъяты> территория первого пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений (скважины, водонапорной башни, помещения электрощитовой) не ограждена с северной стороны на протяжении 2 м (ограждение упало) и не обеспечена охраной, на водонапорной башне отсутствует приспособление для отбора воды пожарной техникой.
В <данные изъяты> территория первого пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений (скважины, водонапорной башни, помещения электрощитовой) не ограждена: вокруг водонапорной башни - с северо-восточной стороны, вокруг скважины и помещения электрощитовой - с юной и западной стороны, и не обеспечена охраной, на водонапорной башне отсутствует приспособление для отбора воды пожарной техникой.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 554, государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
Граница первого пояса зоны санитарной охраны водопроводных сооружений принимается на расстоянии не менее 10 метров от водонапорных башен, территория которого должна быть ограждена и обеспечена охраной (Пункты 2.4.2, 3.2.1.1 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10).
Согласно требованиям ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 03.05.2011) «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципе приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующем устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Отсутствие соответствующего ограждения участка зоны санитарной охраны водопроводных сооружений нарушает права жителей в деревнях <данные изъяты> на охрану жизни и здоровья, стабильное снабжение холодной водой, а также способствует совершению террористических актов.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ (в редакции от 18.07.2011 г.) руководители организации обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно п. 95 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ПП 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.
Отсутствие на водонапорных башнях приспособлений для отбора воды пожарной техникой в любое время года вызывает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Водозаборные скважины, расположенные <адрес>, находятся на балансе СПК «Волга».
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор просит обязать сельскохозяйственный кооператив «Волга» Горномарийского района Республики Марий Эл дооборудовать ограждения территорий зон санитарной охраны водопроводных сооружений (скважин, водонапорных башен, помещений электрощитовых) в <адрес>, а также оборудовать водонапорные башни, расположенные в указанных деревнях, приспособлениями для отбора воды пожарной техникой в любое время года и обеспечить их охраной.
В судебном заседании прокурор подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении. Прокурор от иска в части оборудовать водонапорные башни, расположенные в <адрес>), приспособлениями для отбора воды пожарной техникой в любое время года и обеспечить их охраной, в связи с чем вынесено определение о прекращении производства по делу в указанной части.
Представитель ответчика - сельскохозяйственного производственного кооператива «Волга» Сидорова З.Е. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании иск признала полностью.
Представитель 3 лица - отдела надзорной деятельности Горномарийского района Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл о месте и времени судебного заседания извещен, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил. С учетом изложенного суд признает его неявку неуважительной и рассматривает дело в его отсутствие.
Представитель 3 лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл Громова Э.В. в судебном заседании иск поддержала.
Выслушав сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В развитие данного положения ч. 1 ст. 18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон) предусматривает, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В силу п. 3 ст. 44 ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны окружающей среды городских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.
Санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", введенные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10 с 1 июня 2002 г., также предусматривают обязательное создание зон санитарной охраны (далее ЗСО) на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. При этом основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4).
Согласно п. 1.17 Санитарных правил и нормативов "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящим СанПиНом, в том числе предусмотренных пунктами: 2.4.1. Зона санитарной охраны водопроводных сооружений, расположенных вне территории водозабора, представлена первым поясом (строгого режима), водоводов - санитарно-защитной полосой. 2.4.2. Граница первого пояса ЗСО водопроводных сооружений принимается на расстоянии: от стен запасных и регулирующих емкостей, фильтров и контактных осветлителей - не менее 30 м; от водонапорных башен - не менее 10 м; от остальных помещений (отстойники, реагентное хозяйство, склад хлора, насосные станции и др.) - не менее 15 м.
Согласно п.п. 1 и 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» ( с изменениями и дополнениями): 1) терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий; 4) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
Суд приходит к выводу о том, что отсутствие ограждений в зонах санитарной охраны скважин не свидетельствует о нарушении ответчиком требованийФедерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», прокурором не представлено никаких доказательств о том, что СПК «Волга» нарушает требования этого Федерального закона, согласно которому противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а сам терроризм понимается как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
В нарушение требований ч. 3 ст. 131 ГПК РФ прокурор в исковом заявлении, предъявленном им в защиту неопределенного круга лиц, необоснованно указал, что ответчиком нарушаются требованияФедерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Судом установлено, что ответчик незаконно бездействует в части оборудования ограждений территорий зон санитарной охраны водопроводных сооружений (скважин, водонапорных башен, помещений электрощитовых) в <адрес>и обеспечения их охраной, то есть нарушает требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
Водозаборные скважины находятся на балансе СПК «Волга».
Суд приходит к выводу, что прокурор в части оборудования ограждения территорий ЗСО, обеспечения их охраной обоснованно обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц, подтвердил свои требования протоколами осмотра территорий объектов водоснабжения.
Согласно п. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материала, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа.
На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Горномарийского межрайонного прокурора удовлетворить.
Возложить на сельскохозяйственный производственный кооператив «Волга» Горномарийского района Республики Марий Эл обязанности: - оградить территории зон санитарной охраны водопроводных сооружений (скважин, водонапорных башен, помещений электрощитовых) в <адрес>) и обеспечить их охраной.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива «Волга» в бюджет муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Республики Марий Эл государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий И.М. Малышев