Дело № 2-617/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2015 года
г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Пахаревой Н.Ф.,
при секретаре Жигаловой Ю.А.,
с участием помощника прокурора города Кандалакши ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора г.Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц
к Муниципальному казенному учреждению «Управление коммунальным хозяйством»
об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения,
установил:
Прокурор г.Кандалакши обратился в Кандалакшский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление коммунальным хозяйством» (далее – МКУ «УКХ») о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения на участках дорог, проходящих вдоль Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 5» (далее – Школа № 5). В обоснование требований указывает, что прокуратурой г. Кандалакши совместно с ОГИБДД МО МВД России «Кандалакшский» была проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, в ходе которой было установлено, что организацией, уполномоченной органами местного самоуправления на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, допускаются нарушения действующего законодательства, направленного на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Решение вопросов, связанных с установкой дорожных знаков, дорожных ограждений, светофоров и других устройств для регулирования дорожного движения в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения относится к компетенции ответчика, которым нарушены требования законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения. Проверкой установлено, что МКУ «УКХ» на участках дорог, проходящих вдоль Школы № 5 (проезд по ул.Кандалакшское шоссе от жилого д.37 до жилого д.26, идентификационный номер автодороги 47408-ОП-МП-728), нарушены требования законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, а именно:
- по направлению движения от ДК «Металлург» в сторону ОАО «КАЗ СУАЛ» справа у д. 37 в нарушение п.п. 5.1.17, 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 применен основной дорожный знак 1.23 «Дети» без световозвращающей флуоресцентной пленки жёлтого (желто-зелёного) цвета, а также не применена разметка 1.24.1 в нарушение п. 6.2.27 ГОСТ Р 52289 -2004;
- по направлению движения от ДК «Металлург» в сторону ОАО «КАЗ СУАЛ» справа у д. 33, в нарушение п.п. 5.1.17, 5.2.25, 5.9.5 ГОСТ Р 52289-2004 повторный знак 1.23 «Дети» применен без световозвращающей флуоресцентной пленки жёлтого (желто-зелёного) цвета, а также без таблички 8.2.1 "Зона действия";
- на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном у д. З 1-33, в нарушение п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007, п. 4.2.1 и п. 4.2.2 ГОСТ Р 50598-93, п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствует дорожная разметка 1.14.1 с чередующимися линиями белого и желтого цвета;
- по направлению движения от ОАО КАЗ СУАЛ в сторону ДК «Металлург» справа у д. 24 в нарушение п.п. 5.1.17, 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 применен основной дорожный знак 1.23 «Дети» без световозвращающей флуоресцентной пленки жёлтого (желто-зелёного) цвета, а также не применена разметка 1.24.1 в нарушение п. 6.2.27 ГОСТ Р 52289 -2004;
- по направлению движения от ОАО КАЗ СУАЛ в сторону ДК «Металлург» справа у д. 26, в нарушение п.п. 5.1.17, 5.2.25, 5.9.5 ГОСТ Р 52289-2004 повторный знак 1.23 «Дети» применен без световозвращающей флуоресцентной пленки жёлтого (желто-зелёного) цвета, а также без таблички 8.2.1 «Зона действия».
Обращает внимание, что отсутствие информации для участников дорожного движения о вводимых ограничениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации нарушает пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц (учащихся школ, учителей, других работников учреждений, иных лиц, посещающих образовательную организацию, в том числе родителей учеников, должностных лиц и др.). Просит обязать МКУ «УКХ» в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить вышеуказанные нарушения требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора г.Кандалакши ФИО2 поддержал позицию, изложенную в иске.
Представитель ответчика МКУ «УКХ» в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, представили письменный отзыв на иск, в котором указали, что для содержания улично-дорожной сети города Кандалакша, в том числе, проходящей у общеобразовательных учреждений, в надлежащем состоянии в объеме предусмотренных в бюджете муниципального образования средств МКУ «УКХ» производит размещение заказов на выполнение работ для муниципальных нужд в соответствии с Федеральным Законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». <дата> заключен муниципальный контракт <номер> на выполнение работ по содержанию проезжих частей улиц, тротуаров, объектов благоустройства города Кандалакша в 2015 году, в рамках которого в работы по летнему содержанию включены работы по нанесению горизонтальной разметки 1.14.1. на пешеходных переходах на желтом фоне, 1.17. на автобусных остановках, 1.25. на искусственных неровностях и 1.24.1. знака «Дети». В соответствии с условиями контракта срок выполнения работ по нанесению разметки до <дата>. Подпрограммой «Повышение безопасности дорожного движения и снижения дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района на 2014 - 2017 годы» предусмотрено мероприятие по приобретению и установке новых дорожных знаков, замене знаков, не соответствующих ГОСТу. В соответствии с утвержденным планом-графиком размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для нужд заказчика срок размещения заказа на выполнение работ по приобретению и установке новых дорожных знаков - май 2015 года.
Представитель Школы № 5 в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, возражений на иск не представили.
Представитель МО МВД России «Кандалакшский» в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Суд, заслушав помощника прокурора г.Кандалакши ФИО2, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
По правилам статьи 13 и 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к элементам обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
На основании пункта 2.1 Устава МКУ «Управление коммунальным хозяйством» данное учреждение создано в целях обеспечения реализации полномочий в пределах своей компетенции по решению вопросов местного значения Кандалакшского района, а также отдельных полномочий, переданных органами местного самоуправления поселений муниципального образования Кандалакшский район в сфере функционирования жилищно-коммунального комплекса, транспорта и связи, в т.ч. дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений, вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что прокуратурой города Кандалакши совместно с ОГИБДД МО МВД России «Кандалакшский» была проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения.
В ходе проверки было установлено, что организацией, уполномоченной органами местного самоуправления на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, допускаются нарушения действующего законодательства, направленного на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Решение вопросов, связанных с установкой дорожных знаков, дорожных ограждений, светофоров и других устройств для регулирования дорожного движения в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также организацией и обеспечением безопасности дорожного движения относится к компетенции МКУ «УКХ», которым нарушены требования законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, национальных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Применение прокурором к спорным правоотношениям положений ГОСТ 50598-93 «Пластики слоистые конструкционные на основе фенолоформальдегидных смол» в данном случае является ошибочным. К рассматриваемым правоотношениям применяется ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Так, по направлению движения от ДК «Металлург» в сторону ОАО «КАЗ СУАЛ» справа у дома 37 в нарушение п.п. 5.1.17, 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 применен основной дорожный знак 1.23 «Дети» без световозвращающей флуоресцентной пленки жёлтого (желто-зелёного) цвета, а также не применена разметка 1.24.1 в нарушение п. 6.2.27 ГОСТ Р 52289 -2004; по направлению движения от ДК «Металлург» в сторону ОАО «КАЗ СУАЛ» справа у д. 33, в нарушение п.п. 5.1.17, 5.2.25, 5.9.5 ГОСТ Р 52289-2004 повторный знак 1.23 «Дети» применен без световозвращающей флуоресцентной пленки жёлтого (желто-зелёного) цвета, а также без таблички 8.2.1 "Зона действия"; на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном у д. З 1-33, в нарушение п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007, п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствует дорожная разметка 1.14.1 с чередующимися линиями белого и желтого цвета; по направлению движения от ОАО КАЗ СУАЛ в сторону ДК «Металлург» справа у д. 24 в нарушение п.п. 5.1.17, 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 применен основной дорожный знак 1.23 «Дети» без световозвращающей флуоресцентной пленки жёлтого (желто-зелёного) цвета, а также не применена разметка 1.24.1 в нарушение п. 6.2.27 ГОСТ Р 52289 -2004; по направлению движения от ОАО КАЗ СУАЛ в сторону ДК «Металлург» справа у д. 26, в нарушение п.п. 5.1.17, 5.2.25, 5.9.5 ГОСТ Р 52289-2004 повторный знак 1.23 «Дети» применен без световозвращающей флуоресцентной пленки жёлтого (желто-зелёного) цвета, а также без таблички 8.2.1 «Зона действия». Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, иллюстрационной таблицей № 6, и ответчиком не оспариваются.
С учётом изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Срок, указанный прокурором в иске, в течение которого решение суда подлежит исполнению, суд полагает достаточным.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что исковые требования прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобожден, государственная пошлина в сумме 300 руб. подлежит взысканию с МКУ «УКХ» в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Кандалакши в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление коммунальным хозяйством» об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление коммунальным хозяйством» в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения на участках дорог, проходящих вдоль Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 5» (проезд по ул. Кандалакшское шоссе от жилого дома 37 до жилого дома 26, идентификационный номер автодороги 47408-ОП-МП-728), а именно:
- по направлению движения от ДК «Металлург» в сторону ОАО «КАЗ СУАЛ» справа у д. 37 в соответствии с п.п. 5.1.17, 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 применить основной дорожный знак 1.23 «Дети» со световозвращающей флуоресцентной пленкой жёлтого (желто-зелёного) цвета, а также применить разметку 1.24.1 в соответствии с п. 6.2.27 ГОСТ Р 52289 -2004;
- по направлению движения от ДК «Металлург» в сторону ОАО «КАЗ СУАЛ» справа у д. 33, в соответствии с п.п. 5.1.17, 5.2.25, 5.9.5 ГОСТ Р 52289-2004 повторный знак 1.23 «Дети» применить со световозвращающей флуоресцентной пленкой жёлтого (желто-зелёного) цвета, а также с табличкой 8.2.1 "Зона действия";
- на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном у д. 31-33, в соответствии с п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007, п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 нанести дорожную разметку 1.14.1 с чередующимися линиями белого и желтого цвета;
- по направлению движения от ОАО «КАЗ СУАЛ» в сторону ДК «Металлург» справа у д. 24 в нарушение п.п. 5.1.17, 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 применен основной дорожный знак 1.23 «Дети» без световозвращающей флуоресцентной пленки жёлтого (желто-зелёного) цвета, а также не применена разметка 1.24.1 в нарушение п. 6.2.27 ГОСТ Р 52289 -2004;
- по направлению движения от ОАО «КАЗ СУАЛ» в сторону ДК «Металлург» справа у д. 26, в соответствии с п.п. 5.1.17, 5.2.25, 5.9.5 ГОСТ Р 52289-2004 повторный знак 1.23 «Дети» применить со световозвращающей флуоресцентной пленкой жёлтого (желто-зелёного) цвета, а также с табличкой 8.2.1 «Зона действия».
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Управление коммунальным хозяйством» государственную пошлину в размере 300 руб. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Н.Ф. Пахарева