Дело № 2-693/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2018 года г. Алексеевка
Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Григоренко Ю.И.,
при секретаре Ковалевой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального образования – Хрещатовского сельского поселения муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» о признании бесхозяйным имуществом газопроводов высокого и низкого давления и права муниципальной собственности на них,
У С Т А Н О В И Л:
На территории муниципального образования - Хрещатовского сельского поселения муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» находятся газопроводы высокого и низкого давления протяженностью, соответственно, <данные изъяты> м и <данные изъяты> м.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области указанные газопроводы были приняты на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, так как их собственник отсутствовал.
Впоследствии в течение года с момента постановки объектов на учет как бесхозяйного имущества никто своих прав на них не заявил.
Дело инициировано заявлением муниципального образования - Хрещатовского сельского поселения муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка», которое просило признать указанные газопроводы бесхозяйным имуществом и право муниципальной собственности на них.
Заявитель, заинтересованные лица: Администрация муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области, ОАО «Газпром газораспределение Белгород», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях (далее – МТУ Росимущества по Курской и Белгородской областям), Мезенцева А.Н., Подгорная Ю.А., Подгорный А.А., Коваленко А.А. и Коваленко В.Ф. были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, представитель заявителя просил рассмотреть заявление в его отсутствие, ОАО «Газпром газораспределение Белгород» в отзыве считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, представитель просил провести судебное заседание в его отсутствие, от других лиц ходатайств не поступало, что, в соответствии со ст. 167 ч. 3 ГПК РФ, не препятствовало рассмотрению дела без участия представителей указанных лиц.
Заявителем представлены суду убедительные и достаточные доказательства тому, что газопровод высокого давления и ШРП, а также газопровод низкого давления протяженностью <данные изъяты> м и <данные изъяты> м, расположенные на <...> и в <...>, 30.03.2017 года были поставлены на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, так как правообладатели на них отсутствовали, регистрации произведены под № ....
Данные факты подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее – Единый государственный реестр) от 30.03.2017 года и 01.10.2018 года, газопроводы имеют кадастровые номера: протяженностью <данные изъяты> м - № ..., протяженностью <данные изъяты> м – № ..., расположены на земельных участках с кадастровыми номерами, соответственно, № ... и № ....
Указанные объекты не являются муниципальной собственностью муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области, а также Хрещатовского сельского поселения, в реестрах муниципальной собственности, что подтверждено отношениями данных органов местного самоуправления.
Согласно сведениям Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области, газопровод высокого давления и ШРП, а также газопровод низкого давления не числятся в реестре государственной собственности Белгородской области, также не внесены в реестр федерального имущества, что следует из отношения ТУ Росимущества в Белгородской области.
Собственниками земельных участков, по которым проходит газопровод высокого давления и ШРП, являются:
- с кадастровым № ... - Коваленко А.А. и Коваленко В.Ф. (по 1/2 доли в праве);
- с кадастровым № ... - Подгорная Ю.А. и Подгорный А.А. (по 1/2 доли в праве каждый);
- с кадастровым № ... - Мезенцева А.Н., что следует из выписок из Единого государственного реестра от 15.10.2018 года.
По сведениям технических паспортов видно, что газопроводы имеют инвентарные номера:
- протяженностью <данные изъяты> м - № ...;
- протяженностью <данные изъяты> м - № ....
Сведения технического паспорта в отношении газопровода низкого давления свидетельствуют о том, что его протяженность составляет <данные изъяты> м, при этом какие – либо другие данные о протяженности данного газопровода, полученные путем проведения измерений, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем суд считает указанную в паспорте протяженность соответствующей действительности.
Таким образом, со дня постановки на учёт газопроводов как бесхозяйного недвижимого имущества и до обращения заявителя в суд прошло более одного года.
Какие - либо данные о наличии на газопроводы права собственности у иных лиц отсутствуют и суду представлены не были, заинтересованные физические лица возражений на удовлетворение заявленного требования не выразили.
На основании представленных заявителем доказательств суд приходит к выводу о доказанности принадлежности газопроводов высокого и низкого давления к бесхозяйным объектам недвижимости.
Суду не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы он пришел к иному выводу по данному делу.
Спора о праве не имеется, принадлежность заявителя к органу местного самоуправления сомнений не вызывает.
Организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по охране жизни и здоровья людей, а также и организация газоснабжения населения в числе других относятся к вопросам местного значения в соответствии со ст. 14 п. 23 Федерального закона от 06.10.2003 года (в ред. от 30.10.2018 года) № 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Отнесение газовых сетей к объектам повышенной опасности, требующим во избежание чрезвычайных ситуаций систематического технического обслуживания, сомнений не вызывает.
Очевидно, что граждане имеют право на охрану и защиту их жизни и здоровья, что фактически следует из положений ст. 41 Конституции Российской Федерации и ст. 18 ч. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года (в ред. от 23.06.2016 года) № 68 - ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68 - ФЗ, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Применительно к указанным заявителем обстоятельствам осуществление им мероприятий по постановке рассматриваемых газовых сетей на учет, как бесхозяйных недвижимых вещей (что в свою очередь влечет за собой принятие мер и по их обслуживанию) является его обязанностью, а не правом.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. (ч. 1)
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. (ч. 3)
Орган местного самоуправления такие документы представил.
Так как газопроводы относятся к объектам повышенной опасности, поскольку в силу определённых обстоятельств могут нарушать условия жизнедеятельности как жителей поселения, так и неограниченного круга лиц, орган местного самоуправления обязан участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения, что соответствует положениям ст. 15 ч. 1 Федерального закона № 131 - ФЗ от 06.10.2003 года.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 3 ст. 225 ГК РФ), при этом установлено, что требование данной статьи заявителем выполнено, так как годичный срок истёк, собственники земельных участков с находящимся на нём газопроводом высокого давления возражений не представили, до момента рассмотрения дела в суде кто - либо своих прав на указанные объекты недвижимости, кроме заявителя, не зарегистрировал и не заявил, их собственник неизвестен.
Следовательно, у суда имеются основания считать заявление о признании газопроводов высокого и низкого давления бесхозяйными и права муниципальной собственности на них за заявителем подлежащим удовлетворению частично, поскольку материалами дела подтверждено, что протяженность газопровода низкого давления составляет не <данные изъяты> м, а <данные изъяты> м.
Ст. 262 ч. 1 п. 6 ГПК РФ устанавливает, что в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В соответствии со ст. 333.19 ч. 1 п. 8 НК РФ, государственная пошлина по делам особого производства уплачивается в размере 300 руб., а по двум заявленным требованиям - 600 руб.
Положения п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ определяют, что от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, что является основанием освобождения заявителя от уплаты государственной пошлины и отнесения её за счет средств бюджета муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка» Белгородской области.
Руководствуясь ст.ст. 103 ч. 4, 194-199, 262 ч. 1 п. 6, 293 ч. 2 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Муниципального образования - Хрещатовского сельского поселения муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области о признании бесхозяйным имуществом газопроводов высокого и низкого давления и права муниципальной собственности на них удовлетворить частично.
Признать бесхозяйным имуществом:
- подземный газопровод высокого давления и ШРП протяженностью <данные изъяты> м с кадастровым № ... и инвентарным № ... (технический паспорт от 20.03.2015 года), расположенный по адресу: <...>;
- подземный газопровод низкого давления протяженностью <данные изъяты> м с кадастровым № ... и инвентарным № ... (технический паспорт от 20.03.2015 года), расположенный по адресу: <...>.
Признать за Муниципальным образованием - Хрещатовским сельским поселением муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области право муниципальной собственности на следующее бесхозяйное имущество:
- подземный газопровод высокого давления и ШРП протяженностью <данные изъяты> м с кадастровым <данные изъяты> и инвентарным <данные изъяты> (технический паспорт от 20.03.2015 года), расположенный по адресу: <...>;
- подземный газопровод низкого давления протяженностью <данные изъяты> м с кадастровым <данные изъяты> и инвентарным <данные изъяты> (технический паспорт от 20.03.2015 года), расположенный по адресу: <...>.
Освободить Муниципальное образование - Хрещатовское сельское поселение муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области от уплаты государственной пошлины в бюджет муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» в размере 600 руб., которую отнести за счет средств бюджета указанного муниципального района.
В удовлетворении остальной части заявления Муниципальному образованию - Хрещатовскому сельскому поселению муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Алексеевский районный суд.
Судья Ю.И. Григоренко