РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2018 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Кравченко Е.Г., при секретаре Седых М.А., с участием прокурора Валеевой Ю.Р.,
с участием представителя административного истца кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18 Крутицкой М.М. - Смирнова В.А.,
представителя административного истца кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18 Мосиякина В.И. - Прокофьева М.А.,
представителя административного ответчика Тайшетской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Глушнева А.А.,
представителя заинтересованного лица кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18 Лазаревой М.В. – Лебедева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-112/2018 по административным искам кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18 Крутицкой Марины Михайловны и кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18 Мосиякина Владимира Ивановича к Тайшетской территориальной избирательной комиссии об оспаривании решения от 29 июля 2018 года №201/2813 «О регистрации Лазаревой Марии Владимировны кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 5 июня 2018 года №63/2-ЗС, опубликованным в общественно-политической газете «Областная» от 8 июня 2018 года, назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва на 9 сентября 2018 года.
В соответствии со статьями 23, 31, 32, 39, 41 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года №18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» полномочия по принятию документов на выдвижение и регистрацию кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатным избирательным округам, их проверке, а также по принятию решения о регистрации или об отказе в регистрации данных кандидатов возложены на соответствующие окружные избирательные комиссии.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 3 мая 2018 года №187/1878 «Об окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва» на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва.
Решением Тайшетской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2018 года № 201/2813 Лазарева Мария Владимировна, выдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрирована кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18.
Крутицкая Марина Михайловна, выдвинутая избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина», Мосиякин Владимир Иванович, выдвинутый Политической партией «Коммунистическая партия социальной справедливости», зарегистрированные решением этой же комиссии от 25 июля 2018 года № 197/2807 и от 6 июля 2018 года №192/2781 кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по тому же избирательному округу, обратились в суд с административными исковыми заявлениями об отмене регистрации кандидата Лазаревой М.В.
В обоснование требований административные истцы указали, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ), Законом Иркутской области от 6 апреля 2011 года №18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» (далее – Закон Иркутской области №18-ОЗ).
Имелись основания для отказа в регистрации кандидата, предусмотренные пп. «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, поскольку отсутствовали необходимые для регистрации кандидата документы. Лазарева М.В., указав в заявлении о самовыдвижении принадлежность к политической партии «Единая Россия», в качестве документа, подтверждающего эти сведения, представила справку, подписанную неуполномоченным лицом. Подлежащее представлению на стадии регистрации в порядке п.1.6 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ уведомление об отсутствии иностранных финансовых инструментов представлено Лазаревой М.В. на стадии выдвижения. Нарушение порядка представления документов свидетельствует об отсутствии документов, что является основанием для отказа в регистрации кандидату.
Кроме того, отсутствуют доказательства изготовления подписных листов за счет средств соответствующего избирательного фонда, то есть подписные листы, представленные кандидатом, изготовлены с нарушением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ. На момент принятия избирательной комиссией оспариваемого решения не имелось документов, подтверждающих факт оплаты изготовления подписных листов кандидата Лазаревой М.В. за счет средств избирательного фонда Лазаревой М.В. В связи с чем, все подписи избирателей должны быть признаны недействительными, а Лазаревой М.В. должно было быть отказано в регистрации на основании пп. «г1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ.
Членами комиссии с правом совещательного голоса, ознакомившимися с подписными листами Лазаревой М.В., в порядке пп. «г» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ выявлены иные недостатки в оформлении подписных листов, а также в проставлении подписей избирателями, свидетельствующие о недействительности подписей по иным основаниям, содержащимся в п.6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ.
Указано на следующие недостатки в оформлении подписных листов, а также проставления подписей избирателями.
Возможно, собирал подписи один, а заверял лист другой – папка №7 лист 1 (подписи 1-3); лист 19 (подписи 1-3); лист 20 (подписи 1-3); лист 24 (подписи 1-3); лист 50 (подписи 1-3); лист без номера (не учтенный) между листами 74 и 75 (подписи 1-3); лист 84 (подписи 1-3); лист 91 (подписи 1-3); папка №2 лист 6 (подпись 1); лист 34 (подписи 1-3); лист 76 (подписи 1-3); папка №8 лист 23 (подписи 1-3); лист 30 (подписи 1-3); лист 32 (подписи 1-2); лист 61(подписи 1-3);
Специально не отмеченные исправления в дате проставления подписи – папка №7 лист 22 (подпись 2); лист 58 (подпись 1); папка №8 лист 69 (подписи 1и 3); папка №1 лист 2 (подпись 3);
Исправления в дате заверения подписи – папка №7 лист 25 (подпись 2); исправления в заверительной надписи – папка №7 лист 26 (подписи 1-3);
Дата внесения подписи содержит исправления – папка №7 лист 31 (подпись 2); лист 35 (подпись 1); лист 41 (подпись 2); лист 47(подписи 2 и 3); лист 48 (подпись 3); лист 69 (подпись 3); лист 72 (подпись 2); лист 79 (подпись 2); лист 84 (подпись 1); папка №2 лист 9 (подпись 3); лист 13 (подпись 3); лист 16 (подписи 1 и 3); лист 17 (подпись 3); лист 24 (подпись 2); лист 29 (подпись 1); лист 41 (подписи 2 и 3); лист 42 (подпись 3); лист 43 (подпись 2); лист 68 (подписи 1 и 2); лист 100 (подпись 1); папка №8 лист 21; лист 34 (подписи 2 и 3); лист 37 (подпись 2); лист 42 (подпись 3); лист 44 (подпись 1); лист 46 (подпись 1); лист 51 (подпись 3); лист 57 (подпись 3); лист 66 (подпись 2); лист 88 (подпись 1); папка №1 лист 14 (подпись 2);
Исправления в адресе места жительства – папка №7 лист 28 (подпись 3); лист 63 (подписи 1-3); лист 65 (подписи 1 и 2); лист 78 (подписи 1-3);
Дата внесения подписи указана одной рукой – папка №7 лист 26 (подписи 1 и 3); лист 30 (подписи 2 и 3); папка №2 лист 39 (подписи 2 и 3); лист 78 (подписи 1-3); лист 82 (подписи 1-3); папка №1 лист 51 (подписи 1 и 2);
Дописана дата рождения сборщика подписей (исправления): папка №7 лист 30 (подпись 3);
Исправления в паспортных данных: папка №7 лист 40 (подпись 1); лист 85 (подпись 2); лист 93 (подпись 1); папка №2 лист 39 (подпись 3); папка №8 лист 39 (подпись 2); лист 57 (подпись 2); папка №1 лист 63 (подпись 1);
Исправления имеются: папка №7 лист 95 (подписи 2 и 3); лист 98 (подпись 2);
Ошибки в дате подписи: папка №2 лист 2 (подпись 2); лист 4 (подпись 3); лист 7 (подпись 3); лист 32 (подпись 3); папка №8 лист 22 (подпись 3);
Дата и подпись указаны разными людьми – папка №2 лист 9 (подпись 1);
У сборщика нет даты выдачи паспорта – папка №2 лист 24 (подписи 1-3); лист 44 (подписи 1-3);
Содержит исправления – папка №2 лист 34 (подпись 2); лист 36 (подписи 1-3); лист 40 (подписи 1 и 2); лист 92 (подпись 1); папка №8 лист 38 (подписи 1-3); папка№1 лист 3(подпись 1); лист 42 (подпись 2);
Серия и номер паспорта не идентифицируются – папка №2 лист 61 (подпись 2);
Дата рождения сборщика содержит исправления – папка №2 лист 67 (подписи 1 и 3);
Адрес сборщика требует уточнения – папка №8 лист 45;
У избирателя не указано отчество и нет прописки – папка №8 лист 6 (подпись 1);
Дата подписи позже даты заверения – папка №8 лист 22 (подпись 1);
В заверительной надписи не читаются паспортные данные – папка №8 лист 35 (подписи 1-3);
Сборщик подписей и лицо, заверившее – разные лица, но не избиратель – папка №8 лист 52 (подпись 3);
Подписи выполнены одним лицом – папка №8 лист 72 (подписи 2 и 3);
Необходимо проверить адрес избирателя – папка №1 лист 5 (подпись 1); лист 7 (подпись 2).
8 августа 2018 года от истца кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18 Мосиякина В. И. поступило уточненное административное исковое заявление, которое определением суда принято к производству. Дополнено основание иска, в виде указания в качестве основания для признания незаконным и отмене решения Тайшетской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2018 года №201/2813 о регистрации Лазаревой М.В. кандидатом в депутаты. Истец указал, что в нарушение требований пп. «в» п.2.2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ на день принятия решения о регистрации кандидата в избирательной комиссии отсутствовали документы, подтверждающие смену фамилии депутата.
10 августа 2018 года от истца кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18 Мосиякина В.И. поступило уточненное административное исковое заявление, которое определением суда принято к производству. Истец дополнил основание иска, указав на нарушение порядка заверения всех подписных листов Лазаревой М.В., выразившееся в размещении части заверительной надписи ранее заполнения сведений об избирателях в подписном листе, что в соответствии с пп. «о» п.6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ является основанием для признания всех подписей избирателей недействительными.
Кандидаты в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18 Мосиякин В.И. и Крутицкая М.М. просят о признании незаконным и отмене решения Тайшетской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2018 года №201/2813 «О регистрации Лазаревой Марии Владимировны кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18».
Административный истец кандидат в депутаты Крутицкая М.М., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, с участием представителя Смирнова В.А.
В судебном заседании представитель административного истца Крутицкой М.М. – Смирнов В.А. административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, ссылаясь на допущенные административным ответчиком нарушения закона при регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18 Лазаревой М.В. Дал объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный истец кандидат в депутаты Мосиякин В.И., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель административного истца Мосиякина В.И. – Прокофьев М.А. административные исковые требования поддержал с учетом уточнений иска в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Настаивал на их удовлетворении, ссылаясь на допущенные административным ответчиком нарушения закона при регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18 Лазаревой М.В. Дал объяснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении с учетом уточнений.
В судебном заседании представитель административного ответчика Тайшетской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии Глушнев А.А. административные исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие нарушений действующего законодательства при принятии решения о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18 Лазаревой М.В.
Заинтересованное лицо кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18 Лазарева М.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в установленном порядке.
Представитель заинтересованного лица кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18 Лазаревой М.В. - Лебедев А.В. по административным исковым требованиям возражал, полагая, что у избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа в регистрации Лазаревой М.В.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Иркутской области Рымарев Д.С. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Избирательной комиссии и письменные пояснения, в которых указал на отсутствие нарушений действующего законодательства при принятии решения о регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18 Лазаревой М.В. окружной избирательной комиссией, полномочия которой возложены на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию.
Представители заинтересованных лиц Регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Иркутской области, Регионального отделения Всероссийская политическая партия «Единая Россия» в Иркутской области, Политической партии «Коммунистическая партия социальной справедливости» получили извещение суда о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили и не представили письменные пояснения по заявленным требованиям.
В соответствии с положениями статей 150 и части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает административное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не просивших об отложении разбирательства административного дела и не представивших доказательства уважительности причин отсутствия.
Выслушав лиц, участвующих в деле и их представителей, заключение прокурора Валеевой Ю.Р., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению по одному из указанных оснований, исследовав и оценив представленные доказательства, Иркутский областной суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом № 67-ФЗ.
Устанавливая юридически значимые обстоятельства, суд исходил из предмета по настоящему административному иску, принимая во внимание следующее.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.
Глава 24 названного кодекса, регламентирующая производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закрепляя право кандидата обращаться в суд за защитой исключительно собственного пассивного избирательного права путем обжалования в сокращенный срок (не подлежащий восстановлению в случае его пропуска) решений избирательной комиссии о регистрации кандидата или об отказе в регистрации, не устанавливает иной порядок распределения обязанностей доказывания.
Предписания части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подлежат применению по названной категории административных дел исключительно в случае оспаривания решений избирательных комиссий, являющихся препятствием для реализации пассивного избирательного права (например, об отказе в регистрации кандидата), то есть когда спор разрешается между неравными субъектами публичных правоотношений: избирательной комиссией, обладающей публичными полномочиями, и гражданином.
Зарегистрированный кандидат, заявляя требования об отмене постановления Избирательной комиссии о регистрации своего конкурента, фактически оспаривает право другого кандидата, обладающего таким же объемом прав и обязанностей, принять участие в выборах, преследуя цель исключить его из избирательного процесса.
Распределяя бремя доказывания по настоящему делу, суд указал, что административные истцы обязаны привести конкретные фактические обстоятельства и подтверждающие их доказательства, являющиеся, по их мнению, основаниями для признания решения избирательной комиссии о регистрации кандидата незаконным, которые суд обязан проверить.
Разрешая административный спор, суд проверял конкретные фактические обстоятельства и подтверждающие их доказательства, исходя из оснований, указанных административными истцами для признания решения избирательной комиссии о регистрации кандидата незаконным.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как следует из пункта 2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Подпунктом «в» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ закреплено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Аналогичная норма о необходимости представления комплекта документов, подтверждающих сведения, указанные в заявлении о согласии баллотироваться, содержится в статье 31 Закона Иркутской области №18-ОЗ.
Согласно подпунктам «в», «в.1» и «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата являются:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Подпунктом «в» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ закреплено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Аналогичное требование содержит пункт 3 части 3 статьи 31 Закона Иркутской области №18-ОЗ.
