Решение по делу № 2-65/2019 ~ М-45/2019 от 15.03.2019

№ 2 – 65 2019 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 апреля 2019 года пос.Вожега

Вожегодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Трусова В.Ю.,

при секретаре Шульгиновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к администрации Вожегодского муниципального района о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л :

Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области обратился в суд с просьбой обязать администрацию Вожегодского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного объект культурного наследия «Церковь Рождества Богородицы, 1783 г., деревянная», расположенный по адресу: Вожегодский район, дер.Поповка-Каликинская. В обоснование требований указано, что на основании постановления Правительства Вологодской области от 06 октября 2003 года №911 указанный объект культурного наследия поставлен под государственную охрану, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о государственной регистрации прав на этот объект отсутствуют, он не числится в реестре муниципальной собственности, в реестре собственности Вологодской области, в территориальной базе данных реестра федерального имущества, следовательно, объект является бесхозяйным и в соответствии со ст.225 ГК РФ подлежит принятию на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В силу ст.9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.3 Устава Вожегодского муниципального района обязанность обратиться с заявлением о принятии объекта культурного наследия на учёт в качестве бесхозяйного возложена на администрацию Вожегодского муниципального района.

В возражениях на иск руководитель администрации Вожегодского муниципального района Первов Е.В. указал, что администрация района является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с п.5 Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Минэкономразвития РФ от 10 декабря 2015 года №931, принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйной недвижимой вещи органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Считает, что с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного выявленного объекта культурного наследия полномочна обратиться администрация Бекетовского сельского поселения, на территории которого расположен объект культурного наследия.

Представители Управления Росреестра по Вологодской области, Департамента имущественных отношений Вологодской области, территориального управления Росимущества в Вологодской области в направленных в суд отзывах конкретного мнения по существу иска не выразили, дело просили рассмотреть в их отсутствие.

В судебном заседании представитель истца – консультант Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области Кузьмина Е.В. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске, дополнительно пояснила, что в 2003 году на спорном объекте культурного наследия государственным учреждением «Вологдареставрация» производились экстренные противоаварийные работы, в связи с аварийным состоянием объекта. Указанное учреждение имело полномочия на производство таких работ на объектах культурного наследия, находящихся на территории Вологодской области. Полагала, что администрация Бекетовского сельского поселения не имеет полномочий на обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного указанного в иске объекта культурного наследия.

Представитель ответчика – заведующая юридическим отделом администрации Вожегодского муниципального района Романова А.Н. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в возражениях.

Заместитель главы администрации Бекетовского сельского поселения Тяпушина Л.М. в судебном заседании не возражала в удовлетворении иска, считает, что администрация Бекетовского сельского поселения может обратиться с заявлением о постановке объекта культурного наследия на учёт в качестве бесхозяйного объекта, но принимать в собственность сельского поселения этот объект не вправе.

    Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, суд приходит к следующему.

    В соответствии с п.п.1 и 3 ст.225 Гражданского кодекса (ГК) РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно ст.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ (в редакции от 21 февраля 2019 года) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Закон №73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия, включённые в реестр, выявленные объекты культурного наследия в силу п.1 ст.33 Закона №73-ФЗ подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Из представленных в дело материалов и объяснений сторон следует, что церковь Рождества Богородицы, 1783 года, деревянная, расположенная в с.Поповка-Каликинская Вожегодского района, на основании постановления Правительства Вологодской области от 06 октября 2003 года №911 отнесена к категории культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения и принята под государственную охрану с последующим включением её в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В настоящее время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимого имущества «Церковь Рождества Богородицы, 1783 года, деревянная», расположенная в дер.Поповка-Каликинская Вожегодского района, отсутствуют. В реестре федерального имущества, в реестре собственности Вологодской области, в собственности Вожегодского муниципального района, в собственности Бекетовского сельского поселения указанный объект культурного наследия не числится.

Частями 3 и 4 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы, предусмотренные п.п.1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п.23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, к вопросам местного значения сельского поселения согласно приведённым выше нормам Закона №131-ФЗ не относится. Эти вопросы согласно п.25 ч.1 ст.3 Устава Вожегодского муниципального района относятся к вопросам местного значения Вожегодского муниципального района и на территориях сельских поселений, входящих в состав района, согласно п.9 ч.2 ст.3 Устава решаются органами местного самоуправления Вожегодского муниципального района.

При таких обстоятельствах суд считает, что единственным органом, обладающим правом подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учёт церкви Рождества Богородицы, расположенной в дер.Поповка-Каликинская Вожегодского района, в качестве бесхозяйного объекта, является администрация Вожегодского муниципального района, в связи с чем исковые требования суд находит законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

    Доводы ответчика суд находит несостоятельными, поскольку Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённый приказом Минэкономразвития РФ от 10 декабря 2015 года №931, устанавливает общие положения принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, для постановки на такой учёт объекта культурного наследия следует руководствоваться требованиями приведённых выше правовых норм.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования . Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области удовлетворить: обязать администрацию Вожегодского муниципального района Вологодской области в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объект культурного наследия «Церковь Рождества Богородицы, 1783 г., деревянная», расположенный по адресу: Вожегодский район Вологодской области, дер.Поповка-Каликинская.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение месяца со дня его принятия с подачей жалобы через Вожегодский районный суд.

Председательствующий судья В.Ю. Трусов

2-65/2019 ~ М-45/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области
Ответчики
Администрация Вожегодского муниципального района Вологодской области
Другие
Управление Росреестра по Вологодской области
Администрация сельского поселения Бекетовское
ТУ Росимущества в Вологодской области
Департамент имущественных отношений Вологодской области
Автономное учреждение культуры Вологодской области "Вологдареставрация"
Суд
Вожегодский районный суд
Судья
Трусов В.Ю.
15.03.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2019[И] Передача материалов судье
19.03.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2019[И] Судебное заседание
29.04.2019[И] Судебное заседание
29.04.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2019[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее