Решение по делу № 33-2841/2016 от 12.05.2016

Судья Лобанова И.В.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 июня 2016 года № 33-2841/2016

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Аганесовой О.Б.,

судей Чистяковой Н.М., Жгутовой Н.В.,

при секретаре Журавлевой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента лесного комплекса Вологодской области Львович А. Ф. на решение Кадуйского районного суда Вологодской области от 24 марта 2016 года, которым исковые требования заместителя прокурора Кадуйского района удовлетворены.

На Департамент лесного комплекса Вологодской области и Кадуйский территориальный отдел - государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области возложена обязанность принять меры по очистке лесного массива путем ликвидации захламления, расположенного в квартале ... выдела ... Кадуйского участкового лесничества, на земельном участке размером ... и в квартале ... выдела ... Кадуйского участкового лесничества, на земельном участке размером ....

На акционерное общество «Промэнергобанк» возложена обязанность принять меры по очистке лесного массива путем ликвидации захламления, расположенного в квартале ... выдела ... Кадуйского участкового лесничества, на земельном участке размером ..., в части документов, принадлежащих акционерному обществу «Промэнергобанк», обнаруженных в ходе рейда по выявлению нарушений лесного законодательства, проведенного <ДАТА>.

Указано, что возложенные обязанности Департаменту лесного комплекса Вологодской области, Кадуйскому территориальному отделу - государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области, акционерному обществу «Промэнергобанк» необходимо исполнить в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чистяковой Н.М., объяснения представителя Департамента лесного комплекса Вологодской области Солодягина А.В., прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., судебная коллегия

установила:

по результатам проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, проведенной прокуратурой Кадуйского района, установлено, что в квартале ... Кадуйского участкового лесничества на земельных участках выдела ... размером ... и выдела ... размером ... выявлено захламление коммунально­бытовыми отходами и строительным мусором. Территория не имеет ограждения, поверхностью площадки под свалками является естественная (почва), разрешение на размещение свалок не выдавалось. Лесные участки относятся к землям лесного фонда и входят в состав лесных участков, находящихся в собственности Российской Федерации (л.д. 10, 17-20, 24-27 т.1).

Полагая, что несоблюдение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц <ДАТА> обратился в суд с иском к Кадуйскому территориальному отделу - государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области о возложении обязанности принять меры по очистке лесного массива путем ликвидации захламления.

В ходе рассмотрения дела прокурор, участвовавший в деле, заявленные исковые требования уточнил, окончательно просил (л.д. 131-137 т.1, л.д. 28-31 т.3):

возложить на Кадуйский территориальный отдел - государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области обязанность принять меры по организации очистки лесного массива путем ликвидации захламления в квартале ... Кадуйского участкового лесничества на земельных участках выдела ... размером ... и выдела ... размером ... в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 10 декабря 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент лесного комплекса Вологодской области (л.д. 68 т.1).

Определением суда от 13 января 2016 года администрация муниципального образования поселка Кадуй (далее администрация МО п. Кадуй) исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация МО п. Кадуй и администрация Кадуйского муниципального района (л.д. 139 т.1).

Определением суда от 4 февраля 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен дополнительный офис «Кадуйский» акционерного общества «Промэнергобанк» (далее АО «Промэнергобанк») (л.д. 155 т.1).

Определением суда от 10 марта 2016 года дополнительный офис «Кадуйский» АО «Промэнергобанк» исключен из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечено к участию в деле в качестве соответчика АО «Промэнергобанк» (л.д. 216-217 т.2).

В судебном заседании прокурор, участвовавший деле, исковые требования поддержал.

Просил возложить на Департамент лесного комплекса Вологодской области и Кадуйский территориальный отдел - государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области обязанность принять меры по очистке лесного массива путем ликвидации захламления, расположенного в квартале ... выдела ... Кадуйского участкового лесничества, на земельном участке размером ... и в квартале ... выдела ... Кадуйского участкового лесничества, на земельном участке размером ..., на АО «Промэнергобанк» - обязанность принять меры по очистке лесного массива путем ликвидации захламления, расположенного в квартале ... выдела ... Кадуйского участкового лесничества, на земельном участке размером ..., в части документов, принадлежащих АО «Промэнергобанк», обнаруженных в ходе рейда по выявлению нарушений лесного законодательства, проведенного <ДАТА>, установить срок для совершения действий три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представители ответчиков Кадуйского территориального отдела - государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области, администрации МО п. Кадуй в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представители ответчиков Департамента лесного комплекса Вологодской области Львович А.Ф., администрации Кадуйского муниципального района Бережной С.А. и Савкина Е.Ю., АО «Промэнергобанк» Николаенко А.Ю. иск не признали.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Департамента лесного комплекса Вологодской области Львович А.Ф. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывает, что сбор и вывоз отходов, в том числе на землях лесного фонда, лесным законодательством не регламентированы, в связи с чем должны осуществляться органами местного самоуправления; органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, средства субвенций из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления не выделяются, а также на невозможность исполнения решения суда в установленный срок.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу АО «Промэнергобанк» указывает на отсутствие вины банка в захламлении лесных участков.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, полагает, что решение суда в части возложения обязанности на Кадуйский территориальный отдел - государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области подлежит отмене.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что очистка лесов от захламлений и загрязнений осуществляется в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, обязанность по проведению которых на территории Вологодской области возложена на Департамент лесного комплекса Вологодской области.

Установив факт складирования на земельных участках выдела ... и ... в квартале ... Кадуйского участкового лесничества, относящихся к землям лесного фонда и входящих в состав лесных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, которые в государственный реестр объектов размещения отходов не внесены, строительного и бытового мусора, что нарушает требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, права и интересы неопределенного круга лиц, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных к Департаменту лесного комплекса Вологодской области и АО «Промэнергобанк» исковых требований.

Довод апелляционной жалобы о том, что сбор и вывоз отходов, в том числе на землях лесного фонда, лесным законодательством не регламентирована, в связи с чем эти мероприятия должны осуществляться органами местного самоуправления, подлежит отклонению.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Из пункта 5.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобами администрации муниципального образования «Североуральский городской округ» следует, что закрепление пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопроса местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Сформулировав в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований указанное направление деятельности городских округов в виде нормы общего характера, федеральный законодатель исходил из того, что содержание этой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения данного вопроса местного значения, должно раскрываться на основе названного Федерального закона во взаимосвязи с соответствующим специальным, отраслевым, в том числе бюджетным, законодательством. Это означает, что при определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования.

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации).

Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них. Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.

Исходя из того что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).

Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального района, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального района не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

С учетом приведенных положений действующего законодательства является правильным вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, должна быть возложена на Департамент лесного комплекса Вологодской области, за исключением ликвидации захламления, расположенного в квартале ... выдела ... Кадуйского участкового лесничества, на земельном участке размером ..., в части документов, принадлежащих АО «Промэнергобанк».

Изложенный в апелляционной жалобе довод о том, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, средства субвенций из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления не выделяются, является несостоятельным.

Пунктом 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837, предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение, в том числе, организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Департамента лесного комплекса Вологодской области по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на эти мероприятия нецелевым не является.

Установленный в решении срок для исполнения возложенной на Департамент лесного комплекса обязанности является разумным.

Требования к АО «Промэнергобанк» рассмотрены судом первой инстанции в пределах требований, поддержанных истцом в суде первой инстанции (т.3 л.д. 31).

Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с пунктом 1.7 Положения Кадуйский территориальный отдел - государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области юридическим лицом не является, решение суда первой инстанции в части возложения на этот орган обязанностей необходимо отменить с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в иске.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кадуйского районного суда Вологодской области от 24 марта 2016 года в части возложения обязанности на Кадуйский территориальный отдел - государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области отменить.

Принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований к Кадуйскому территориальному отделу - государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области о возложении обязанностей отказать.

Исключить в абзаце втором и четвертом резолютивной части решения фразу «Кадуйский территориальный отдел - государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области».

В остальной части решение Кадуйского районного суда Вологодской области от 24 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента лесного комплекса Вологодской области Львович А. Ф. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2841/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура К.р.
Ответчики
АО "Промэнергобанк"
администрация МО п. Кадуй
администрация Кадуйского муниципального района Вологодской области
Департамент лесного комплекса Вологодской области
администрация МО п Кадуй
Кадуйский территориальный отдел-государственное лесничество Департамента лесного комплекса Вологодской области
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
03.06.2016Судебное заседание
06.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее