№ 2а – 209/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Майя 17 апреля 2018 года
Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Билюкиной И.Г.,
при секретаре судебного заседания Пинигиной А.С.,
с участием старшего помощника прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) Евстафьевой С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Тюнгюлюнский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» о признании незаконным бездействие по непринятию мер по оформлению права собственности на муниципальную дорогу и обязании оформить право собственности на муниципальную дорогу, расположенную в с. Тюнгюлю, ул. <адрес>,
установил:
Прокурор Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации Муниципального образования «Тюнгюлюнский наслег» Муниципального района «Мегино-Кангаласский улус» (далее – МО «Тюнгюлюнский наслег» МР «Мегино-Кангаласский улус») с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействие по непринятию мер по оформлению права собственности на муниципальную дорогу, расположенную в с. Тюнгюлю, ул. <адрес>, и возложении обязанности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оформить право собственности на указанную муниципальную дорогу.
В обоснование исковых требований указывает, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о государственной и муниципальной собственности в части регистрации права собственности на автомобильные дороги местного значения, по результатам которой установлено, что администрацией МО «Тюнгюлюнский наслег» МР «Мегино-Кангаласский улус» не оформлено право собственности на муниципальную дорогу, расположенную в с. Тюнгюлю Мегино-Кангаласского района, ул. <адрес> с идентификационным № протяженностью 0,6 км., что является нарушением подп.3 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст. 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст.ст. 130-132 и ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Не принятие мер по оформлению права муниципальной собственности автомобильной дороги влечет отсутствие надлежащего содержания автомобильной дороги, что не может обеспечивать безопасность дорожного движения на них.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Тюнгюлюнский наслег» МР «Мегино-Кангаласский улус» по непринятию мер по не оформлению права собственности на муниципальную дорогу с. Тюнгюлю, ул. <адрес> Обязать администрацию МО «Тюнгюлюнский наслег» МР «Мегино-Кангаласский улус» оформить право собственности на муниципальную дорогу с. Тюнгюлю, ул. <адрес>, установить срок для совершения указанных действий – 06 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании административный истец - старший помощник прокурора Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) Евстафьева С.Д. административное исковое заявление поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске и просит установить срок для совершения указанных действий – 08 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, так как оформление права собственности на улицу <адрес> с. Тюнгюлю согласно справки ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ находится на стадии оформления. Администрация МО «Тюнгюлюнский наслег» с 2009 года бездействовала, то есть с тех пор как администрация МР «Мегино-Кангаласский улус» передала муниципальным образованиям внутрипоселковые дороги, не приняла действенных мер для регистрации права собственности на указанную дорогу.
Административный ответчик - представитель администрации МО «Тюнгюлюнский наслег» МР «Мегино-Кангаласский улус» по доверенности Олесов П.С. в суде иск прокурора признал частично и пояснил, что администрация МО «Тюнгюлюнский наслег» не бездействовала. Причиной не оформления права собственности на улицу <адрес> явилось приостановление оформления межевых планов под улицу <адрес> из-за наложения внутрипоселковых сетей газопровода, также недостаточное финансирование. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор между администрацией и ООО <данные изъяты> на выполнение кадастровых работ, а именно межевого плана и кадастрового паспорта внутрипоселковых дорог, также деньги за услуги ООО <данные изъяты> были выплачены, о чем подтверждают договор от ДД.ММ.ГГГГ и счет. В настоящее время сняты с кадастрового учета внутрипоселковые сети газопровода, в связи с чем, кадастровые паспорта на земельные участки под дороги находятся на стадии оформления. В связи с этим, просит назначить срок для выполнения требований прокурора на восемь месяцев, так как в с. Тюнгюлю всего 34 внутрипоселковых дорог, ни на одной из них право собственности не оформлено. Оформление право собственности на улицы требует финансовых затрат, а у ответчика на 2018 год в местном бюджете финансовые средства на эти цели не предусмотрены. В местном бюджете за 2019 год администрация МО «Тюнгюлюнский наслег» планирует предусмотреть финансовые средства на оформление права собственности на муниципальные дороги.
Заслушав участников суда, изучив материалы дела, находит исковое требование подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п.п.3,5 п.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. 29.12.2017) к вопросам местного значения сельского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) (в ред. 5 декабря 2017), к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ, к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 3 ст.15 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления и осуществляется в соответствии со статьей 34 данного закона за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Пункт 9 статьи 5 ФЗ № 257-ФЗ предусматривает, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. 26.07.2017) полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу части 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч.3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в ред. 28.02.2018), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Автомобильные дороги, являющиеся объектом недвижимости, в соответствии с ч.6 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" подлежат государственной регистрации.
Распоряжением Районной администрации МР «Мегино-Кангаласский улус» от ДД.ММ.ГГГГ № «О безвозмездной передаче объектов муниципальной собственности МР «Мегино-Кангаласский улус» муниципальным образованиям Мегино-Кангаласского улуса» переданы безвозмездно в муниципальную собственность внутрипоселковые дороги согласно приложению № к данному распоряжению, в том числе ул. <адрес> с. Тюнгюлю.
На администрации муниципальных образований Мегино-Кангаласского улуса возложена обязанность зарегистрировать право собственности переданного имущества в соответствии ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в Майинском секторе Управления Федеральной регистрационной службы по РС (Я).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, администрацией МО «Тюнгюлюнский наслег» МР «Мегино-Кангаласский улус» не произведено оформление в собственность муниципальной дороги, расположенной в с. Тюнгюлю, ул. <адрес>, протяженностью 0,6 км.
Не оформление права собственности не позволяет органу местного самоуправления принимать меры по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах поселения.
Отсутствие закрепленного права собственности на автомобильную дорогу нарушает права неопределенного круга граждан на безопасность дорожного движения, так как автомобильные дороги, не имеющие собственника, могут оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя содержания имущества несет собственник.
Таким образом, отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства и препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние и как следствие влияет на безопасность дорожного движения, на возмещение вреда здоровью и имуществу при пользовании автомобильными дорогами.
В силу ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, и учитывая обоюдное согласие сторон, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда по требованию прокурора – в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Вышеуказанные доводы административного ответчика об отсутствии бездействия в их действиях, суд считает необоснованными, так как администрация МО «Тюнгюлюнский наслег» длительное время с 2009 года бездействовала, то есть с тех пор как администрация МР «Мегино-Кангаласский улус» передала муниципальным образованиям внутрипоселковые дороги, не приняла действенных мер для регистрации права собственности на улицу <адрес>.
В силу подп. 19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик подлежит освобождению от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░, ░░. <░░░░░>, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░, ░░. <░░░░░>, – ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░, ░░. <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.1 ░.3 ░░.227 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░).
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░