Решение по делу № 2а-3719/2016 ~ М-3296/2016 от 28.03.2016

                                                                                       дело № 2а-3719/16

                                                         Р Е ШЕ Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2016 года

Приволжский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Руповой Г.В.,

при секретаре Мухаметьяновой Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Сергеев С.В. о взыскании задолженности по налогам,

У С Т А Н О В И Л:

       Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Сергеев С.В. о взыскании задолженности по налогам.

       В обоснование иска указано, что Межрайонной ИФНС по РТ по результатам камеральной проверки налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы, представленных Сергеев С.В. вынесены решения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о возврате Сергеев С.В. налога на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. соответственно. Решениями и от ДД.ММ.ГГГГ УФНС России по РТ решения налогового органа о возврате Сергеев С.В. налога на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. отменены на основании следующего:

       ДД.ММ.ГГГГ между Сергеев С.В. (покупатель) и ФИО1 (продавец) заключен договор купли-продажи квартиры стоимостью <данные изъяты> руб., расположенной по адресу: <адрес>.

       В соответствии с пунктами 1 и 2 договора от ДД.ММ.ГГГГ квартира приобретается за счет собственных средств в размере <данные изъяты> руб., средств целевого жилищного займа ФГКУ <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей и кредитных средств <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей.

       На основании сведений, поступивших от Федерального государственного казенного учреждения «<данные изъяты> письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № установлено, что Сергеев С.В. предоставлен целевой жилищный заем как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Ежемесячные платежи в счет погашения обязательств по ипотечному кредиту производятся ФГКУ <данные изъяты> согласно графику.

        Таким образом, оплата за приобретенную административным ответчиком квартиру произведена за счет средств федерального бюджета РФ, то есть уменьшен расчет по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ. – <данные изъяты> (<данные изъяты> руб. собственные средства), за <данные изъяты> руб..

        Административному ответчику были направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, однако в установленный в требованиях срок для добровольной уплаты – ДД.ММ.ГГГГ налог им уплачен не был. В соответствии со ст. 75 п.1 НК РФ на сумму налога начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., рассчитанная из задолженности по налогу в размере <данные изъяты> рублей.

        Административный истец просит взыскать с административного ответчика налоговую задолженность в сумме <данные изъяты> руб.

В судебное заседание представитель административного истца не явился.

Административный ответчик в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен по месту регистрации.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

По пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

На основании пункта 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов: в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов: на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

Согласно подпункту 3 пункта 1, подпункту 1 пункта 3, пункту 5 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей: имущественный налоговый вычет в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.

Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей: имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, не превышающем 2 000 000 рублей.

Имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса.

По статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих (далее - накопительно-ипотечная система) - совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение; 2) участники накопительно-ипотечной системы (далее также - участники) - военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников; 4) накопительный взнос - денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника; 7) именной накопительный счет участника - форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.

В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа.

На основании пункта 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников: учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета; доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения; иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы оснований, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, а также в случаях, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона.

При досрочном увольнении участника накопительно-ипотечной системы с военной службы, если у него не возникли основания, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, начиная со дня увольнения по целевому жилищному займу начисляются проценты по ставке, установленной договором о предоставлении целевого жилищного займа. При этом уволившийся участник накопительно-ипотечной системы обязан возвратить выплаченные уполномоченным федеральным органом суммы в погашение целевого жилищного займа, а также уплатить проценты по этому займу ежемесячными платежами в срок, не превышающий десяти лет. Процентный доход по целевому жилищному займу является доходом от инвестирования. Проценты начисляются на сумму остатка задолженности по целевому жилищному займу.

          Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Сергеев С.В. (покупатель) и ФИО1 (продавец) заключен договор купли-продажи квартиры стоимостью <данные изъяты> руб., расположенной по адресу: <адрес>.

По положению пункта 1 подпункта 1.1 указанного договора указанная квартира приобретается за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемых Федеральным государственным казенным учреждением <данные изъяты> (далее Учреждение), собственных средств покупателя и кредитных средств, предоставляемых <данные изъяты> <данные изъяты>далее кредитор) согласно кредитному договору за от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному в <адрес>, сторонами которого является кредитор и ФИО6

         В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 пункта 2 договора от ДД.ММ.ГГГГ квартира приобретается за счет собственных средств в размере <данные изъяты>., средств целевого жилищного займа Учреждения в размере <данные изъяты> рублей и кредитных средств <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей.

Денежные средства по договору целевого жилищного займа и кредитному договору предоставляются для приобретения в собственность покупателя квартиры, указанной в п.1.1 настоящего договора.

Целевой жилищный заем, согласно договору целевого жилищного займа предоставляется покупателю в размере <данные изъяты> руб. в счет уплаты за приобретаемую квартиру покупателем.

ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и Сергеев С.В. был заключен кредитный договор , в соответствии с пунктами 1.1, 2.1, 7.1.1, 7.1.2 которого <данные изъяты> предоставляет Сергеев С.В. кредит в размере <данные изъяты> руб. сроком на <данные изъяты> месяцев, считая от даты фактического предоставления кредита, на условиях, установленных настоящим договором. Погашение обязательств (части обязательств) заемщика перед кредитором по кредитному договору осуществляется за счет целевого жилищного займа, предоставленного заемщику Учреждением в соответствии с договором целевого жилищного займа, при этом заемщик самостоятельно исполняет свои обязанности по кредитному договору в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе: утраты заемщиком права на получение средств от Учреждения по договору целевого жилищного займа, недостаточности суммы страхового возмещения при наступлении страхового случая по Договору страхования, досрочного возврата суммы задолженности по настоящему Договору по требованию Кредитора. Размер ежемесячного платежа по кредиту равен 1\12 накопительного взноса, утвержденного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Ежемесячные платежи включают в себя суммы в погашение основного долга и процентов за пользование кредитом.

Целевой жилищный заем предоставляется участнику НИС уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и Постановлением Правительства РФ «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».

Кредит предоставлен для целевого использования, а именно: для приобретения жилого помещения – квартиры, находящейся по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Сергеев С.В. зарегистрировано право собственности на вышеуказанную квартиру, о чем ему выдано свидетельство о государственной регистрации права серии .

Межрайонной ИФНС России по РТ по результатам камеральной проверки налоговой декларации по форме З-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годы, представленной Сергеев С.В., вынесены решения за от ДД.ММ.ГГГГ и за от ДД.ММ.ГГГГ о возврате Сергеев С.В. налога на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. соответственно.

Решением заместителя руководителя УФНС России по РТ от ДД.ММ.ГГГГ решение межрайонной ИФНС России по РТ от ДД.ММ.ГГГГ в части возврата Сергеев С.В. налога на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> рублей отменено.

Решением заместителя руководителя УФНС России по РТ от ДД.ММ.ГГГГ решение межрайонной ИФНС России по РТ от ДД.ММ.ГГГГ о возврате Сергеев С.В. налога на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> руб. отменено.

В данных решениях отражено, что Сергеев С.В. в Инспекцию были предоставлены декларации по форме 3-НДФЛ по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год, в которой заявлен имущественный налоговый вычет в сумме <данные изъяты> руб. и за ДД.ММ.ГГГГ год, в которой заявлен имущественный налоговый вычет в сумме <данные изъяты> руб..

УФНС России по РТ при проверке законности вынесения инспекцией решения о возврате НДФЛ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , а также документов, подтверждающих право на имущественный налоговый вычет, установлено, что оплата за приобретенную Сергеев С.В. квартиру, расположенную по адресу: <адрес> произведена за счет собственных средств, средств целевого жилищного займа, предоставляемых Федеральным государственным казенным учреждением <данные изъяты> по договору за от ДД.ММ.ГГГГ кредитных средств, предоставляемых <данные изъяты> покупателю на основании кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ за : в размере <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб. за счет собственных средств, в размере <данные изъяты> руб. за счет средств целевого жилищного займа, предоставленных ФГКУ «<данные изъяты>» по договору от ДД.ММ.ГГГГ за на погашение первоначального взноса и на погашение обязательств по кредитному договору.

Межрайонной ИФНС России по РТ было выставлено требование Сергеев С.В. за об уплате налога, сборов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в которых указано о необходимости уплаты в срок ДД.ММ.ГГГГ пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является агент, за исключением доходов, прочих начислений в сумме <данные изъяты> руб.. Также в данных требованиях отражено и то, что за Сергеев С.В. числится общая задолженность в размере 151 <данные изъяты> руб., в том числе по налогам (сборам) <данные изъяты> руб., которая подлежит уплате.

Судом установлено, что до настоящего времени требование об уплате пени по налогу в общей сумме <данные изъяты> руб. ответчиком не исполнено.

Разрешая заявленный административный иск, суд приходит к выводу о его обоснованности.

При этом суд исходит из того, что действующим законодательством предусмотрены случаи, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не предоставляется. К их числу отнесены случаи, когда улучшение жилищных условий налогоплательщика произведено, в частности, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 5 ст. 220 НК РФ).

Заключенный Сергеев С.В. договор купли-продажи <адрес> устанавливает, что денежные средства в счет оплаты стоимости жилого помещения выплачиваются покупателем за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемого Сергеев С.В., как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих по договору целевого жилищного займа.

Кредитным договором, заключенным между Сергеев С.В.. и <данные изъяты>», предусмотрен возврат суммы кредита и уплаты процентов за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемого заемщику как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих по договору целевого жилищного займа.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 370 "О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", целевой жилищный заем предоставляется участнику НИС уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы военнослужащих. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 800 таким органом является Федеральное государственное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".

Таким образом, денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, потраченные Сергеев С.В. на приобретение квартиры, являются средствами федерального бюджета, а потому налогом, как на доход физического лица, не облагаются.

В данном случае средства федерального бюджета были предоставлены Сергеев С.В. на безвозмездной основе и возврат данных средств административным ответчиком не осуществлялся.

Доказательства исполнения Сергеев С.В. обязательств, связанных с приобретением <адрес> <адрес> только за счет личных средств, то есть фактического несения им при этом расходов, отсутствуют.

Следовательно, имущественный налоговый вычет получен им неправомерно. В связи с чем, Управлением Федеральной налоговой службы России по РТ обоснованно вынесены решения и от ДД.ММ.ГГГГ об отмене соответственно решения Межрайонной ИФНС России по РТ от ДД.ММ.ГГГГ о возврате Сергеев С.В. налога на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> руб. и решения Межрайонной ИФНС России по РТ от ДД.ММ.ГГГГ о возврате Сергеев С.В. налога на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> руб..

Поскольку решения МРИ ФНС по РТ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ отменены, однако уплата полученного административным ответчиком налогового вычета в общем размере <данные изъяты> руб. им не произведена, суд полагает требования административного иска о взыскании с Сергеев С.В. налоговой задолженности по пени в размере <данные изъяты> руб. обоснованными.

Таким образом, административный иск МРИ ФНС по РТ подлежит удовлетворению.

В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Также в силу положений статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

        Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к Сергеев С.В. о взыскании задолженности по налогам удовлетворить.

      Взыскать с Сергеев С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> доход бюджета налоговую задолженность в размере <данные изъяты> рублей, из которой пени по налогу на доходы физических лиц с доходов источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, прочих начислений - <данные изъяты> руб..

Взыскать с Сергеев С.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ в течение 1 месяца через данный суд.

Судья:                             Рупова Г.В.

2а-3719/2016 ~ М-3296/2016

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МРИ ФНС РОссии № 4 по РТ
Ответчики
Сергеев С.В.
Суд
Приволжский районный суд г. Казани
Судья
Рупова Г. В.
28.03.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.03.2016[Адм.] Передача материалов судье
29.03.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2016[Адм.] Судебное заседание
15.04.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее