дело №а-187/2017
Решение
Именем Российской Федерации
24 октября 2017 года г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе судьи Соловьева В.А., при секретаре Зеленцовой Н.З., с участием представителя административного истца Ж.А.Г. представителей: Правительства Удмуртской Республики - Т.К.Ю.., Федерального Государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») – Г.Р.К. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости,
установил:
ООО <данные изъяты> обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости здания. Требования мотивировало тем, что <данные изъяты> является собственником здания торгового центра, назначение: нежилое здание, <данные изъяты> общая площадь <данные изъяты> инв. № лит. <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №. Кадастровая стоимость данного объекта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере <данные изъяты> В то же время, на основании отчета ООО <данные изъяты> № № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость объекта: здание Торгового центра, назначение: нежилое здание, <данные изъяты> общая площадь <данные изъяты>., инв. №, лит. <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>. Сумма кадастровой стоимости здания влияет на размер уплачиваемого налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме.
Представители Правительства Удмуртской Республики и ФГБУ «ФКП Росреестра» не возражали против удовлетворения требований истца.
Представитель Управления Росреестра по УР в судебное заседание не явился, административный ответчик был извещен о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие его представителя.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании акта приема-передачи к договору об учреждении от ДД.ММ.ГГГГ Общество является собственником здания торгового центра, назначение: нежилое здание, <данные изъяты> общая площадь <данные изъяты> инв. № лит. <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №
Кадастровая стоимость указанного выше здания установлена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.09.2012 N 419 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) не территории Удмуртской Республики" и составляет <данные изъяты>
Согласно отчета об оценке ООО <данные изъяты> № № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость объекта: здание <данные изъяты>, назначение: нежилое здание, <данные изъяты> общая площадь <данные изъяты> инв. №, лит. <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>
Согласно экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ некоммерческого партнерства саморегулируемой организации <данные изъяты> отчет об оценке ООО <данные изъяты> № № от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Поскольку кадастровая стоимость спорного здания превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке, владелец имущества обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным иском об оспаривании установленной кадастровой стоимости.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия); основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлен на территории Российской Федерации среди прочих налог на имущество организаций.
Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается недвижимое имущество.
Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Законом УР от 27.11.2003 N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" на территории Удмуртской Республики введен налог на имущество организаций.
Статья 1.1 Указанного выше Закона УР – устанавливает налоговую базу как кадастровую стоимость объекта недвижимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости здания затрагивают права и обязанности административного истца.
Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проводится в соответствии с положениями главы III.I. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", устанавливающими специальные правила проведения государственной кадастровой оценки. Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки). Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (далее - заказчик работ), принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Сама кадастровая стоимость представляет собой стоимость, установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508, уточнено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
Массовой оценкой недвижимости именуется процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
Из приведенных выше определений кадастровой стоимости и государственной кадастровой оценки следует, что при определении стоимости объекта недвижимости методом массовой оценки все его индивидуальные характеристики возможно не учитываются; стоимость определяется исходя из построенной на основании полученной информации о рынке объекта оценки и ценообразующих факторах модели оценки, тогда как определение рыночной стоимости объекта оценки, напротив, учитывает все индивидуальные характеристики конкретного объекта.
Следовательно, по своей сути определение рыночной стоимости является уточнением результата, полученного при кадастровой оценке методом массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, и на достоверность его кадастровой стоимости не влияет.
Кроме того, анализ приведенных положений действующего законодательства, регулирующего и подлежащего применению к возникшим правоотношениям, свидетельствует об отсутствии запрета на возможность определения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Соответственно у административного истца имеются достаточные основания для реализации как права на проведение оценки рыночной стоимости принадлежащего ему здания для целей пересмотра утвержденной в отношении него кадастровой стоимости, так и обращения в суд по вопросу установления в отношении такого объекта недвижимости кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости, поскольку иное противоречило бы смыслу закона, нарушало права и законные интересы собственника как плательщика соответствующего налога, тогда как пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В силу статьи 62 КАС РФ – лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.5 ст. 247 КАС РФ - стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Часть 1 статьи 248 КАС РФ устанавливает:
основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
Заявителем представлен отчет ООО <данные изъяты> № № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого рыночная стоимость объекта: здание торгового центра, назначение: нежилое здание, <данные изъяты> общая площадь <данные изъяты> инв. № лит. <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>. Законность и обоснованность данного отчета подтверждена экспертным заключением.
Представленные административным истцом доказательства являются относимыми и допустимыми, поэтому учитывая отсутствие возражений со стороны ответчиков относительно данных, содержащихся в названном отчете, суд считает требование истца подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 247, 249 КАС РФ, суд
решил:
административный иск общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> от 06 октября 2017 года удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания торгового центра, назначение: нежилое здание<данные изъяты> общая площадь <данные изъяты> инв. №, лит. <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, до даты внесения сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости -ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Верховный Суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено 24 октября 2017 года.
судья Соловьев В.А.