Дело №2а -425/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2019 г. г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Некрасова Р.Ю.,
при секретаре Завьяловой Е.Ю.,
с участием административного истца Большакова Е.В.,
представителей административного истца Архипова Д.А., Ухабова Б.С.,
административного ответчика Путятина В.И.,
представителя административного ответчика УМВД России по Тверской области Котовой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Большакова Евгения Владимировича к инспектору МРЭО ГИБДД №2 УМВД России по Тверской области Путятину Вадиму Игоревичу, МРЭО ГИБДД №2 УМВД России по Тверской области, ГИБДД УМВД России по Тверской области, УМВД России по Тверской области о признании незаконным решения государственного инспектора МРЭО ГИБДД №2 УМВД России по Тверской области старшего лейтенанта полиции Путятина Вадима Игоревича об отказе в проведении регистрационного действия, обязании провести регистрационные действия по внесению изменений в регистрационные данные в связи с изменением собственника (владельца), с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства, с внесением изменений в паспорт транспортного средства,
установил:
Большаков Евгений Владимирович обратился в суд с административным иском к инспектору МРЭО ГИБДД №2 УМВД России по Тверской области Путятину Вадиму Игоревичу, МРЭО ГИБДД №2 УМВД России по Тверской области, ГИБДД УМВД России по Тверской области, просил признать незаконным решение должностного лица – государственного инспектора МРЭО ГИБДД № 2 УМВД России по Тверской области Путятина Вадима Игоревича от 30 мая 2019 года об отказе в проведении регистрационного действия по заявлению № 41212938 от 30.05.2019 года и возложить обязанность на МРЭО ГИБДД № 2 УМВД России по Тверской области провести регистрационные действия по внесению изменений в регистрационные данные в связи с изменением собственника (владельца) с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства, с внесением изменений в паспорт транспортного средства, в отношении транспортного средства ЗИЛ 00131Н, 1983 года выпуска, регистрационный знак №.
В обоснование административного иска указано, что 25 июня 2017 года по договору купли продажи № он приобрел транспортное средство ЗИЛ 00131Н. 30 мая 2019 года он обратился в МРЭО ГИБДД № 2 УМВД России по Тверской области с заявлением № 41212938 от 30.05.2019 года о проведении регистрационных действий в отношении транспортного средства ЗИЛ 00131Н, 1983 г/в, регистрационный знак №. Госинспектор МРЭО ГИБДД № 2 УМВД России по Тверской области МРЭО старший лейтенант полиции Путятин Вадим Игоревич отказал в проведении регистрационного действия со ссылкой на пункт 3 Правил регистрации, утвержденных приказом МВД России от 26 июня 2018 года № 399 «О порядке регистрации транспортных средств».
Указанное решение является незаконным исходя из нижеследующего. В графе заявления № 41212938 от 30.05.2019 года «Результат осмотра» имеется надпись «НТ на саморезах, номер шасси нанесен не в соответствии с технологией является вторичным». Из справки об исследовании маркировочных обозначений транспортного средства № 218 от 07.07.2017 года автомобиля марки «ЗИЛ-131Н», гос. номер №, 1983 года выпуска, следует, что на кабине в проеме пассажирской двери имеется заводская металлическая табличка с маркировкой модели «ЗИЛ 0013Н», номера шасси «815286», номера двигателя «216035». Табличка закреплена в соответствии с технологией завода изготовителя. В строке заявления № 41212938 от 30.05.2019 года «Решение по заявлению» имеется надпись «отказать признаки подделки номера рамы».
Из писем завода изготовителя транспортного средства ЗИЛ 00131Н, 1983 г/в - АМО ЗИЛ (ИНН 7725043886) от 17.04.2018 года за исх. № 501-72/160, от 14.05.2018 года за исх. № 501-72/196, следует, что номерная табличка с идентификационными данными на автомобилях ЗИЛ до 1990 г. устанавливалась на подставе пассажирского сидения (правая сторона кабины) и крепилась резьбовыми соединениями винт М4-гайка. До 2 квартала 1992 года технологическая маркировка (порядковый производственный номер) шасси транспортных средств, выпускаемых АМО ЗИЛ, наносилась только краской белого цвета на вертикальной стенке правого лонжерона рамы и в связи с этим основанием для регистрации в органах ГИБДД не является.
Из ОСТа 37.001.269 и ОН 025281-66 следует, что рама транспортных средств не подлежала обязательной маркировке и в регистрационных документах номер рамы не отражался.
Номерами для идентификации, исходя из регистрационных документов, являлись номер шасси и номер двигателя. Шасси автомобиля - это система, состоящая из собранных воедино узлов ходовой части, трансмиссии и механизма управления. Номер шасси не может быть нанесен на какую-либо деталь, так как в этом случае данный номер будет являться номером детали. Номер шасси наносился на маркировочную табличку, содержание и местоположение которой выбиралось заводом изготовителем согласно ОСТа 37.001.269 и ОН 025281-66.
Таким образом, рама транспортного средства ЗИЛ 00131Н, 1983 г/в, регистрационный знак №, является не номерным агрегатом, в виду чего подделать номер рамы не представляется возможным.
Часть 1 статьи 326 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за подделку или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства, а равно сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя, либо сбыт кузова, шасси, двигателя с заведомо поддельным номером. В данном случае Постановлением от 14.08.2017 года отказано в возбуждении уголовного дела по факту сомнения в подлинности маркировочных обозначений транспортного средства ЗИЛ 00131Н по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 24 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, - в связи с отсутствием события преступления.
Пункт 3 Правил регистрации, утвержденных приказом МВД России от 26 июня 2018 года № 399 «О порядке регистрации транспортных средств», устанавливает, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) идентифицирующих транспортное средство, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), за исключением транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации.
При таких обстоятельствах, отсутствуют законные основания для отказа в приведении регистрационных действий по заявлению № 41212938 от 30.05.2019 года в отношении транспортного средства ЗИЛ 00131Н, 1983 г/в, регистрационный знак №.
Определением Вышневолоцкого межрайонного суда к участию в деле в качестве административного соответчика 09 декабря 2019 года привлечено Управление МВД РФ по Тверской области.
В судебном заседании административный истец Большаков Е.В. административный иск поддержал. Представитель административного истца Архипов Д.А. пояснил, что решение об отказе является незаконным, отсутствует мотивировка решения, отсутствуют документы, в которых указано, что рама номерной агрегат.
Представитель административного истца Ухабов Б.С. административный иск поддержал, пояснив, что рама не является номерным агрегатом, в регистрационных документах номера рамы нет. В месте нанесения номера рамы подделок не обнаружено. Уголовное дело по данному факту прекращено за отсутствием события преступления.
Административный ответчик инспектор МРЭО ГИБДД №2 УМВД России по Тверской области Путятин Вадим Игоревич в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснил, что в п.7 Паспорта транспортного средства указан номер шасси (рамы) №, шасси и рама это одно и то же. Номер рамы нанесен вторично, что привело к сомнению в подлинности, в справке об исследовании транспортного средства указано, что маркировка номера шасси является вторичной. Решение об отказе в регистрационных действиях принято не в связи с тем, что отсутствует номер в месте, указанном заводом-изготовителем, а в связи с тем, что на раме автомобиля есть номер изготовленный кустарным способом там, где его быть не должно.
Представитель УМВД России по Тверской области Котова К.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, пояснила, что процедура регистрации не нарушена, у должностного лица были законные основания для отказа в регистрационных действий, так как в справке об исследовании транспортного средства указано, что маркировка номера шасси является вторичной и нанесена кустарным способом.
Представитель административного ответчика МРЭО ГИБДД №2 УМВД России по Тверской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ГИБДД УМВД России по Тверской области в судебное заседание не явился, о дате и времени извещены своевременно и надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Стальнов С.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела, суд приходит к убеждению об отказе в административном иске по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Для признания судом незаконным решения органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела, по договору купли-продажи транспортного средства от 25.06.2017 Большаков Евгений Владимирович приобрел транспортное средство «ЗИЛ-00131Н», государственный регистрационный знак №, (тип специализированный), 1983 года выпуска, модель, номер двигателя №, номер шасси №, цвет зеленый.
В п.7 Паспорта транспортного средства указан номер шасси (рамы) №.
30 мая 2019 года административный истец Большаков Е.В. обратился в МРЭО ГИБДД № 2 УМВД России по Тверской области с заявлением №41212938 от 30.05.2019 года о проведении регистрационных действий в отношении данного транспортного средства.
