Дело № 3-14-2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь19 января 2015 года
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Татарских К.И.
с участием представителя заявителя Шулепова А.В. – А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шулепова Андрея Васильевича о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Шулепов А.В. обратился в Дзержинский районный суд г. Перми с заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под производственный корпус и производственный цех, расположенного по адресу: ****, общей площадью 2 432 +/- 17 кв. м., равной его рыночной стоимости в размере ** рублей по состоянию на 1 января 2013 года.
В обоснование заявленного требования указал, что он является собственником вышеназванного земельного участка на основании свидетельства о государственной регистрации права от 6 августа 2010 года. Согласно кадастровому паспорту от 6 июля 2010 года, земельный участок с кадастровым номером ** поставлен на государственный кадастровый учёт 6 июля 2010 года. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населённых пунктов Пермского края» кадастровая стоимость земельного участка составляет ** рублей, что существенно превышает его рыночную стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости спорного земельного участка Шулеповым А.В. представлен отчёт об оценке № ** от 10 июля 2014 года, составленный ООО «название» на предмет определения рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2013 года. Итоговая величина рыночной стоимости земельного участка в соответствии с отчётом составила ** рублей.
Определением Дзержинского районного суда г. Перми от 27 октября 2014 года гражданское дело передано на рассмотрение по подсудности в Пермский краевой суд.
В судебном заседании представитель Шулепова А.В. – А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объёме.
Шулепов А.В. в суд не явился, представил заявление, в котором просит о рассмотрении дела в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивает в полном объёме.
Представитель федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» С., действующая на основании доверенности, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. В ранее поданном письменном отзыве представитель учреждения С1., действующая на основании доверенности, просила отказать Шулепову А.В. в удовлетворении заявления, указав, что сведения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной и утверждённой в соответствии с требованиями действующего законодательства, внесены на основании постановления Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п. Вместе с тем, доказательства, подтверждающие факт оспаривания названного постановления, в деле отсутствуют.
Представитель Правительства Пермского края Ф., действующая на основании доверенности, в суд не явилась, в представленном письменном отзыве просит рассмотреть дело в её отсутствие.
Администрация города Перми, извещённая о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направила.
Заслушав объяснения представителя Шулепова А.В., исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее также – Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учёт земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
В силу положений части 5 статьи 4 вышеназванного Федерального закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено этим Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешённом использовании земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 приведённого Кодекса).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 26 июля 2010 года, были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Закон об оценочной деятельности), в частности в названный Федеральный закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах её определения.
Согласно положениям статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Приведённая норма также содержит перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости, в том числе, отчёт, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подаётся на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости и положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчёт, о соответствии отчёта об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Государственная кадастровая оценка земель, в том числе стоимость земельного участка, собственником которого является Шулепов А.В., определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов Пермского края по состоянию на 1 января 2013 года и утверждена постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 года № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населённых пунктов Пермского края» на указанную дату. Данное постановление вступило в силу с 1 января 2014 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** определена в размере ** рублей.
Шулеповым А.В. представлены в суд отчёт ООО «название» № ** от 10 июля 2014 года и положительное экспертное заключение на него экспертов саморегулируемой организации оценщиков «***» от 1 августа 2014 года за № **. В соответствии с отчётом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** на 1 января 2013 года составляет ** рублей. Отчёт соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки, утверждённым приказами Минэкономразвития России, и стандартам оценки саморегулируемой организации оценщиков.
Статьёй 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного заявителем отчёта требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, заинтересованными по делу лицами не представлено.
С учётом изложенного заявленное Шулеповым А.В. требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ** следует установить равной его рыночной стоимости, определённой на основании отчёта об оценке № ** от 10 июля 2014 года, то есть в размере ** рублей по состоянию на 1 января 2013 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Шулепова А.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под производственный корпус и производственный цех, расположенного по адресу: ****, общей площадью 2 432 +/- 17 кв. м., равной его рыночной стоимости в размере ** (**) рублей по состоянию на 1 января 2013 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 23 января 2015 года.
Судья - Бузмаков С.С.
Решение не вступило в законную силу.