В соответствии с требованиями части 7 статьи 31 Закона Иркутской области №18-ОЗ документы, указанные в статье 31, принимаются соответствующей окружной избирательной комиссией при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата (если указанные документы представляются иным лицом, при предъявлении нотариально удостоверенной копии документа, удостоверяющего личность кандидата.
После приема документов, указанных в статье 31 Закона Иркутской области №18-ОЗ, соответствующая окружная избирательная комиссия незамедлительно выдает кандидату (иному лицу) письменное подтверждение их получения за подписью члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, принявшего документы.
Судом установлено, что 22 июня 2018 года Лазарева М.В. уведомила Тайшетскую территориальную избирательную комиссию о своем желании баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18 в порядке самовыдвижения и представила комплект документов, требующихся в соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ и Законом Иркутской области №18-ОЗ.
Представила для уведомления о выдвижении следующие документы: заявление кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному избирательному округу; сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; копию паспорта; заверенные кандидатом сведения о профессиональном образовании; справку с основного места работы; справку из законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа муниципального образования об исполнении кандидатом обязанностей депутата на непостоянной основе; справку о принадлежности кандидата к политической партии; сведения о принадлежащем кандидату, её супругу недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, об обязательствах имущественного характера; сведения о расходах кандидата, расходах ее супруга; уведомление кандидата об отсутствии денежных средств и ценностей в иностранных банках; справку о статусе в политической партии.
Сведения о получении всех указанных документов окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа №18 указаны в «Подтверждении» от 22 июня 2018 года, исследованном в судебном заседании, содержащем подпись Лазаревой М.В. о сдаче документов 22 июня 2018 года в 12 часов 52 минуты в указанном комплекте, подпись члена избирательной комиссии о принятии всех указанных документов в это же время.
20 июля 2018 года Лазарева М.В. представила в окружную избирательную комиссию сведения об изменениях в данных о кандидате, произошедших после представления документов на выдвижение; подписные листы с подписями избирателей 1064 шт., протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе; протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде; письменное уведомление кандидата о том, что она не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами; фотографии. Имеется «Подтверждение» получения указанных документов окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа №18 от 20 июля 2018 года, с подписью кандидата Лазаревой М.В. и члена избирательной комиссии (председателя), принявшего документы.
Из копии паспорта кандидата, представленной в избирательную комиссию, усматривается, что "дата изъята" во "адрес изъят" был зарегистрирован брак кандидата с Л..
Согласно сведениям актовой записи о заключении брака "номер изъят" от "дата изъята" , представленной по запросу суда Отделом Службы записи актов гражданского состояния Иркутской области, исследованной в судебном заседании, Лазарева Мария Владимировна ранее имела фамилию С.. Данный факт не оспаривался представителем заинтересованного лица Лебедевым А.В., который представил в судебное заседание документ - справку ИЦ об отсутствии судимости у Лазаревой (С.) Марии Владимировны.
В нарушение требований подпункта «в» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ Лазарева М.В. не представила в окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу №18, полномочия которой возложены на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию, соответствующий документ о смене фамилии.
Согласно подпункту «в» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, пункту 3 части 3 статьи 31 Закона Иркутской области №18-ОЗ вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат должен представить в избирательную комиссию копии соответствующих документов, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, независимо от того, когда произошла такая перемена фамилии, имени или отчества.
В силу императивного указания этих норм отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Довод представителя заинтересованного лица кандидата в депутаты Лазаревой М.В. – Лебедева А.В. о неисполнении избирательной комиссией требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, является несостоятельным, поскольку в регистрации Лазаревой М.В. кандидатом отказано не было, оспариваемым решением избирательной комиссии Лазарева М.В. была зарегистрирована кандидатом. Данное решение оспаривается другим кандидатом, зарегистрированным по тому же избирательному округу. Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона №67-ФЗ все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Однако Лазаревой М.В. в избирательную комиссию документ о смене фамилии не представлен.
Ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за оформление представляемых документов требованиям закона несет кандидат, который обязан строго соблюдать правовые предписания, регламентирующие процедуру уведомления избирательной комиссии о выдвижении, и четко исполнять возложенные на него обязанности по представлению документов, необходимых для его регистрации.
Судом проверен довод представителя заинтересованного лица кандидата в депутаты Лазаревой М.В. – Лебедева А.В. о том, что фактически свидетельство о регистрации брака в подтверждение смены фамилии депутата представлялось в избирательную комиссию.
Исследован в судебном заседании подлинный журнал входящей корреспонденции Тайшетской территориальной избирательной комиссии с правами окружной избирательной комиссии, исследовано поступление документов в избирательную комиссию в указанные представителем заинтересованного лица даты с 20 по 28 июля 2018 года. Установлено, что документа, подтверждающего смену фамилии кандидатом, а именно копии свидетельства о заключении брака, в избирательную комиссию не поступало.
Доказательств в подтверждение указанного факта Лазаревой М.В. и её представителем суду не представлено. Документ, подтверждающий передачу свидетельства о регистрации брака в избирательную комиссию с отметкой получившего документ члена избирательной комиссии, у Лазаревой М.В. отсутствует, суду не представлен. На наличие конкретного документа, подтверждающего данный факт, суду не указано, как не указаны данные члена избирательной комиссии, получившего документ.
В материалы дела избирательной комиссией представлены все документы, имеющиеся в комиссии на момент принятия решения о регистрации кандидата Лазаревой М.В., документ о смене фамилии кандидатом отсутствует, в избирательную комиссию не представлялся, что подтвердил в судебном заседании председатель Тайшетской территориальной избирательной комиссии Глушнев А.А. На наличие иных документов, представленных в избирательную комиссию, в том числе свидетельства о регистрации брака, ни Лазарева М.В., ни ее представитель не указывали суду до 10 августа 2018 года, тогда как дело рассматривалось с 8 августа 2018 года, у заинтересованного лица и её представителя имелось достаточно времени для представления возражений и доказательств, их подтверждающих.
Поскольку судом установлено нарушение императивных норм избирательного законодательства, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, у окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №18, полномочия которой возложены на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию, не имелось законных оснований для регистрации Лазаревой М.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области. Соответствующий довод административного иска является обоснованным.
Установлено, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области Лазарева М.В. указала, что является членом Всероссийской политической партии «Единая Россия», членом Политического совета Тайшетского местного отделения Партии «Единая Россия».
Административный истец Крутицкая М.М. указывает, что в подтверждение указанных сведений Лазарева М.В. представила ненадлежащие документы, а именно справку, подписанную неуполномоченным лицом.
Проверяя доводы административного иска о представлении Лазаревой М.В. в качестве документов, подтверждающих указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения о принадлежности к политической партии «Единая Россия», а также подтверждающих её статус в партийной организации, судом исследованы справки, представленные кандидатом.
В соответствии со справкой от 20 июня 2018 года, выданной Иркутским региональным отделением регионального политического совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» за подписью секретаря Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Б.., Лазарева М.В. является членом Всероссийской политической партии «Единая Россия». Справка заверена печатью Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия».
В соответствии с п.13.8.1.1 Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» региональный политический совет осуществляет права юридического лица от имени регионального отделения Партии и исполняет его обязанности в соответствии с Уставом Партии.
В силу п.13.8.9.8 Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» региональный политический совет заверяет сведения о принадлежности кандидата к Партии и его статусе в ней.
Секретарь регионального отделения Партии в соответствии с п.13.8.12.1 Устава Партии является высшим должностным лицом регионального отделения Партии. Он подписывает документы регионального отделения Партии (п. 13.8.12.8 Устава Партии), осуществляет руководство деятельностью регионального политического совета Партии (п.13.8.5 Устава Партии).
Суд приходит к выводу, что довод административного иска о представлении Лазаревой М.В. справки о принадлежности к политической партии, оформленной ненадлежащим образом, является несостоятельным. Справка от 20 июня 2018 года, выданная Иркутским региональным отделением регионального политического совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» за подписью секретаря Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Б.., о принадлежности кандидата к Партии заверена и выдана надлежащим лицом, сведения, изложенные в ней о принадлежности Лазаревой М.В. к Партии, не оспаривались лицами, участвующими в деле.
Сведения о статусе Лазаревой М.В. в Партии подтверждены справкой Тайшетского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» от 20 июля 2018 года за подписью секретаря Тайшетского местного отделения партии «Единая Россия» З. Из справки следует, что Лазарева М.В. является членом политического совета Тайшетского местного отделения партии «Единая Россия», избрана в состав политсовета. Справка заверена печатью Тайшетского местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия».
Полномочия по подписанию документов местного отделения Партии, в том числе указанной справки, отнесено к компетенции секретаря местного отделения Партии, который в силу п. 14.9.1 Устава Партии является высшим должностным лицом местного отделения Партии, подписывает документы местного отделения Партии (п.14.9.7 Устава Партии), осуществляет руководство деятельностью местного политического совета (п.14.9.2 Устава Партии), который в силу п. 14.8.10 Устава Партии заверяет сведения о принадлежности кандидата к Партии и его статусе в ней.
Суд приходит к выводу, что справка от 20 июля 2018 года за подписью секретаря Тайшетского местного отделения партии «Единая Россия» З. является надлежащим документом, выданным полномочным лицом, подтверждающим сведения о статусе Лазаревой М.В. в Партии «Единая Россия».
Тот факт, что сведения о принадлежности к политической партии и статусе в ней кандидата изложены в нескольких справках, а также представлены две иные справки с аналогичными сведениями, подписанные лицом, в силу Устава Партии не обладающим полномочиями на подписание указанных справок, а именно руководителем исполнительного комитета Тайшетского местного отделения Партии «Единая Россия» Б.., не является основанием для отказа в регистрации кандидата, основанием для признания решения избирательной комиссии о регистрации кандидата незаконным. Законодательство не предъявляет обязательных требований к форме и количеству справок о принадлежности кандидата к политической партии и статусе в ней.
Требования пункта 2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ, части 2 статьи 31 Закона Иркутской области №18-ОЗ не нарушены. Судом установлено, что предусмотренная законом обязанность представления вместе с заявлением, в котором указана принадлежность кандидата к политической партии, документа, подтверждающего указанные сведения и подписанная уполномоченным лицом политической партии, Лазаревой М.В. соблюдена.
В соответствии с п. 3.3 статьи 33 Федерального закона №18-ОЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
В подтверждение исполнения указанного требования кандидат на стадии представления документов для регистрации обязан представить в избирательную комиссию соответствующее уведомление об отсутствии иностранных финансовых инструментов в порядке п. 1.6 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ.
Довод административного иска о том, что уведомление об отсутствии иностранных финансовых инструментов представлено на стадии выдвижения кандидата, а не на стадии регистрации кандидата, в связи с чем нарушен порядок представления документов, что свидетельствует об отсутствии указанного документа и является основанием отказа в регистрации кандидата, не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Судом установлено и подтверждается материалами, представленными административным ответчиком, что на стадии регистрации, а именно 20 июля 2018 года кандидатом в депутаты Лазаревой М.В. представлено в избирательную комиссию уведомление о том, что она не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами. Данный факт не оспорен административными истцами и их представителями. Таким образом на момент принятия решения о регистрации Лазаревой М.В. Тайшетская территориальная комиссия располагала уведомлением кандидата об отсутствии иностранных финансовых инструментов, предоставленном в порядке п. 1.6 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. На выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
Аналогичное положение содержится в части 7 статьи 37, части 1 статьи 38 Закона Иркутской области №18-ОЗ.
Административный истец полагает, что кандидатом в депутаты Лазаревой М.В. нарушен порядок оплаты изготовления подписных листов, поскольку отсутствуют доказательства оплаты изготовления подписных листов за счет средств соответствующего избирательного фонда, что в силу пп. «и» п.6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, п.23 части 7 статьи 40 Закона Иркутской области №18-ОЗ влечет признание недействительными всех подписей избирателей.
Установлено, что 22 июня 2018 года окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа №18 на основании части 1 статьи 62 Закона Иркутской области № 18-ОЗ выдала разрешение на открытие специального избирательного счета кандидату Лазаревой М.В. для формирования избирательного фонда на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области.
В этот же день кандидат Лазарева М.В. сообщила председателю окружной избирательной комиссии о том, что для проведения избирательной кампании ею 22 июня 2018 года открыт специальный избирательный счет "номер изъят".
Установлено, что кандидатом Лазаревой М.В. снятые со специального избирательного счета денежные средства в размере 5000 руб. были потрачены, в том числе, на изготовление бланков подписных листов.
В соответствии с выпиской из лицевого счета "номер изъят" за период с 22 июня 2018 года по 27 июля 2018 года 5000 рублей со специального счета были потрачены Лазаревой М.В. на оплату расходов по сбору подписей.
Представленные суду товарные и кассовые чеки подтверждают факт использования указанной суммы на приобретение товаров для изготовления подписных листов в поддержку кандидата и оплату услуг по изготовлению бланков подписных листов.
В соответствии с договором об оказании услуг от 22 июня 2018 года, представленным Лазаревой М.В., исследованным в судебном заседании, кандидат в депутаты Лазарева М.В. поручила и обязалась оплатить М. изготовление подписных листов для сбора подписей в поддержку самовыдвижения кандидата. М.., как исполнитель, обязался на принадлежащем ему компьютерном оборудовании, бумаге, предоставленной Лазаревой М.В. и оплаченной за счет средств специального избирательного фонда кандидата, изготовить подписные листы. Оплата по договору производится Лазаревой М.В. наличными денежными средствами из средств избирательного фонда кандидата в депутаты. Общая стоимость услуг составляет 1000 рублей. Факт оплаты по договору подтвержден распиской исполнителя М. от 22 июня 2018 года. Факт выполнения работ по изготовлению подписных листов подтвержден актом №1 о приемке выполненных работ от 25 июня 2018 года с подписью заказчика - кандидата Лазаревой М.В., исполнителя М.
На приобретение бумаги кандидатом израсходовано 2250 рублей, что подтверждено товарным чеком от 23 июня 2018 года.
23 июня 2018 года, 30 июня 2018 года, 2 июля 2018 года, 20 июля 2018 года из суммы 5000 рублей произведены расходы на приобретение товаров, необходимых для сбора подписей в сумме 300 рублей (товарный и кассовый чек от 30.06.2018), в сумме 150 руб., 18 руб., 926 руб. (товарный чек от 23.06.2018), в сумме 218 рублей (товарный и кассовый чек от 20.06.2018), в сумме 29,90 руб. (кассовый чек от 02.07.2018).
Оценивая в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные заинтересованным лицом Лазаревой М.В. документы в подтверждение оплаты, в том числе изготовления подписных листов со специального счета кандидата, суд находит их допустимыми доказательствами. Довод административных истцов о том, что на цели изготовления бланков подписных листов Лазарева М.В. использовала иные, не предусмотренные законом источники, не нашел подтверждения в ходе разбирательства по делу, является предположительным.
Суд приходит к выводу, что подписные листы были изготовлены за счет средств избирательного фонда в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В пункте 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ указывается, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать часть представленных подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, являющиеся основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.
В силу пункта 6.3 данной статьи недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.
Перечень оснований для признания подписей недействительными установлен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, который к числу недействительных подписей относит, в том числе, подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (подпункт «б»); подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт «в»); подписи избирателей, даты внесения которых, проставлены избирателями референдума несобственноручно (подпункт «е»); все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей (подпункт «з»).
В силу пункта 6.6 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ специально оговоренные избирателем, участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами «з», «и», «м» и «о» пункта 6.4 настоящей статьи.
Судом установлено, что основанием регистрации Лазаревой М.В. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №18 являются подписи избирателей, представленные в количестве 2883.
В установленном законом порядке рабочей группой Тайшетской территориальной избирательной комиссии для проверки методом случайной выборки (жребия) отобраны 1350 подписей, таким образом, количество недостоверных и недействительных подписей должно составить более 135 подписей.
Установлено, что для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, решением Тайшетской территориальной избирательной комиссии от 13 июня 2018 года была создана рабочая группа из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов, в том числе эксперта из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, а именно, главного эксперта отделения №2 МЭКО №9 ЭКЦ ГУ МВД России по Иркутской области К..
По результатам проведенной проверки рабочая группа с учетом заключения эксперта и сведений, предоставленных территориальным органом Федеральной миграционной службы России, составлены ведомости проверки подписных листов. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 27 июля 2018 года из 1350 подписей признаны недостоверными и недействительными 116, что составило менее 10% от общего количества проверенных подписей.
В судебном заседании исследованы все подписные листы, на недостатки которых указано административным истцом в приложении к административному исковому заявлению. Среди указанных в административном исковом заявлении недостатков в подписных листах кандидата Лазаревой М.В. указаны: возможно, собирал подписи один, а заверял лист другой; специально не оговоренные исправления в дате проставления подписи, в дате заверения подписи, в заверительной надписи; исправления в адресе места жительства избирателей; указание одной рукой даты внесения подписи; исправления в дате рождения сборщика подписей; исправления в паспортных данных; ошибки в дате подписи; указание даты и подписи разными людьми; отсутствие у сборщика подписей даты выдачи паспорта, адреса места жительства; выполнение подписи одним лицом.
Анализируя представленные подписные листы избирателей в поддержку кандидата в депутаты Лазаревой М.В., суд приходит к выводу, что в силу пп. «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ имеются основания для признания недействительными подписей избирателей в подписном листе 1 папки 7 в количестве 3, поскольку в сведениях о сборщике подписей указаны данные, не соответствующие действительности, а именно год рождения указан - 2018.
Доводы административного иска о наличии иных нарушений в подписных листах, влекущих недействительность подписей избирателей, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. При изучении подписных листов, указанные административными истцами недостатки, не выявлены. Имеют место особенности почерка, как избирателей, так и сборщиков подписей, что не препятствует однозначному толкованию сведений, внесенных в подписные листы. Явных и очевидных признаков, вызывающих сомнения в достоверности подписей не установлено.
Проверка подписных листов проведена членами рабочей группы Тайшетской территориальной избирательной комиссии в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства, в том числе с использованием системы ГАС «Выборы», с привлечением эксперта.
Как следует из Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года №128/986-6, недействительной признается подпись избирателя с исправлениями в сведениях об избирателе, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, а также с исправлениями в дате внесения подписи, если эти исправления специально не оговорены избирателем (подпункты «е» и «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона). Не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений. Также согласно пункту 5 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. В случае если исправления очевидны, проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись. Вместе с тем к определению наличия исправления, особенно в дате внесения подписи, целесообразно привлекать эксперта-почерковеда, в этом случае подпись признается недействительной на основании его заключения.
В соответствии с установленными обстоятельствами, с учетом нарушений, установленных судом для признания недействительными 3 подписей в подписном листе 1 папки 7, всего кандидатом Лазаревой М.В. представлено 119 недействительных и недостоверных подписей, что составляет менее 10% от подлежащих проверке. Оснований для признания незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата Лазаревой М.В. по указанному основанию не имеется.
Согласно подпункту «о» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума.
Довод административного иска о том, что имеются основания, предусмотренные подпунктом «о» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ для признания недействительными всех подписей избирателей, не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
Указанный довод обоснован тем, что во всех подписных листах, представленных в качестве основания для регистрации кандидата Лазаревой М.В. в порядке самовыдвижения, содержится (внизу листа слева) часть заверительной надписи, в виде напечатанного текста: «Кандидат Лазарева Мария Владимировна», выполненной ранее заполнения сведений об избирателях в подписном листе.
Суд, проанализировав подписные листы, приходит к выводу, что указанный довод основан лишь на предположениях стороны, не подтвержден доказательствами.
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения (пункт 13 статьи Федерального закона №67-ФЗ).
Все исследованные судом подписные листы содержат выполненную собственноручно кандидатом Лазаревой М.В. её фамилию, имя и отчество, подпись и дату ее внесения. Заверительная запись кандидата в соответствии с указанными датами внесена позднее записи лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, то есть после заполнения сведений об избирателях в подписном листе, что подтвердил в судебном заседании представитель заинтересованного лица кандидата Лазаревой М.В. Доказательств в подтверждение довода административного истца не представлено, он основан на субъективном мнении стороны, не опровергает пояснения представителя заинтересованного лица. Оснований, предусмотренных подпунктом «о» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ для признания недействительными всех подписей избирателей, судом не установлено.
Заявляя указанные доводы в качестве оснований для признания незаконным и отмене решения избирательной комиссии, правомочность принятия решения избирательной комиссией о регистрации кандидата по иным основаниям административными истцами не оспаривалась.
Проверяя соблюдение порядка принятия Тайшетской территориальной избирательной комиссией с полномочиями окружной избирательной комиссии решения от 29 июля 2018 года №201/2813 о регистрации Лазаревой М.В. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, судом установлены следующие обстоятельства.
Полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №18 возложены на Тайшетскую территориальную избирательную комиссию, которая сформирована постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 9 апреля 2013 года №7/78. С учетом изменений, вносимых в состав избирательной комиссии постановлениями Избирательной комиссии Иркутской области, Тайшетская территориальная избирательная комиссия на момент принятия оспариваемого решения действовала в следующем составе: 1) Г. 2) Г. 3) Г. 4) Б. 5) З. 6) З. 7) Л. 8) Л. 9) М. 10) П. 11) Т.
В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 28 декабря 2017 года №172/1767 с 30 декабря 2017 года на должность председателя Тайшетской территориальной избирательной комиссии назначен Г.
Как усматривается из содержания протокола Тайшетской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2018 года №201 на заседании комиссии присутствовали все 11 ее членов с правом решающего голоса. Решение о регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва Лазаревой М.В. принято единогласно.
Данные обстоятельства не оспаривались сторонами по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанное решение незаконным, определяет способ восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Поскольку судом установлены нарушения законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения избирательной комиссией, имеются основания, предусмотренные законом для признания незаконным и отмены решения Тайшетской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18 от 29 июля 2018 года №201/2813 «О регистрации Лазаревой Марии Владимировны кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18», поэтому административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-179, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18 Крутицкой Марины Михайловны и Мосиякина Владимира Ивановича удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Тайшетской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18 от 29 июля 2018 года №201/2813 «О регистрации Лазаревой Марии Владимировны кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 18».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Кравченко Е.Г.
Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2018 года.