Государственным инспектором МРЭО ГИБДД №2 УМВД России по Тверской области Путятиным В. И. произведен осмотр транспортного средства, по результатам которого указано, что номерная табличка на саморезах, номер шасси нанесен не в соответствии с технологией, является вторичным, в графе решение по заявлению указано - отказать, признаки подделки номера рамы.
30 мая 2019 года государственным инспектором МРЭО ГИБДД № 2 УМВД России по Тверской области Путятиныи Вадимом Игоревичем в проведении регистрационного действия по заявлению № 41212938 от 30.05.2019 года отказано на основании пункта 3 Правил регистрации, утвержденных приказом МВД России от 26 июня 2018 года № 399 «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России», который устанавливает, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя), идентифицирующих транспортное средство, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), за исключением транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации.
Из справки об исследовании маркировочных обозначений транспортного средства №218 от 07.07.2017 автомобиля марки «ЗИЛ-131Н», государственный регистрационный знак №, 1983 года выпуска, следует, что маркировочные обозначения: номера шасси «№» нанесены не в соответствии с технологией, используемой на предприятии-изготовителе при маркировании номеров шасси. Данная маркировка номера шасси является вторичной и нанесена кустарным способом с использованием маркираторов разных размеров. Признаков удаления первоначальной маркировки не выявлено. На кабине в проеме пассажирской двери имеется заводская металлическая табличка с маркировкой модели «ЗИЛ 001311», номера шасси «№», номера двигателя «№». Табличка закреплена в соответствии с технологией завода-производителя. На блоке цилиндров имеется маркировочное обозначение номера, выполненное ударным способом «№». Каких-либо признаков изменения маркировочных обозначений в пределах чувствительности используемых методов исследования не обнаружено. Постановлением ст. УУП МО МВД России «Вышневолоцкий» зам. начальника ОУУП и ПДН МО МВД России «Вышневолоцкий» от 13 июля 2017 г. отказано в возбуждении уголовного дела по факту сомнения в подлинности маркировочных обозначений автомобиля «ЗИЛ-00131Н на основании п.1 ч.1 ст.24 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, - в связи с отсутствием события преступления.
Из справки об исследовании маркировочных обозначений транспортного средства №250 от 09.08.2017 автомобиля марки «ЗИЛ-13111», государственный регистрационный знак №, 1983 года выпуска, следует, что маркировочные обозначения, расположенные на задней правой части рамы автомобиля «№», нанесены не в соответствии с технологией, используемой на предприятии-изготовителе при маркировании номеров шасси. Данная маркировка номера шасси является вторичной и нанесена кустарным способом, не в месте должного расположения обозначений. На раме автомобиля в месте должного расположения маркировочные обозначения номера шасси отсутствуют и удалены в процессе эксплуатации автомобиля, что не связанно с изменением маркировочных обозначений. В кабине в проеме пассажирской двери имеется заводская металлическая табличка с маркировкой модели «ЗИЛ 001311», номера шасси «№», номера двигателя «№». Табличка закреплена в соответствии с технологией завода-производителя. На блоке цилиндров двигателя имеется маркировочное обозначение номера шасси, выполненное ударным способом «№». Каких-либо признаков изменения маркировочных обозначений в пределах чувствительности используемых методов исследования не обнаружено. В месте крепления рамы к передней и задней подвеске, кабине и двигателя, имеются резьбовые соединения, поэтому ответить на вопрос производилась ли замена рамы (шасси) на данном автомобиле, экспертным путем не представляется возможным.
Постановлением зам. начальника ОУУП и ПДН МО МВД России «Вышневолоцкий» от 14.08.2017 отказано в возбуждении уголовного дела по факту сомнения в подлинности маркировочных обозначений автомобиля «ЗИЛ-00131Н на основании п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ.
Из справки об исследовании маркировочных обозначений транспортного средства №250 от 09.08.2017 автомобиля марки «ЗИЛ-131Н», государственный регистрационный знак №, 1983 года выпуска, следует, что маркировочные обозначения, расположенные на задней правой части рамы автомобиля «№», нанесены не в соответствии с технологией, используемой на предприятии-изготовителе при маркировании номеров шасси. Данная маркировка номера шасси является вторичной и нанесена кустарным способом, не в месте должного расположения обозначений. На раме автомобиля в месте должного расположения маркировочные обозначения номера шасси отсутствуют и удалены в процессе эксплуатации автомобиля, что не связано с изменением маркировочных обозначений. В кабине в проеме пассажирской двери имеется заводская металлическая табличка с маркировкой модели «ЗИЛ 00131Н», номера шасси «№», номера двигателя «№». Табличка закреплена в соответствии с технологией завода-производителя. На блоке цилиндров двигателя имеется маркировочное обозначение номера шасси, выполненное ударным способом «№». Каких-либо признаков изменения маркировочных обозначений в пределах чувствительности используемых методов исследования не обнаружено. В месте крепления рамы к передней и задней подвеске, кабине и двигателя, имеются резьбовые соединения, поэтому ответить на вопрос производилась ли замена рамы (шасси) на данном автомобиле, экспертным путем не представляется возможным.
Постановлением зам. начальника ОУУП и ПДН МО МВД России «Вышневолоцкий» от 14.08.2017 отказано в возбуждении уголовного дела по факту сомнения в подлинности маркировочных обозначений автомобиля «ЗИЛ-00131Н на основании п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ.
Из писем завода изготовителя транспортного средства ЗИЛ 00131Н, 1983 г/в - АМО ЗИЛ от 17.04.2018 года за исх. № 501-72/160, от 14.05.2018 года за исх. № 501-72/196, следует, что номерная табличка с идентификационными данными на автомобилях ЗИЛ до 1990 г. устанавливалась на подставе пассажирского сидения (правая сторона кабины) и крепилась резьбовыми соединениями винт М4-гайка. До 2 квартала 1992 года технологическая маркировка (порядковый производственный номер) шасси транспортных средств, выпускаемых АМО ЗИЛ, наносилась только краской белого цвета на вертикальной стенке правого лонжерона рамы и в связи с этим основанием для регистрации в органах ГИБДД не является.
Из письма завода изготовителя транспортного средства ЗИЛ 00131Н, 1983 г/в - АМО ЗИЛ от 23.01.2019 года за исх. № 501-72/27, следует, что повторно сообщают, что до второго квартала 1992 года маркировка (порядковый производственный номер) шасси транспортных средств, выпускаемых АМО ЗИЛ, в том числе и ЗИЛ-131Н 1983 года выпуска, была технологическая и наносилась краской белого цвета на вертикальной стенке правого лонжерона рамы. Согласно технологической карте, расположение порядкового номера по длине лонжерона и размер шрифта были произвольными и определялись технологом участка сборки автомобилей. В связи с чем номер, нанесенный краской на раме, основанием для регистрации в органах ГИБДД не являлся. Маркировка автомобилей и его составных частей, осуществлялась в России по ОСТ 37.001.269, ГОСТ Р 51980, ГОСТ 12971. Порядковый производственный номер шасси транспортных средств наносился только на номерной табличке. Номерная (информационная, металлическая) пластина (табличка) с идентификационными данными (модель автомобиля, порядковый производственный номер шасси, порядковый производственный номер двигателя) на автомобилях ЗИЛ до 1990 г. устанавливалась на подставе пассажирского сиденья (правая сторона кабины) и крепилась резьбовым соединением винт М4-гайка.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон №196-ФЗ), принятый во исполнение указанного Закона Приказ МВД России от 24 ноября 2008 года №1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (вместе с «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - Правила), Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный Приказом МВД России от 07 августа 2013 года №605 (далее - Регламент).
Возможность использования автомобиля по назначению и его участия в дорожном движении ограничена специальной регистрацией, предусмотренной п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в силу которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктом 2 Правил, регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.
Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15 июня 1998 года №711 утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу с пп. «з» п. 12 названного Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним: изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
В соответствии с пунктом 6 Регламента, государственная услуга по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним представляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление услуги осуществляют подразделения Госавтоинспекции.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Между тем, само по себе приобретение права собственности на транспортное средство не порождает безусловной обязанности органов ГИБДД допустить его к участию в дорожном движении без прохождения процедуры регистрации транспортного средства.
Регистрация транспортного средства является административным актом, с которым закон связывает возможность пользования приобретенным имуществом. При этом отказ в регистрации транспортного средства не влечет прекращение права собственности, а только ограничивает право пользования им.
Согласно абз. 5 п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
В силу абз. 2 п. 2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года №1001, регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 3 указанных Правил, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Согласно положениям пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года №605, государственная услуга не предоставляется, в том числе при обнаружении признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
В п.7 Паспорта транспортного средства указан номер шасси (рамы) 815286. Судом установлено, что маркировочные обозначения, расположенные на задней правой части рамы (шасси) автомобиля «815286», нанесены не в соответствии с технологией, используемой на предприятии-изготовителе при маркировании номеров шасси. Данная маркировка номера шасси является вторичной и нанесена кустарным способом, не в месте должного расположения обозначений. В месте крепления рамы к передней и задней подвеске, кабине и двигателя, имеются резьбовые соединения, поэтому ответить на вопрос производилась ли замена рамы (шасси) на данном автомобиле, экспертным путем не представляется возможным. Данные обстоятельства подтверждаются справкой об исследовании маркировочных обозначений транспортного средства №250 от 09.08.2017 автомобиля марки «ЗИЛ-131Н», государственный регистрационный знак №, 1983 года выпуска, а также неоднократными разъяснениями предприятия-изготовителя АМО ЗИЛ о том, что до второго квартала 1992 года маркировка (порядковый производственный номер) шасси транспортных средств, выпускаемых АМО ЗИЛ, в том числе и ЗИЛ-131Н 1983 года выпуска, была технологическая и наносилась краской белого цвета на вертикальной стенке правого лонжерона рамы. Технологическая маркировка краской белого цвета, в месте указанном заводом-изготовителем отсутствует.
Несмотря на то, что по факту сомнения в подлинности маркировочных обозначений автомобиля «ЗИЛ-00131Н» отказано в возбуждении уголовного дела на основании п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ, экспертным путем установить производилась ли замена рамы (шасси) на данном автомобиле не представляется возможным, суд приходит к выводу о законности решения должностного лица – государственного инспектора МРЭО ГИБДД №2 УМВД России по Тверской области Путятина В.И. об отказе в проведении регистрационного действия, поскольку им были выявлены признаки подделки номера рамы. Был выявлен номер шасси (рамы) №, указанный в п.7 Паспорта транспортного средства, в месте и способом, не указанным заводом-изготовителем для соответствующей маркировки. Транспортное средство в соответствии с п.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 ноября 2008 года №1001, не подлежит регистрации.
В связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления Большакова Евгения Владимировича к инспектору МРЭО ГИБДД №2 УМВД России по Тверской области Путятину Вадиму Игоревичу, МРЭО ГИБДД №2 УМВД России по Тверской области, ГИБДД УМВД России по Тверской области, УМВД России по Тверской области о признании незаконным решения должностного лица – государственного инспектора МРЭО ГИБДД № 2 УМВД России по Тверской области Путятина Вадима Игоревича от 30 мая 2019 года об отказе в проведении регистрационного действия по заявлению № 41212938 от 30.05.2019 года и возложении обязанности на МРЭО ГИБДД № 2 УМВД России по Тверской области провести регистрационные действия по внесению изменений в регистрационные данные в связи с изменением собственника (владельца) с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства, с внесением изменений в паспорт транспортного средства, в отношении транспортного средства ЗИЛ 00131Н, 1983 года выпуска, регистрационный знак №, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Большакова Евгения Владимировича к инспектору МРЭО ГИБДД №2 УМВД России по Тверской области Путятину Вадиму Игоревичу, МРЭО ГИБДД №2 УМВД России по Тверской области, ГИБДД УМВД России по Тверской области, УМВД России по Тверской области о признании незаконным решения должностного лица – государственного инспектора МРЭО ГИБДД № 2 УМВД России по Тверской области Путятина Вадима Игоревича от 30 мая 2019 года об отказе в проведении регистрационного действия по заявлению № 41212938 от 30.05.2019 года и возложении обязанности на МРЭО ГИБДД № 2 УМВД России по Тверской области провести регистрационные действия по внесению изменений в регистрационные данные в связи с изменением собственника (владельца) с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства, с внесением изменений в паспорт транспортного средства, в отношении транспортного средства ЗИЛ 00131Н, 1983 года выпуска, регистрационный знак №, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (31 декабря 2019 г.).
Председательствующий Р.Ю. Некрасов