Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2015 года Центральный районный суд г. Тольятти, в составе:
председательствующего Бородиной Л.А.
при секретаре Щуревиче А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4354/2015 по иску Заместителя прокурора Центрального района г. Тольятти к Бондареву А.Н. в лице законного представителя Бондаревой И.О., Отделу УФМС России по Самарской области в Центральном районе г. Тольятти о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, обязании снять иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания,
установил:
Заместитель прокурора Центрального района г. Тольятти обратился в суд с иском к Бондареву А.Н. в лице законного представителя Бондаревой И.О., Отделу УФМС России по Самарской области в Центральном районе г. Тольятти о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, обязании снять иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Тольятти ФИО7 исковые требования поддержала, пояснив суду, что Прокуратурой Центрального района г. Тольятти проведена проверка исполнения миграционного законодательства. В ходе проверки было установлено, что Бондарев А.Н. вместе с матерью Бондаревой И.О. 03.04.2015 года встал на учет по месту пребывания на территории РФ по адресу: г. Тольятти, <адрес> посредством направления в отдел УФМС России по Самарской области в Центральном районе г. Тольятти почтового уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания от 03.04.2015 года. Принимающей стороной иностранного гражданина Бондарева А.Н. на территории РФ выступила гражданка РФ Дормидонтова Ф.А., которая является собственником жилого помещения расположенного по адресу: г. Тольятти, <адрес>. Согласно объяснений Дормидонтовой Ф.А. в указанной квартире проживает только ее семья. Иностранные граждане по данному адресу не проживают. Бондарев А.Н. право пользования жилым помещением по адресу: г. Тольятти, <адрес> не приобретал, в данное жилое помещение никогда не вселялся. Указанный адрес был использован им исключительно для подачи сведений в орган, осуществляющий миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства. Дормидонтова Ф.А. информацию о жилом помещении предоставила Бондареву А.Н. только для постановки последнего на миграционный учет, без права пользования, пребывания или проживания в нем. Предоставление адреса жилого помещения позволило иностранному гражданину легализовать свое пребывание на территории Самарской области и Российской Федерации. Таким образом, в ходе проверки было установлено, что Бондарев А.Н. по указанному адресу не проживает, место его нахождения не известно. Бондарев А.Н. встал на миграционный учет по адресу: г. Тольятти, <адрес>, заведомо зная, что не будет проживать по указанному адресу в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства Бондарева А.Н. Сведения о постановке его на учет по новому месту пребывания в органы миграционного учета не поступали. Просит признать постановку иностранного гражданина Бондарева А.Н. на учет по месту пребывания по адресу: г. Тольятти, <адрес>, на период с 03.04.2015 года по 17.06.2015 года недействительной, обязать Отдел Управления Федеральной Миграционной Службы России по Самарской области в Центральном районе г. Тольятти снять Бондарева А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Республики <данные изъяты>, с миграционного учета по месту пребывания по адресу: г. Тольятти, <адрес>
Ответчик Бондарев А.Н. в лице законного представителя Бондаревой И.О. в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены по последнему известному месту жительства.
Представитель ответчика ОУФМС России по Самарской области в Центральном районе г. Тольятти в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Третье лицо Дормидонтова Ф.А. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена, возражений на иск не представила.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно п. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, орган местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статья 4 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» (далее ФЗ №109) определяет следующие цели, основные принципы и содержание миграционного учета: формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Согласно статье 2 ФЗ № 109, место пребывания иностранного гражданина или лиц без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в установленном порядке.
В соответствии со статьей 7 ФЗ № 109, при осуществлении миграционного учета граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 21 ФЗ № 109 установлено, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Статья 23 ФЗ № 109 содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания: постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания; выезд иностранного гражданина из Российской Федерации; смерть иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находящегося в РФ, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.В соответствии с п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», регламентирующего порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него, - снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о. признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Пункт 40 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусматривает, что при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Постановления, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течений 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
При отсутствии сведений, указанных в п. 23 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.1007 года № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снимать иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также вносить необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Судом установлено, что Прокуратурой Центрального района г. Тольятти проведена проверка исполнения миграционного законодательства. В ходе проверки было установлено, что Бондарев А.Н. вместе с матерью Бондаревой И.О. 03.04.2015 года встал на учет по месту пребывания на территории РФ по адресу: г. Тольятти, <адрес> посредством направления в отдел Управления Федеральной Миграционной Службы России по Самарской области в Центральном районе г.Тольятти почтового уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания от 03.04.2015 года. Принимающей стороной иностранного гражданина Бондарева А.Н. на территории РФ выступила гражданка РФ Дормидонтова Ф.А.
Бондарев А.Н. зарегистрирован по месту пребывания, а его персональные данные внесены в государственную информационную систему миграционного учета.
Собственником жилого помещения расположенного по адресу: г. Тольятти, <адрес> является Дормидонтова <данные изъяты>
В материалах дела имеются объяснения Дормидонтовой Ф.А., из которых следует, что по адресу г. Тольятти <адрес> она проживает с супругом, малолетней дочерью и семьями двух совершеннолетних детей. Квартира принадлежит ей на праве собственности. Иностранных граждан в квартире регистрировала, но они в доме не проживали, она не собиралась предоставлять жилье для проживания или пребывания иностранных граждан. Информацию о жилом помещении для иностранных граждан она предоставляла только для их постановки на миграционный учет.
То есть, по адресу г. Тольятти <адрес> иностранный гражданин Бондарев А.Н. отсутствует и не проживает.
Бондарев А.Н. право пользования жилым помещением по адресу: г. Тольятти, <адрес> не приобретал, в данное жилое помещение не вселялся. Указанный адрес был использован им исключительно для подачи сведений в орган, осуществляющий миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства.
Дормидонтова Ф.А. информацию о жилом помещении по адресу: г. Тольятти, <адрес> предоставила Бондареву А.Н. только для постановки последнего на миграционный учет, без права пользования, пребывания и проживания в нем. Предоставление адреса жилого помещения позволило иностранному гражданину легализовать свое пребывание на территории Самарской области и Российской Федерации.
Таким образом, в ходе проверки было установлено, что Бондарев А.Н. по указанному адресу не проживает, место его нахождения не известно. Бондарев А.Н. встал на миграционный учет по адресу: г. Тольятти, <адрес>, заведомо зная, что не будет проживать по указанному адресу в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства Бондарева А.Н. Сведения о постановке его на учет по новому месту пребывания в органы миграционного учета не поступали.
Суд считает, что Бондарев А.Н. предоставил в орган миграционной службы заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего проживания, что препятствует исполнению им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В связи с изложенным, требования истца о признании постановки Бондарева А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет по месту пребывания по адресу: г. Тольятти, <адрес> на период с 03.04.2015 года по 17.06.2015 года недействительной, а также об обязании Отдела Управления Федеральной Миграционной Службы России по Самарской области в Центральном районе г. Тольятти снять Бондарева А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с миграционного учета по месту пребывания по адресу: г. Тольятти, <адрес>, суд считает правомерными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12,45, 192-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Заместителя прокурора Центрального района г. Тольятти удовлетворить.
Признать постановку иностранного гражданина Бондарева <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на учет по месту пребывания по адресу: г. Тольятти, <адрес>, на период с 03.04.2015 года по 17.06.2015 года, недействительной.
Обязать Отдел Управления Федеральной Миграционной Службы России по Самарской области в Центральном районе г. Тольятти снять Бондарева <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Республики <данные изъяты>, с миграционного учета по месту пребывания по адресу: г. Тольятти, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: