Решение по делу № 2а-2066/2016 от 04.08.2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 сентября 2016 года по делу

Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Кривенцовой Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Седовой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Рукша В. В. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по (адрес) о признании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным, обязании осуществить учет изменений объекта недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Рукша В.В. просит суд признать решение ФГБУ «ФКП Росреестра» по (адрес) от (дата) о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по (адрес) осуществить учет изменений объекта недвижимости и внести в ГКН изменения в кадастровый учет вида разрешенного использования с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид «для индивидуального жилищного строительства» земельного участка с кадастровым площадью ... кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (адрес), (адрес), принадлежащего на праве собственности Рукша В.В.,

мотивируя свою просьбу тем, что он является собственником земельного участка площадью ... кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

(дата) административный истец обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по (адрес) с заявлением о проведении кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования на вид разрешенного использования, предусмотренный зонированием территории.

(дата) ФГБУ «ФКП Росреестра» по (адрес) было вынесено решение № о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, поскольку в ГКН отсутствуют сведения о соответствующей территориальной зоне, подтверждающей возможность изменения вида разрешенного использования земельного участка (выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющая границы и содержание соответствующей территориальной зоны, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень вида разрешенного использования земельных участков доя территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.

С указанным решением Рукша В.В. не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку согласно правил землепользования и застройки сельского поселения (адрес), утвержденными решением Совета депутатов сельского поселения (адрес) от (дата), земельный участок с кадастровым (адрес), включен в границы (адрес) и расположен в границах функциональной зоны «...» зоны застройки индивидуальными жилыми домами.

Административный истец Рукша В.В., представитель административного истца в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по (адрес) в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Проверив материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с п.п.8 п.1 ст.1 ЗК РФ, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

В соответствии с п.п.3, 4 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Статьей 85 ЗК РФ установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч.1 и ч.2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ).

Из положений ст.ст.30, 36 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст.7, 85 ЗК РФ, ст.22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.

В соответствии с ч.3 ст.35 Градостроительного кодекса РФ и п.5 ст.85 ЗК РФ, земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового назначения, здравоохранения, дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, стоянками автомобильного транспорта, гаражами, объектами, связанными с проживанием граждан и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст.26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона (п.5 ч.2 ст.26 ФЗ).

Статьей 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определен состав необходимых для кадастрового учета документов.

В соответствии со ст.62 КАС, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

По делу установлено, что на основании договора дарения земельного участка от (дата), административный истец является собственником земельного участка площадью ... кв.м., с кадастровым , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (адрес), (адрес). Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата), копия которого имеется в материалах дела.

(дата) на основании заявления истца в соответствии с генеральным планом сельского поселения (адрес), утвержденным решением Совета депутатов сельского поселения (адрес) от (дата) , категория земельного участка изменена с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов». Изменения о категории земельного участка внесены в ГКН.

(дата) административный истец обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по (адрес) с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части изменения вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», предусмотренный Правилами землепользования и застройки сельского поселения (адрес) муниципального района (адрес), утвержденных решением Совета депутатов сельского поселения (адрес) от (дата), поскольку земельный участок с кадастровым включен в границы (адрес) и находится в зоне ... (зона застройки индивидуальными жилыми домами).

(дата) ФГБУ «ФКП Росреестра» по (адрес) было вынесено решение № о приостановлении осуществления кадастрового учета. В обоснование приостановления осуществления кадастрового учета ответчик указал на отсутствие в ГКН сведений о соответствующей территориальной зоне (выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющая его границы и содержание соответствующий территориальной зоны, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден).

Рукша В.В., не соглашаясь с данным решением, обжалует его в судебном порядке.

Суд, оценив все представленные по делу доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ, учитывая установленные обстоятельства по делу и вышеперечисленные нормы права, считает решение ФГБУ «ФКП Росреестра» по (адрес) от (дата) законным и обоснованным, принятым в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно п.14 ч.2 ст.7 ФЗ от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.

В соответствии со ст.22 ФЗ от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования вместе с заявлением в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование.

В соответствии с п.70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. №42, в Реестре содержатся сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны.

Сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в Реестр в соответствии с зонированием территории, в том числе на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Согласно справке Администрации сельского поселения (адрес) муниципального района (адрес) от (дата), в соответствии генеральным планом сельского поселения (адрес), утвержденным решением Совета депутатов сельского поселения (адрес) от (дата) с внесенными изменениями, утвержденными решением Совета депутатов сельского поселения (адрес) от (дата), Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов сельского поселения (адрес) от (дата), земельный участок с кадастровым площадью ... кв.м. вблизи д(адрес) включен в границы (адрес), и находится в зоне ... (зона застройки индивидуальными жилыми домами).

Частью 3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с ч.5 ст.37 Градостроительного кодекса РФ, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Вместе с тем, документа, утвержденного уполномоченным органом, подтверждающего изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , в орган кадастрового учета истцом не представлено.

Пункт 14 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости предусматривает, что запись о территориальных зонах в Реестре содержит в своей структуре, в том числе индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) территориальной зоны; описание местоположения границы территориальной зоны в виде списка координат характерных точек границы территориальной зоны с указанием метода погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН; реквизиты правовых актов, в том числе акта органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки, содержащих градостроительный регламент, и источники официального опубликования этого акта; виды разрешенного использования объектов недвижимости, а также предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, входящих в состав территориальной зоны.

Анализ вышеприведенных норм, которыми урегулирован порядок кадастрового учета изменений объекта недвижимости, позволяет сделать вывод, что само по себе наличие градостроительного регламента с разделением территории на территориальные зоны не является достаточным основанием для осуществления государственного кадастрового учета недвижимости.

Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для осуществления кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером в части изменения вида разрешенного использования у административного ответчика, не имелось.

Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Согласно п.6 ст. 27 ЗК РФ, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии со ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Положения ст.79 ЗК РФ определяют особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливают, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В соответствии с п.4 ч.1 ст.8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении находящихся в частной собственности земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основной принцип, на котором основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, это сохранение целевого использования земельных участков (подп.1 п.3 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Исходя из положений п.6 ст.1, п.3 ч.2, ч.6 ст.30, ч.ч.1, 6 ст.36, ч.5 ст.37 ГсК РФ для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются. Так как специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий до настоящего времени не имеется, поэтому действует установленный ЗК РФ и ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» особый правовой режим земель сельхозугодий, который не допускает выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Как указывалось выше, категория земельного участка с кадастровым номером площадью ... кв.м. изменена с «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» по заявлению административного истца, что противоречит требованиям действующего законодательства.

Учитывая приведенные выше нормы права и установленные обстоятельства по делу, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Рукша В. В. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по (адрес) о признании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета незаконным, обязании осуществить учет изменений объекта недвижимости отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 1 месяца через Рузский районный суд Московской области.

Судья: Н.Н.Кривенцова

...

...

...

...

...

...

...

...

...

2а-2066/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Рукша В.В.
Ответчики
ФГБУ ФКП Росреестра
Суд
Рузский районный суд Московской области
Дело на странице суда
ruza.mo.sudrf.ru
04.08.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.08.2016[Адм.] Передача материалов судье
05.08.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.08.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2016[Адм.] Судебное заседание
14.09.2016[Адм.] Судебное заседание
14.09.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее