Решение по делу № 2а-8182/2019 ~ М-8006/2019 от 14.11.2019

Дело № 10RS0011-01-2019-010677-69 (2а-8182/2019)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

04 декабря 2019 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Картавых М.Н. при секретаре Журковой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова Евгения Витальевича, Лифшиц Юрия Евсеевича, Заруднего Олега Владимировича, Романькова Дмитрия Николаевича, Скворцова Сергея Николаевича, Ватанина Сергея Николаевича к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о признании решений незаконными, обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Административные истцы обратились в Петрозаводский городской суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее Министерство) об оспаривании решений комиссии Министерства по рассмотрению заявлений о включении граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, об отказе во включении в Реестр таких граждан. В обоснование заявленных требований административные истцы ссылаются на то, что между ними и товариществом -индивидуальных застройщиков «Каменный бор» (далее по тексту - ТИЗ «Каменный бор», Застройщик) заключены договоры об инвестировании в строительство квартир в 10-квартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Петрозаводск, ул. Сегежская, на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0170101:31, общей площадью 4560 кв.м., они своевременно и в полном объеме выполнили обязательства по внесению денежных средств в качестве оплаты по обозначенным договорам, однако застройщик не исполняет принятые на себя по договорам обязательства. Административные истцы считают, что относятся к категории граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Просят признать решения административного ответчика об отказе во включении их в реестр граждан, чьи денежные средства привлечения для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, незаконными, обязать административного ответчика включить их в этот реестр.

Определением суда от 15.11.2019 в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено ТИЗ «Каменный бор».

Административные истцы в судебном заседании не участвовали, о рассмотрении дела извещены, просили рассмотреть дело без своего участия, их представитель по доверенности Дегтерев А.Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Ткачук А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указала, что в настоящий момент установлен иной механизм регулирования, а именно: ч.4 ст.23 Федерального закона №214-ФЗ для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий.

Заинтересованное лицо своего представителя в суд не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено.

Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, материалы гражданских дел №№ 2-5600/2018, 2-7958/2018, 2-4105/2019, приходит к следующим выводам.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"(далее - Федеральный закон № 214-ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона № 214-ФЗ (в действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений редакции) установлено, что этот закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в 2013-2016 годах между административными истцами и ТИЗ «Каменный бор» заключены договоры об инвестировании в строительство квартир в 10-квартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Петрозаводск, ул. Сегежская, на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0170101:31, общей площадью 4560 кв.м., оплата по договорам произведена в полном объеме. Однако, застройщик ТИЗ «Каменный бор» обязательства по передаче истцам объектов строительства в установленный в договорах срок не исполнил и до настоящего времени не передал им в собственность, указанных в договорах квартир, предназначенных для постоянного проживания.

Согласно частям 1, 2, 4 и 7 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, устанавливающим критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (далее - уполномоченный орган).

Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство; данный орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Приказом Минстроя России № 560/пр (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правила ведения реестра пострадавших граждан.

Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:

1) неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ, в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:

а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов;

б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;

в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом № 214-ФЗ;

г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;

2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ;

3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;

4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину-участнику долевого строительства;

5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;

6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом № 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве и (или) ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;

7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта;

8) отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.

Согласно пункту 5, подпункту 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина. Заявитель не подлежит включению в реестр, в том числе, в случае несоответствия заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к приказу Минстроя России № 560/пр.

Частями 1, 9 статьи 4 Федерального закона № 214-ФЗ установлено, что по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

К отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином-участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Обзоре судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.07.2017, суду независимо от наименования договора следует установить его действительное содержание, исходя как из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений, так и из существа сделки с учетом действительной общей воли сторон, цели договора и фактически сложившихся отношений сторон.

Если установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей требованиям Федерального закона № 214-ФЗ, в действительности имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения этого закона, в том числе предусмотренные им меры ответственности.

Административными истцами при обращении в Министерство к заявлениям о включении их в реестр граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.были приложены: Ивановым Е.В. – копия договора об инвестировании в строительство квартиры от 05.05.2015; Лифшиц Ю.Е. - копия предварительного договора купли-продажи квартиры от 10.10.2013; Романьковым Д.Н. - копия договора об инвестировании в строительство квартиры от 02.04.2015; Ватаниным С.Н. и Скворцовым С.Н. - копия договора об инвестировании в строительство квартиры от 15.07.2014; Зарудним О.В. - копия договора об инвестировании в строительство квартиры от 18.09.2014.

По результатам рассмотрения обращений граждан на заседаниях Комиссии Министерства по рассмотрению заявлений о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены от 14.08.2019, 28.08.2019, 09.09.2019, оспариваемыми решениями административные истцы были признаны не соответствующими критериям отнесения граждан к числу пострадавших, утвержденных Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан" (далее Приказ №560/пр) и им было отказано во включении в реестр. Административные истцы обратились с настоящим административным иском в установленные законом сроки.

Оценив фактические обстоятельства заключения договоров и их содержание, суд считает, что оснований для отказа административным истцам во включении в Реестр граждан чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, не имелось в виду следующего.

Указанные соглашения, договоры об инвестировании в строительство квартиры, предварительные договоры купли-продажи квартиры вступившими в законную силу заочными решениями Петрозаводского городского суда от 28.08.2018 (в отношении: Лифшиц Ю.Е.), от 06.12.2018 (в отношении: Заруднего О.В.) и от 21.05.2019 (в отношении: Ватанина С.Н., Скворцова С.Н., Романькова Д.Н., Иванова Е.В.) были признаны договорами участия в долевом строительстве, а также признаны права административных истцов на доли в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства «Блокированный жилой дом по ул. Сегежской в г. Петрозаводске» в виде квартир с характеристиками, определенными в договорах, заключенных между ТИЗ «Каменный бор» и каждым административным истцом.

Постановлениями следователя по особо важным делам отдела по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики следственной части следственного управления МВД по Республике Карелия Суворовой Е.А. административные истцы признаны потерпевшими по уголовному делу № 11701860003000064, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с причинением им имущественного вреда.

Таким образом, на правоотношения сторон, вытекающие из исполнения вышеуказанных договоров распространяются положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В силу части 5 статьи 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ, вступившим в законную силу за исключением некоторых положений со 02.08.2019, были внесены изменения в Федеральный закон № 214-ФЗ.

Статья 23.1 Федерального закона о долевом строительстве «Единый реестр застройщиков» была переименована в «Единый реестр застройщиков, единый реестр проблемных объектов», а также дополнена частью 1.1, в соответствии с которой единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах.

В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 22.08.2019 № 483/пр признан утратившим силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".

27.09.2019 издан Приказ Министерства №320 «О признании утратившим силу приказа Министерства от 13.02.2018 №45 «О создании комиссии Министерства по рассмотрению заявлений о включении граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Республики Карелия и чьи права нарушены, в реестр пострадавших граждан и принятии решений о включении или о мотивированном отказе во включении в реестр пострадавших граждан», однако новый порядок о ведении «Единый реестр застройщиков, единый реестр проблемных объектов»

Федеральным законом № 214-ФЗ изменена лишь форма учета, вместо реестра пострадавших граждан будет вестись единый реестр проблемных объектов, который представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

При таких обстоятельствах способом восстановления нарушенных прав административных истцов будет понуждение административного ответчика, с учетом пояснений представителя административного ответчика о том, что иных оснований, помимо указанных, для отказа во включении в Реестр, установлено не было, является возложение на Министерство обязанности включить административного истца в реестр в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ).

Доводы административного ответчика о невозможности в последствии исполнения решения в части включения в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ (ред. от 27.06.2019 и в редакции от 01.08.2019 г.) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в частности исключением части 7 статьи 23 ФЗ N 214, изменениями в статью 23.1 ФЗ N 214, которыми изменен порядок учета интересов пострадавших граждан через ведение реестра проблемных объектов, а не реестра пострадавших граждан судом приняты быть не могут, поскольку до настоящего времени механизм передачи сведений из реестра пострадавших в какой-либо иной реестр законодателем не установлен.

При этом судом учитывается правовой подход, сформулированный в определениях Верховного Суда РФ от 20.07.2016 № 46-КГ16-5, от 15.06.2016 № 46-КГ16-4, от 08.06.2016 № 46-КГ16-3, от 25.05.2016 № 35-КГ16-2, от 06.04.2016 № 46-КГ15-36, от 24.02.2016 № 46-КГ15-35, от 23.12.2015 № 31-КГ15-9.

Расходы истца по оплате госпошлины в силу ст. 111 КАС РФ подлежат возмещению ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (письмо от 02 сентября 2019 года № 13163/14.1-17/МСЖКХИ) во включении Иванова Евгения Витальевича в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (письмо от 09 сентября 2019 года №13532/14.1-17/МСЖКХИ) во включении Заруднего Олега Владимировича в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (письмо от 15 августа 2019 года №12276/14.1-17/МСЖКХИ) во включении Лифшиц Юрия Евсеевича в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (письмо от 15 августа 2019 года №12273/14.1-17/МСЖКХИ) во включении Романькова Дмитрия Николаевича в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (письмо от 15 августа 2019 года №12278/14.1-17/МСЖКХИ) во включении Скворцова Сергея Николаевича в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (письмо от 15 августа 2019 года №12277/14.1-17/МСЖКХИ) во включении Ватанина Сергея Николаевича в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу включить Иванова Евгения Витальевича, Лифшиц Юрия Евсеевича, Заруднего Олега Владимировича, Романькова Дмитрия Николаевича, Скворцова Сергея Николаевича, Ватанина Сергея Николаевича в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Взыскать с Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в пользу Иванова Евгения Витальевича, Лифшиц Юрия Евсеевича, Заруднего Олега Владимировича, Романькова Дмитрия Николаевича, Скворцова Сергея Николаевича, Ватанина Сергея Николаевича расходы по оплате госпошлины по 300 рублей каждому.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить административным истцам и в суд о принятом решении.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 09.12.2019 года

2а-8182/2019 ~ М-8006/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лифшиц Юрий Евгеньевич
Романьков Дмитрий Николаевич
Скворцов Сергей Николаевич
Зарудний Олег Владимирович
Ватанин Сергей НИколаевич
Иванов Евгений Витальевич
Ответчики
Министерство строительства, жильщно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
Другие
ТИЗ «Каменный бор»
Суд
Петрозаводский городской суд
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
14.11.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.11.2019[Адм.] Передача материалов судье
15.11.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.11.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.12.2019[Адм.] Судебное заседание
09.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее