Дело № 2-31/17
№ 2-736/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2016 года г. Малмыж
Малмыжский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Камашева В.А. при секретаре Костюниной Н.А. с участием помощника прокурора Малмыжского района Якупов Р.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Малмыжского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Савальское сельское поселение» о возложении обязанности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет объекта в качестве бесхозяйного недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Малмыжского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Савальское сельское поселение» о возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – водопровода сети протяжностью <данные изъяты> с адресным ориентиром: <адрес>
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой Малмыжского района проверки по исполнению законодательства о водоснабжении было выявлено наличие на территории с.Гоньба Малмыжского района Кировской области водопроводной сети протяженностью <данные изъяты> м., не имеющей собственника.
В соответствии с постановлением администрации Савальского сельского поселения «О присвоении адресного ориентира» № ДД.ММ.ГГГГ данной водопроводной сети присвоен адресный ориентир: <адрес>
Вышеназванная водопроводная сеть является объектом недвижимости, поскольку прочно связана с землей, ее перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с подпунктами 4 и 8 п.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозный водопровод, уклонение ответчика от учета бесхозяйного имущества может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное водоотведение, что может привести к неблагоприятным последствиям, как для окружающей среды, так и для потребителей.
Прокурор просит суд возложить обязанность на администрацию МО «Савальское сельское поселение Малмыжского района Кировской области» обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – водопровода сети протяжностью <данные изъяты> с адресным ориентиром: <адрес>
Помощник прокурора Малмыжского района Якупов Р.М. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал по основаниям указанным в заявлении.
Представитель ответчика администрации МО «Савальское сельское поселение» в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Исковые требования признает полностью, положения ст. 173 ГПК РФ и последствия признания иска разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии Кировской области в судебное заседание не явился. Представил письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Росреестра. В своем представленном отзыве указал, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления на территории которого они находятся. Для цели постановки на учет в регистрирующем органе как бесхозяйных недвижимых вещей необходимо поставить данные объекты на государственный учет, который может быть осуществлен одновременно с подачей заявления и иных документов, необходимых для принятия на учет объекта недвижимого имущества.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. Учтено наличие их заявлений.
Суд, заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 130 Гражданского кодекса РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
В силу п.1 ч.1 ст.6, ч.1.1 ст.6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из содержания п.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ следует, что обязанность выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет возложена на муниципальное образование, правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества, обнаруженного на территории муниципального образования на учет в качестве бесхозяйного обладает также только орган местного самоуправления.
Согласно ч.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Поскольку в соответствии с подпунктами 4 и 8 п.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относятся организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
В п. 5 разд. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580, в качестве основания постановки на учет указано заявление органа местного самоуправления.
Судом, из письменных материалов по делу установлено, что постановлением администрации Савальского сельского поселения «О присвоении адресного ориентира» № от ДД.ММ.ГГГГ данной водопроводной сети присвоен адресный ориентир: <адрес>
Из представленных справок МУП «Топливо», администрации Савальского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ., ООО Агрофирмы «Савали», ООО «ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ., ТУ Росимущества в Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ., выписки из реестра администрации Малмыжского района от 02.11.2016г., выписки из реестра государственного имущества Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что водопроводная сеть, являющаяся социально значимым объектом, в состав муниципального имущества муниципального образования Савальского сельского поселения не включена. Соответствующие меры по включению водопроводной сети в состав муниципальной собственности администрацией не приняты.
Допустимых доказательств того, что спорная водопроводная сеть принадлежит на каком-либо вещном праве или ином законном основании физическим или юридическим лицам, ответчиком не представлено
Из анализа приведенных положений права следует, что действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет спорного имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей в собственность муниципального образования поселения или городского округа, на территории которых они находятся.
Поскольку сведений о правах на водопроводную сеть суду не представлено, а указанный объект недвижимого имущества расположен на территории МО Савальского сельского поселения, суд считает необходимым возложить обязанность на администрацию МО «Савальское сельское поселение Малмыжского района Кировской области» обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – водопровода сети протяжностью <данные изъяты> с адресным ориентиром: <адрес>
Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозный водопровод, уклонение ответчика от учета бесхозяйного имущества может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное водоотведение, что может привести к неблагоприятным последствиям, как для окружающей среды, так и для потребителей.
В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ответчика администрацию Савальского сельского поселения следует освободить от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Савальское сельское поселение Малмыжского района Кировской области» обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества – водопровода сети протяжностью <данные изъяты> с адресным ориентиром: <адрес>
Ответчика - администрацию МО «Савальское сельское поселение Малмыжского района Кировской области» от уплаты государственной пошлины – освободить.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение одного месяца с момента принятия его в окончательной форме.
Судья В.А. Камашев