Судья Швецова Н.В. Дело 7/2-719/15
РЕШЕНИЕ
г. Якутск 22 июля 2015 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
Судьи Дмитриевой Л.А., единолично
рассмотрев в открытом судебном заседании
жалобу законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, Онипер С.В. на решение Алданского районного суда РС (Я) от 28 мая 2015 года, которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «ЖилКомСервис»,
п о с т а н о в л е н о:
Постановление заместителя главного государственного инспектора Алданского района по пожарному надзору № ... от 02 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственности «ЖилКомСервис», оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд
у с т а н о в и л:
27 февраля 2015 года заместителем главного государственного инспектора Алданского района по пожарному надзору ОНД Алданского района УНД ГУ МЧС России по РС (Я) Каблаш В.А. в отношении ООО «ЖилКомСервис» составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Алданского района по пожарному надзору отдела ОНД Алданского района УНД ГУ МЧС России по РС (Я) Каблаш В.А. № ... от 02 марта 2015 года ООО «ЖилКомСервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу – директор Общества Онипер С.В. обратился в Алданский районный суд с жалобой об отмене постановления и прекращении производства по делу в виду отсутствия события административного правонарушения, указывая на то, что административным органом не были в полной мере исследованы обстоятельства дела.
Решением Алданского районного суда РС (Я) от 28 мая 2015 года постановление административного органа от 06 апреля 2015 года оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу – .......... Общества Онипер С.В. обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой об отмене постановления и прекращении производства по делу в виду отсутствия события административного правонарушения, указывая на то, что судом не были в полной мере исследованы обстоятельства дела.
В судебное заседание законный представитель либо защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился. По правилам, изложенным в п.4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ суд рассматривает жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие лиц, участвующих в деле, поскольку имеются данные о надлежащем извещении названных лиц месте и времени рассмотрения дела, при этом от этого лица не поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к выводу об оставлении постановления суда без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимают состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № ... утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Из материалов дела установлено, что на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Алданского района по пожарному надзору ОНД по Алданскому району УНД и ПР РС (Я) ГУ МЧС России по РС (Я) Каблаш В.А., в целях проверки исполнения противопожарных мероприятий, предписаний ОНД №№ ... от 03.02.2014, 164/1/1 от 13.08.2014, срок исполнения по которым истек 01.11.2014, с 29 января по 20 февраля 2015 года была проведена внеплановая выездная проверка за предупреждением, выявлением нарушений требований пожарной безопасности.
По результатам данной проверки установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не проводится своевременная очистка дымоходов от сажи (в жилы домах с печным отоплением) и вентиляционных каналов от горючих отложений; жилые дома не обеспечены исправным наружным противопожарным водоснабжением; в противопожарных разрывах домов допущено размещение временных сгораемых построек (сараи, теплицы и т.п.) и хранение автотранспорта; допущено нарушение огнезащитного покрытия стен (наружное и внутреннее на лестничных клетках); не производится испытание наружных пожарных лестниц зданий (находятся в ветхом состоянии), вход в подвальное помещение не изолирован от общей лестничной клетки, а дверь в подвал демонтирована; допускается эксплуатация: электропроводов с нарушенной изоляцией (в том числе в местах соединений), светильников без защитных колпаков, электрооборудования со снятыми защитными корпусами и крышками (электрощиты, соединительные коробки и т.п.) открыто проложенных электрических проводов и кабелей; на лестничных клетках и под лестничными маршами допускается складирование горючих материалов, мебели и хозяйственных ящиков; на пути эвакуации допущена установка хозяйственных ящиков и хранение
материалов, препятствующих свободной эвакуации людей, на пути
эвакуации (лестничная клетка и тамбур подъезда) допущено хранение
баллонов из-под горючих газов; полы на путях эвакуации покрыты сгораемыми отделочными материалами (линолеум) с неизвестными характеристиками пожарной опасности.
По результатам проверки, 20 февраля 2015 года должностным лицом административного органа составлен акт проверки № ..., с актом проверки ознакомлен и его копию получил .......... Общества Онипер С.В., о чем имеется его личная подпись.
27 февраля 2015 года заместителем начальника ОНД по Алданскому району УНДиПР ГУ МЧС России по РС (Я) Каблаш В.А. в отношении ООО «ЖилКомСервис» составлены административные протоколы № ... в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ; № ... в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ; № ... в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что протоколы об административных правонарушениях составлены уполномоченным должностным лицом, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколах отражены. Протоколы составлены в отсутствие законного представителя Общества и его защитника. Кроме того, из материалов усматривается, что извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, было направлено в адрес Общества 26 февраля 2015 года, получено Обществом 26 февраля 2015 года, о чем имеется штамп входящей корреспонденции – вх. № .... При этом в данных извещениях Обществу были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.4 КоАП РФ.
02 марта 2015 заместителем главного государственного инспектора Алданского района по пожарному надзору отдела ОНД Алданского района УНД ГУ МЧС России по РС (Я) Каблаш В.А. вынесено постановление № ... о признании ООО «ЖилКомСервис» виновным в совершении административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
При рассмотрении дела фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, они подтверждаются представленными доказательствами, которые были оценены должностным лицом и судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся решений, при производстве по делу не допущено.
Доводы жалобы о том, что проверка была проведена с нарушением закона являются несостоятельными, так как основаны на неверном толковании действующего законодательства.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального Закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Частью 1 статьи 14 указанного закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно пп. 1 п. 47 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 375, основанием для начала проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения органом власти, организацией, гражданином ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения и (или) по устранению несоответствия.
В ходе проверки должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые зафиксированы в акте проверки и по существу жалобы не оспорены.
На основании непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, 20 февраля 2015 года было возбуждено дело об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Общества.
При этом привлечение лица, в отношении которого ведется производство по делу, к ответственности за неисполнение требований предписания не исключает возможность привлечения виновного лица за допущенные нарушения требований пожарной безопасности.
В связи с тем, что ООО «ЖилКомСервис» является управляющей компанией, деятельность которой направлена на управление многоквартирными домами, на которую возложена обязанность по обеспечению соблюдений правил пожарной безопасности, должностное лицо административного органа и суд пришли к правильному выводу, что Общество является субъектом рассматриваемого правонарушения.
Таким образом, вывод о наличии в действиях Общества составов административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
Рассматривая жалобу на постановление, судья Алданского районного суда в решении дал надлежащую оценку всем доводам. Материалы дела были проверены судьей в полном объеме. Следовательно, оценив все обстоятельства по делу и доводы жалобы в совокупности, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что постановление административного органа является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Поскольку при производстве по делу нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи 20.4 КоАП РФ, законных оснований для отмены постановления административного органа и решения Алданского районного суда не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Решение Алданского районного суда РС (Я) от 28 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЖилКомСервис», оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда РС (Я): Л.А. Дмитриева