Решение по делу № 2а-110/2019 ~ М-63/2019 от 04.03.2019

№ 2а-110/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Могоча                                                                               01 апреля 2019 г.

Могочинский районный суд в составе судьи Ивановой А.А., при секретаре судебного заседания Кизимовой Е.В., с участием представителя административного истца – прокурора Казанцевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» о понуждении создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,

установил:

Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением мотивируя тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, установлено, что администрацией муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район» не в полной мере соблюдаются нормы Федерального закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в этой области, а также положения Федерального закона №<данные изъяты>-ФЗ «О погребении и похоронном деле». В частности, администрацией муниципального района «Тунгиро-ОЛёкминский район» не создана специализированная служба в области погребения, не принят местный нормативный правовой акт, регламентирующий организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В этой связи, процессуальный истец просит суд признать бездействие    администрации муниципального района « Тунгиро-Олёкминский район» по созданию специализированной службы в области погребения незаконным,    обязать    в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения в законную силу создать специализированную службу в области погребения на территории муниципального района « Тунгиро-Олёкминский район».

В судебном заседании административный истец – прокурор Казанцева Е.А., исковые требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район» о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ г. № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №-ФЗ), который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (пункт 17 части 1 статьи 15).

Межгосударственный стандарт ГОСТ , введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с <адрес> г. и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ ), определяет ритуальные услуги, как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).

Статья 17 Федерального закона №<данные изъяты>-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1).

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от <адрес> г. № <данные изъяты>-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон №<данные изъяты>-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона № <данные изъяты>-ФЗ).

Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона № <данные изъяты>-ФЗ).

В Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона № <данные изъяты>-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 этого закона).

Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Закона № <данные изъяты>-ФЗ).

Статьей 9 Закона № <данные изъяты>-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).

В силу положений статьи 10 названного закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 этого закона.

Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом № <данные изъяты>-ФЗ к ведению муниципальных районов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Законом № <данные изъяты>-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона № <данные изъяты>-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона).

Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона № <данные изъяты>-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.

Как следует из устава муниципального района «Тунгиро-Олёкминский район» к вопросам местного значения муниципального образования и возложенных на них государственных полномочий относится содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года в адрес главы муниципального района « Тунгиро-Олёминский район»    Могочинским межрайонным прокурором вынесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле.

В ответ на указанное представление глава муниципального района « Тунгиро-Олёминский район» Ефанов    М.Н. направил информацию от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которой ими разработан проект муниципального нормативного правового акта «Об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории муниципального района « Тунгиро-Олёкминский район», прорабатывается вопрос о возложении обязанности по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории муниципального района.

Из информации главы муниципального района « Тунгиро-Олёкминский район» от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что специализированные службы в области похоронного дела на территории муниципального района не созданы, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Постановлением главы МР « Тунгиро-Олёкминский район» №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена стоимость гарантированного перечня услуг по погребению умерших не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являющихся пенсионерами.

В судебном заседании был опрошен по обстоятельствам рассматриваемого дела заместитель главы администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» - Самандаев Д.Х., который пояснил, что в настоящее время в муниципальном районе специализированная службы по вопросам похоронного дела отсутствует, однако администрация оказывает помощь в захоронении, оплачивая необходимые услуги.

Административным ответчиком не представлено суду доказательств в опровержение доводов, изложенных в административном исковом заявлении.

Таким образом, поскольку администрация муниципального района «Тунгиро-Олёкинский район» не исполнила возложенную на неё законом обязанность по созданию специализированной службы по похоронному делу, заявленные требования прокурора района являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ суд,

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Тунгиро-Олекминский район» по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Возложить на администрацию муниципального района «Тунгиро-Олекминский» обязанность в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, определив порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в апелляционном порядке путем подачи жалобы через Могочинский районный суд течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                         Иванова А.А.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2а-110/2019 ~ М-63/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Могочинский межрайонный прокурор
Ответчики
администрация МР "Тунгиро-Олекминский район"
Суд
Могочинский районный суд
Судья
Иванова Александра Анатольевна
04.03.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.03.2019[Адм.] Передача материалов судье
05.03.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.03.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2019[Адм.] Судебное заседание
02.04.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2019[Адм.] Дело оформлено
20.05.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее