Решение по делу № 2-1573/2014 от 24.03.2014

№ 2-1537/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июня 2014 года гор. Ростова-на-Дону

Ворошиловский районный суд гор. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Акуз А.В.

при секретаре Храбровой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кияшов В.К. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области», Военному комиссариату Ставропольского края об обязании произвести расчет выслуги лет, назначении льготной пенсии за выслугу лет,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился с настоящим иском к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РО», Военному комиссариату Ставропольского края об обязании произвести расчет выслуги лет, назначении льготной пенсии за выслугу лет, указав на то, что он Кияшов В.К., ... года рождения, проходил службу в армии в следующие периоды – с ноября 1982 года по ноябрь 1885 года, с августа 1994 года по сентябрь 1998 года, с октября 2003 года по август 2009 года, после чего в августе 2009 года по достижении 45 лет он был уволен из армии. После окончания службы, истец обратился в ОМУ штаба ЮВО для расчета стажа для начисления пенсии. ... ему был выдан расчет стажа выслуги лет для начисления пенсии, в котором выслуга лет Кияшов В.К. с учетом льготных периодов службы в Чеченской Республике составила 15 лет 5 месяцев 3 дня, период службы в армии в календарном исчислении составляет 12 лет 11 месяцев 28 дней, трудовой стаж в качестве рабочего или служащего составил 10 лет 3 месяца 28 дней. С указанным расчетом истец согласен, однако полагает, что ему неверно указали стаж военной службы, поскольку он считает, что стаж военной службы также необходимо рассчитывать с учетом льготных периодов. В связи с указанным Кияшов В.К. считает, что и выслуга лет и период его службы в армии составляют 15 лет 5 месяцев 3 дня, следовательно имеющегося у него стажа достаточно для установления ему пенсии по выслуге лет. Вместе с тем, все его обращения в различные инстанции по вопросу назначения военной пенсии были безуспешны и до настоящего времени пенсия за выслугу лет ему не назначена. С учетом изложенного истец просит суд обязать ответчиков назначить Кияшов В.К. льготную пенсию по старости за выслугу лет.

В ходе рассмотрения настоящего дела истцовой стороной в порядке ст. 39 ГПК РФ были уточнены ранее заявленные исковые требования. С учетом заявленных уточнений истец просит суд обязать ФКУ «Управление финансового обеспечения Российской Федерации по Ростовской области» произвести расчет выслуги лет и направить документы Военному комиссариату Ставропольского края для назначении пенсии, а также обязать Военный комиссариат Ставропольского края назначить Кияшов В.К. льготную пенсию по старости за выслугу лет, начиная с даты его увольнения, а именно с ... года.

Истец Кияшов В.К. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В суд представлено ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. В отношении Кияшов В.К. дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца Семенов Ю.А., действующий на основании доверенности от ... (л.д.37) в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить.

Представитель ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Российской Федерации по Ростовской области» в судебное заседание не явился о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В отношении ответчика дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Военный Комиссариат Ставропольского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В суд представлено ходатайство о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие, ответчика дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с ст. 2 Федерального закона от ... № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца - его смерть; основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Согласно ст. 3 названного закона установлены трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж (статьи 89, 90, 91, 92 Закона), назначаются следующие пенсии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия (раздел VIII Закона). Такая пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу регулируется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно, ст. 2 указанного закона пенсии назначаются лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям на основаниях, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Статьей 5 названного закона предусмотрены виды пенсий, которые назначаются лицам, проходившим военную службу. Так, лица указанные в ст. 1 указанного Закона, приобретают право на пенсии: за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом.

В случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Семьи умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.

Из анализа указанных норм, следует, что заявленные Кияшов В.К. требования о назначении ему льготной пенсии по старости за выслугу лет, начиная с даты его увольнения, а именно с ... не подлежат удовлетворению, поскольку действующим законодательством в сфере пенсионного обеспечения такой вид пенсии не предусмотрен.

Истцом также к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» заявлены требования об обязании произвести расчет выслуги лет и направить документы Военному комиссариату Ставропольского края для назначении пенсии. Суд находит указанные исковые требования не подлежащими удовлетворению в виду следующего.

В соответствии со ст. ст. 36 и 50 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", порядок прохождения военной службы определяется этим Федеральным законом, другими федеральными законами и подзаконными актами Российской Федерации, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а увольнение военнослужащих с военной службы производится в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

Согласно п.14 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения.

При этом в п.13 ст.34 Положения указано, что порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Приказом МО РФ от 30.09.2002 N 350 "Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации" установлено, что перед увольнением военнослужащего с военной службы командир (начальник) воинской части обязан направить личное дело военнослужащего, подлежащего увольнению, в соответствующий финансово-экономический орган для подсчета выслуги лет на пенсию (пункт 22).

Приказом МО РФ от 28.03.2008 N 139 "О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации" утверждена и введена в действие специальная форма документа – «Расчет выслуги лет военнослужащего на пенсию» (форма N 78 по Общероссийскому классификатору управленческой документации). В пояснении к форме указано, что расчет составляется в двух экземплярах соответствующим финансовым органом, подписывается его начальником и заверяется гербовой мастичной печатью. Первый экземпляр расчета передается в соответствующее управление (отдел) кадров для приобщения к первому экземпляру личного дела, на основании которого составлен расчет, а второй - остается в делах финансового органа, составившего расчет.

Истцом в материалы дела представлен расчет выслуги лет военнослужащего на пенсию – сержанта Кияшов В.К., ... года рождения.

Согласно указанному расчету общая выслуга лет, с учетом льготных периодов службы составляет 15 лет 5 месяцев 3 дня (л.д. 5).

Кроме этого, истцом представлен расчет общего трудового стажа за выслугу лет с учетом трудового стажа, в соответствии с которым общий трудовой стаж Кияшов В.К. составляет в календарном исчислении 23 года 3 месяца 26 дней (л.д. 6).

Согласно ст. 89 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.Под выслугой лет в праве социального обеспечения понимается разновидность стажа трудового, который представляет собой длительный период выполнения определенной профессиональной деятельности, и по действующему законодательству дает основание назначить пенсию за выслугу лет, а также различные надбавки к заработной плате и иные льготы в трудовых отношениях.

Порядок подсчета выслуги для назначения военной пенсии установлен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Постановление № 941 содержит два приложения, в которых указаны конкретные местности и время службы, которое засчитывается в выслугу лет для назначения военных пенсий на льготных условиях - один месяц службы за два месяца, а так же один месяц службы за полтора месяца.

Как следует из текста искового заявления, а также подтверждается материалами дела, Кияшов В.К. в период прохождения военной службы неоднократно направлялся в зону боевых действий на территории Северного Кавказа для участия в контртеррористических операциях, в связи с чем выслуга лет должна быть рассчитана с учетом указанных периодов в льготном исчислении.

Из представленного расчета выслуги лет следует, что в календарном исчислении выслуга лет составляет 12 лет 11 месяцев 28 дней, а с учетом периодов службы на территории Северного Кавказа в льготном исчислении – 15 лет 5 месяцев 3 дня. Указанный расчет со стороны истца не оспаривается, истец находит его правильным и согласен с исчисленным периодом выслуги лет.

Согласно расчета общего трудового стажа за выслугу лет с учетом трудового стажа от ... года, общий трудовой стаж Кияшов В.К. составляет в календарном исчислении 23 года 3 месяца 26 дней из них 10 лет 3 месяца 28 дней это стаж в качестве рабочего и служащего, а стаж военной службы составляет 12 лет 11 месяцев 28 дней (л.д. 6).

Вместе с тем, истец полагает, что при расчете общего трудового стажа стаж воинской службы должен быть включен именно в льготном исчислении, т.е. 15 лет 5 месяцев 3 дня.

Статьей 13 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлены два основания назначения пенсии за выслугу лет.

В первом случае, согласно п. "а" ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» необходимо наличие одновременно двух условий для назначении пенсии - факт увольнения с военной или правоохранительной службы, а также наличие на день увольнения со службы выслуги лет (в льготном исчислении) 20 лет и более.

Во втором случае, с учетом требований п. "б" ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" законодатель установил более строгие условия назначения пенсии. Для приобретения права на пенсию за выслугу лет гражданин должен отвечать одновременно трем условиям - увольнение с военной или правоохранительной службы по одному из трех оснований: в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе; по болезни; в связи с организационно-штатными мероприятиями, достижение на день увольнения возраста 45 лет, а также наличие на день увольнения общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная и правоохранительная служба.

Из системного анализа указанных норм права, следует, что назначение пенсии за выслугу лет законодатель связывает с наличием ряда условий, таких как достижение определенного возраста, наличие специального стажа (выслуги лет) в льготном исчислении, а также наличие общего трудового стажа в установленном размере. Кроме этого, гражданин должен быть уволен с военной службы по определенным основаниям, не связанным с нарушением действующего законодательства. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий лишает лицо, уволенное с военной (правоохранительной) службы, права на пенсию.

Судом установлено, что Кияшов В.К. был уволен с военной службы в августе 2009 года по достижении возраста 45 лет, в связи с чем после окончания службы, истец обратился в ОМУ штаба ЮВО для расчета стажа для начисления пенсии. ... ему был выдан расчет выслуги лет для начисления пенсии, в котором выслуга лет Кияшов В.К. с учетом льготных периодов службы в Чеченской Республике составила 15 лет 5 месяцев 3 дня, период службы в армии в календарном исчислении составляет 12 лет 11 месяцев 28 дней, трудовой стаж в качестве рабочего или служащего составил 10 лет 3 месяца 28 дней.

Таким образом, поскольку истец был уволен из рядов армии в связи с достижением возраста 45 лет, для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" Кияшов В.К. необходимо наличие выслуги лет (в льготном исчислении) 20 лет и более, в то время как выслуга лет истца в льготном исчислении составляет 15 лет 5 месяцев 3 дня.

Для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с п. "б" ст. 13 указанного Закона, Кияшов В.К. необходимо наличие на день увольнения общего, в календарном исчислении, трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная и правоохранительная служба. Согласно же имеющемуся в материалах дела расчету трудового стажа от ... общий трудовой стаж Кияшов В.К. составляет 23 года 3 месяца 26 дней из них 10 лет 3 месяца 28 дней это стаж в качестве рабочего и служащего, а стаж военной службы составляет 12 лет 11 месяцев 28 дней.

С учетом изложенного, у истца отсутствуют, предусмотренные законом основания для назначения ему пенсии за выслугу лет, так как его выслуга лет в льготном исчислении меньше установленного законом предела 20 лет, а также общий трудовой стаж истца составляет 23 года 3 месяца 26 дней, в то время как для начисления пенсии по указанным основаниям необходимо наличие стажа не менее 25 календарных лет. При этом указано, что не менее 12,5 лет должна составлять военная и правоохранительная служба.

Доводы истца о том, что его стаж военной службы составляет 15 лет 5 месяцев 3 дня, т.е. кратен размеру выслуги лет не могут быть приняты судом, поскольку следуют из неверного толкования норм действующего закона.

Как указывалось выше, выслуга лет это специальный военный стаж, рассчитываемый определенным способом с учетом льготных периодов службы, в то время как стаж военной службы это общее календарное время нахождения на службе в Вооруженных Силах РФ. В данной ситуации указанные понятия не идентичны, поскольку рассчитываются разными способами, с учетом определенных оснований и не являются равнозначными понятиями.

Ссылки истца на различные нормы действующего закона, указанные в исковом заявлении, а также в дополнениях к нему, в качестве обоснования заявленных исковых требований, судом расценивается как неверное толкование норм действующего законодательства.

Так, ссылка на ч. 2 п. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которой время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации, не может быть применена в данном случае, поскольку речь идет о специальном стаже при назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, которая регулируется Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Относительно ссылки истца на п. 4 постановления Правительства РФ № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», согласно которому засчитывать указанным в пункте 1 настоящего постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии, то в данном случае истец считает что период службы в особых условиях в льготном исчислении должен быть зачислен как в выслугу лет, так и в трудовой стаж. Между тем, пенсия военнослужащим назначается не только по выслуге лет, но и по иным основаниям, предусмотренным законом, в том числе и по старости либо по достижении определенного возраста и наличии специального стажа, в связи с чем периоды указанной службы могут быть зачислены в том числе в общий трудовой стаж для назначения пенсии.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Принимая во внимание положения ст.56 ГПК РФ в их взаимосвязи с нормами, закрепленными в п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия, определяющий роль самих сторон в осуществлении доказательственной деятельности, в отстаивании и защите своих прав, суд разрешает настоящий иск на основе имеющихся в деле доказательств.

С учетом вышеизложенного, суд находит, что требования истца не основаны на действующем законе, являются не обоснованными, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кияшов В.К. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области», Военному комиссариату Ставропольского края об обязании произвести расчет выслуги лет, назначении льготной пенсии за выслугу лет – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд гор. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Полный текст решения суда изготовлен 27 июня 2014 года.

Судья

2-1573/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кияшов В.К.
Ответчики
ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области»
Военный комиссариат Ставропольского края
Другие
Лейко И.И.
Топчеев Ц.И.
Семенов Ю.А.
Суд
Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону
Дело на сайте суда
voroshilovsky.ros.sudrf.ru
24.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
24.03.2014Передача материалов судье
24.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2014Судебное заседание
17.04.2014Судебное заседание
05.05.2014Судебное заседание
03.06.2014Судебное заседание
23.06.2014Судебное заседание
27.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2014Дело оформлено
03.11.2014Дело передано в архив
23.06.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее