Решение от 08.12.2015 по делу № 2-2158/2015 от 15.09.2015

РЕШЕНИЕ

             Именем Российской Федерации

г.Железногорск-Илимский                      08 декабря 2015г.

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Чемодановой О.В., при секретаре Черноусовой Т.С., с участием истца Старанов Б.В., представителя истца Тистик О.Л., представителя ответчика Пепелко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2158/2015 по иску Старанов Б.В. к администрации Дальнинского сельского поселения, областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району» о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности выплатить единовременную материальную помощь и компенсацию, взыскании компенсации морального вреда,

                 УСТАНОВИЛ:

Старанов Б.В. с учетом уточнений обратился в Нижнеилимский районный суд Иркутской области с иском о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности выплатить единовременную материальную помощь и компенсацию, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование своих исковых требований указал, что *** в ходе лесного пожара, распространившегося на жилые дома ***, огнем было уничтожено жилое помещение по адресу: *** в котором он проживал вместе со своими *** Также он состоял на регистрационном учете по данному адресу. На момент пожара он находился на работе с выездом на вахту. В ходе пожара сгорели все его личные вещи, предметы обихода, мебель, посуда. Его мать С. подала в администрацию поселка заявление о включении их семьи, т.е. С., его Старанов Б.В., О. в список пострадавших, однако, администрацией *** в список пострадавших для получения компенсации за утрату имущества он не был включен. *** на его письменное заявление администрацией был дан ответ о том, что не включен в список он был в связи с тем, что с *** он на территории поселка не проживает. Между тем, действительности это не соответствует, местом его постоянного жительства являлось жилое помещение по адресу: *** в котором находились все его личные вещи, иного места жительства у него не имеется. С *** он начал работать вахтовым методом с выездами за пределы поселка. Однако, в межвахтовый период проживал по указанному адресу.

В связи с тем, что он не был включен в список пострадавших, он лишен возможности получить компенсацию за утрату имущества в размере *** рублей для приобретения предметов первой необходимости, а также единовременную материальную помощь в размере *** рублей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Указанные выплаты осуществлялись через ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району», которое ему данные выплаты не произвело.

В результате произошедшего *** пожара, он остался без жилья, а в связи с тем, что администрация поселения не включила его в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и он не получил компенсацию за утраченное имущество первой необходимости и за утраченное жилье, он стал лицом без определенного места жительства, лишен возможности нормально спать, готовить себе пищу, у него нарушился сон, в связи с чем он испытал моральные страдания.

Просит суд признать его пострадавшим и утратившим имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, связанной с переходом и распространением лесного пожара на жилые дома *** сельского поселения *** ***.; возложить на администрацию Дальнинского сельского поселения обязанность по включению его в список граждан, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с переходом и распространением лесного пожара на жилые дома *** сельского поселения *** ***., на получение единовременной денежной помощи; возложить на областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району» обязанность выплатить ему единовременную материальную помощь в размере *** рублей и компенсацию в размере *** рублей в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, связанной с переходом и распространением лесного пожара на жилые дома *** сельского поселения ***.; взыскать с Администрации Дальнинского сельского поселения компенсацию морального вреда в размере *** рублей.

В судебном заседании истец Старанов Б.В. поддержал заявленные требования, в их обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель истца Тистик О.Л., действующая на основании нотариальной доверенности от ***., выданной сроком на *** год, требования Старанов Б.В. поддержала, в их обоснование привела аналогичные доводы.

Представитель ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району» Пепелко С.В., действующая на основании доверенности *** от *** выданной сроком до *** исковые требования не признала, в обоснование своих возражений пояснила, что вины учреждения в том, что Старанов Б.В. не получил единовременную денежную выплату в связи с тем, что пострадал в результате чрезвычайной ситуации, связанной с лесными пожарами ***., не имеется, поскольку таковые осуществлялись их учреждением в соответствие с распоряжением Правительства Иркутской области от 02.10.2014г. № 794-рп «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Иркутской области», в котором Старанов Б.В. поименован не был. Самостоятельно учреждением решение о произведении Старанов Б.В. указанной выплаты либо об отказе в ней не принималось, поскольку разрешение данного вопроса находится в компетенции иного субъекта правоотношений. В случае, если будет принято соответствующее распоряжение Правительства Иркутской области единовременная денежная выплата как пострадавшему и утратившему имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации Старанов Б.В. будет произведена.

Представитель администрации Дальнинского сельского поселения в судебное заседание не явился, были надлежащим образом извещены, о причинах неявки суд не уведомили.

Выслушав истца и его представителя, представителя ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району», свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что постановлением *** администрации *** сельского поселения *** от *** в связи со сложной пожарной обстановкой в лесах на территории ***, возникающей угрозой населению, с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, на территории *** сельского поселения введен режим функционирования «чрезвычайная ситуация».

Из протокола заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности *** сельского поселения от *** следует, что в результате лесного пожара, распространившегося *** на жилые дома поселения, полностью уничтожено *** жилых домов, *** семей остались без жилья.

Из справок ОНД *** от *** от *** следует, что *** произошел пожар по адресу: *** *** в результате пожара огнем уничтожены строительные конструкции дома.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право в т.ч. на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" установлен порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. При этом, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по их обращению.

    Постановлением Администрации Иркутской области от 07.03.2008 N 46-па утверждено Положение о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Иркутской области. Настоящим Положением предусмотрено осуществление единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Иркутской области.

В соответствии с п.4 названного Положения, основанием для рассмотрения вопроса о выделении средств фонда является письменное обращение заинтересованного лица на имя Губернатора Иркутской области о выделении средств фонда с приложением документов, обосновывающих размер запрашиваемых средств, и иных документов, предусмотренных настоящим Положением.

В соответствии с п.13 названного Положения, при отсутствии или недостаточности у муниципального образования Иркутской области собственных средств на ликвидацию последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (далее - ликвидация чрезвычайных ситуаций) глава муниципального образования Иркутской области, вправе обратиться с обращением не позднее тридцати календарных дней со дня возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п.8 Положения, основанием для выделения средств фонда является соответствующее распоряжение Правительства Иркутской области о выделении средств фонда.

Пунктом 19(1) Положения установлено, что право на получение единовременных денежных выплат в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Иркутской области имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Иркутской области, которым был причинен материальный ущерб в результате чрезвычайных ситуаций, а также члены семей (супруг (супруга), родители, дети, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайных ситуаций (далее - пострадавшие граждане).

В силу п.19(2) Положения, в случае утраты имущества первой необходимости единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам осуществляются в размере причиненного ущерба, но не более 10 тысяч рублей на человека за частично утраченное имущество и не более 50 тысяч рублей на семью, не более 100 тысяч рублей на человека за полностью утраченное имущество и не более 300 тысяч рублей на семью.

При этом под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: постельное белье, посуда, холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, шкаф для посуды, шкаф для одежды, кровать (диван), стол, стул (табурет), газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности инвалидов и граждан с ограниченными возможностями.

Судом установлено, что в связи с недостаточностью денежных средств в резервном фонде администрации *** муниципального образования *** Главой администрации *** сельского поселения Губернатору Иркутской области было направлено обращение с просьбой о выделении из средств резервного фонда Правительства Иркутской области в связи с чрезвычайной ситуацией, в ходе которой от лесного пожара уничтожено *** домов, денежных средств в размере *** рублей, из которых *** рублей для осуществления единовременных выплат пострадавшим гражданам с приложением утвержденного Главой поселения соответствующего списка и иных обосновывающих обращение материалов.

Распоряжением Правительства Иркутской области от 02.10.2014г. № 794-рп принято решение о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Иркутской области с целью осуществления единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, проживающим на территории *** муниципального образования ***, пострадавшим и полностью утратившим имущество в результате чрезвычайной ситуации, связанной с переходом и распространением лесного пожара на жилые дома *** ***

Из представленного суду утвержденного Главой *** поселения списка граждан для осуществления единовременных выплат пострадавшим гражданам, на основании которого впоследствии после проведения необходимых проверочных мероприятий было издано вышеназванное Распоряжение Правительства Иркутской области от 02.10.2014г. № 794-рп усматривается, что Старанов Б.В. в названный список включен не был, соответственно и не был включен впоследствии в названное Распоряжение Правительства Иркутской области. При этом, члены его семьи – С., О. в названные список и Распоряжение Правительства Иркутской области были включены с указанием размера единовременных выплат в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере по *** рублей каждому.

Обстоятельства получения указанных выплат С. и О. сторонами не оспариваются.

Из ответа *** администрации *** сельского поселения от *** на заявление Старанов Б.В. по поводу не включения его в списки граждан, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Иркутской области на получение единовременной денежной помощи, усматривается, что Старанов Б.В. не был включен в список, поскольку, по сведениям администрации поселения, Старанов Б.В. с *** в *** не проживает в связи с выездом на иное постоянное место жительство в ***.

Между тем, согласно договору найма жилого помещения *** от *** заключенному между администрацией *** и С., последняя является нанимателем жилого помещения по адресу: *** В качестве членов семьи в договор включены: Старанов Б.В.***, О.***. При этом, из п. 10 данного договора следует, что его действие распространено на правоотношения, возникшие с ***

Из поквартирной карточки на жилое помещение по адресу: *** усматривается, что с *** в нем зарегистрирован О., с ***С., Старанов Б.В.

Согласно справке, выданной администрацией *** сельского поселения Старанов Б.В. ***., последний зарегистрирован по адресу: *** и имеет состав семьи: С.***, О.***

Допрошенная судом в качестве свидетеля С. пояснила, что Старанов Б.В. приходится ей *** До пожара, произошедшего *** она с ***, в т.ч. со Старанов Б.В., проживали по адресу: *** Старанов Б.В. работает вахтовым методом, на момент пожара он был на вахте. Однако, проживает он постоянно с ней по указанному адресу. В квартире находились его личные вещи: одежда, гигиенические и постельные принадлежности, бытовая техника. Также они все вместе, как члены одной семьи, пользовались холодильником, электропечью, стиральной машиной, посудой, которые приобретались в том числе и на средства Старанов Б.В. и в том числе и для использования им. Старанов Б.В. в названной квартире проживал с детства, своей семьи у него нет. Несколько лет назад он создавал семью с женщиной, проживающей в ***, у него родился *** Однако, на постоянное место жительство он в *** не переезжал, свои личные вещи из *** не перевозил. В *** он развелся и стал вновь постоянно проживать только с ней и *** по адресу: *** Во время пожара *** огнем было уничтожено в том числе и все имущество, принадлежащее Старанов Б.В. Когда составляли акт обследования жилья и имущества, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, она говорила комиссии о том, что в сгоревшей квартире кроме нее проживали еще ее *** О. и Старанов Б.В., который находится на работе на вахте, однако, подписывая акт, его содержание она не прочла, так как после того, как у ее семьи все сгорело и они остались без крова, находилась в состоянии растерянности и депрессии.

Свидетель О. суду пояснил, что Старанов Б.В. приходится ***. Они с *** и *** с детства проживают по адресу: *** На момент пожара *** Старанов Б.В. также проживал с ними по данному адресу. У него в квартире была своя комната, где находились его личные вещи: одежда, постель, телевизор. Также на его деньги покупали бытовую технику для общего пользования: холодильник, электропечь. В сарае находились лодка и лодочный мотор *** Все находящееся в доме и в надворных постройках имущество было уничтожено пожаром. *** некоторое время когда женился между вахтами проживал в *** у своей *** однако, в *** они расстались и с *** брат вновь постоянно проживал с ними в ***.

Свидетель М. суду пояснил, что много лет знаком с семьей Старановых с Б. поддерживает дружеские отношения. Знает, что Старанов Б.В. проживал с *** и *** в *** Какое то время Старанов Б.В. проживал у своей *** в ***, однако, после того как *** они расстались, он вновь проживал с *** в ***. Знает, что у Б. там была отдельная комната и все личные вещи. Также знает, что Б. всегда давал *** деньги на приобретение необходимой мебели и техники для дома, *** После случившегося в *** лесного пожара у Старановых сгорел дом и все, что в нем находилось, в том числе и все вещи Б.

Свидетель Ш. суду пояснила, что до пожара, произошедшего *** проживала по соседству с семьей Старановых по адресу: ***; знает, что Старанов Б.В. проживал с *** и *** в ***, она часто его видела на улице возле дома, во дворе. Зачастую по соседки она заходила к Старановым в гости, Б. если не был на вахте, всегда находился дома в домашней одежде. Было понятно, что он не приехал в гости, а именно живет там. Знает, что у Б. была своя комната в доме. Со слов С. знает также, что Старанов Б.В. постоянно ей давал деньги на приобретение бытовой техники, мебели, постельных принадлежностей. Жили они одной семьей, все, что было в доме, у них было общее. Во время пожара все имущество Старановых сгорело.

Из представленной суду справки, а также копии трудовой книжки, выданной на имя Старанов Б.В., усматривается, что последний с *** работает в *** вахтовым методом ***

Названные выше свидетели были допрошены судом с соблюдением установленной законом процедуры, с соблюдением требований ст.176,177 ГПК РФ, их показания согласуются между собой, а также с письменными материалами дела, не доверять им у суда оснований не имеется.

В силу части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

    Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 12 ГПК РФ.

В силу ст.35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

    В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, ответчиком - администрацией Дальнинского муниципального образования, надлежаще извещенными о дате, времени и месте судебного заседания, несмотря на неоднократное разъяснение процессуальных прав и обязанностей, в т.ч. о бремени доказывания, каких-либо доказательств иного суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным признать, что на момент чрезвычайной ситуации, связанной с переходом и распространением лесного пожара на жилые дома *** *** Старанов Б.В. постоянно проживал на территории *** муниципального образования в жилом помещении по адресу: *** которое было в полном объеме уничтожено.

Из представленного суду акта обследования жилого помещения и имущества, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации в связи с лесными пожарами, вследствие которых сгорели дома *** составленного *** и являвшегося приложением к обращению Главы поселения о выделении денежных средств из резервного фонда Правительства Иркутской области, следует, что жилое помещение по адресу: *** а также надворные постройки уничтожены огнем полностью. Также полностью огнем уничтожено имущество, в т.ч. имущество первой необходимости: ***. Сумма нанесенного ущерба составляет *** рублей, в т.ч. утрачено имущество первой необходимости на сумму *** рублей.

Таким образом, поскольку, как установлено судом, Старанов Б.В. постоянно проживал в жилом доме, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации и находящемся на территории *** сельского поселения *** области, заключением полномочной комиссии органа местного самоуправления установлен факт полной утраты его семьей имущества, суд полагает, что требования Старанов Б.В. о признании его пострадавшим и утратившим имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, связанной с переходом и распространением лесного пожара на жилые дома *** сельского поселения *** ***., являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, суд также находит обоснованными и требования Старанов Б.В. о возложении на администрацию Дальнинского сельского поселения обязанности по включению его в список граждан, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории *** на получение единовременной денежной помощи, поскольку как пострадавший и утративший имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, связанной с переходом и распространением лесного пожара на жилые дома *** сельского поселения *** ***., а также в связи с тем, что обращение главы *** муниципального образования в связи с недостаточностью средств в резервном фонде поселения о выделении средств на единовременные денежные выплаты гражданам пострадавшим и полностью утратившим имущество в результате чрезвычайной ситуации *** из резервного фонда Правительства Иркутской области имело место, то Старанов Б.В. также, по мнению суда, может претендовать на получение данной помощи и соответственно быть включенным в названный список, являющийся приложением к обращению, на основании которого рассматривается вопрос о выделении средств фонда.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований Старанов Б.В. о возложении на областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району» обязанности выплатить единовременную материальную помощь в размере *** рублей и компенсацию в размере *** рублей в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, связанной с переходом и распространением лесного пожара на жилые дома *** сельского поселения *** ***

Так, согласно п.19(4) Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Иркутской области, утвержденного Постановлением Администрации Иркутской области от 07.03.2008 N 46-па, единовременные денежные выплаты осуществляются на основании списков пострадавших граждан, приложенных к распоряжению Правительства Иркутской области о выделении средств фонда.

Пунктом 19(6) Положения установлено, что осуществление единовременных денежных выплат пострадавшим гражданам организует министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство).

В соответствии с п.19(8) Положения, для получения единовременной денежной выплаты пострадавший гражданин, включенный в список, либо его представитель в течение тридцати календарных дней со дня вступления в силу распоряжения о выделении средств фонда представляет в расположенное по месту своего жительства государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом министерства (далее - учреждение), заявление на получение единовременной денежной выплаты (далее - заявление) с указанием реквизитов счета в кредитной организации или почтового адреса для осуществления перевода единовременной денежной выплаты.

    По результатам рассмотрения заявления учреждение не позднее четырнадцати календарных дней со дня поступления заявления осуществляет перевод единовременной денежной выплаты на счет гражданина, открытый в кредитной организации, или по почтовому адресу через организации федеральной почтовой связи либо письменно уведомляет пострадавшего гражданина или его представителя об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты с указанием причин отказа.

Между тем, судом установлено, что поскольку изначально главой администрации *** сельского поселения Старанов Б.В. не был включен в список граждан, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории *** на получение единовременной денежной помощи, направленный Губернатору Иркутской области для выделения средств пострадавшим из резервного фонда Правительства Иркутском области, соответственно и Распоряжение Правительства Иркутской области, явившееся основанием для осуществления выплат, в отношении Старанов Б.В. не принималось. Таким образом, оснований для выплаты Старанов Б.В. денежных средств в связи с тем, что он пострадал в чрезвычайной ситуации у ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району» не имелось, соответственно каких-либо неправомерных действий, нарушающих права и законные интересы Старанов Б.В. в связи с этим со стороны ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району» суд не усматривает и полагает, что в данном случае при разрешении настоящего спора последнее субъектом ответственности по предъявленным требованиям являться не может.

Доводы истца и его представителя о том, что данное требование производно от иных заявленных по настоящему делу требований и обеспечит механизм исполнения решения суда впоследствии, суд находит несостоятельными, поскольку задачами гражданского судопроизводства в силу ст.2 ГПК РФ являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. В рамках же настоящего гражданского дела ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району» нарушителем прав, свобод и законных интересов Старанов Б.В. не является, действий, направленных на оспаривание его прав и интересов не совершало.

Доказательств обратного суду не приведено.

Кроме того, как указано было выше, выплата единовременной денежной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району» осуществляется на основании соответствующего распоряжения Правительства Иркутской области, которое в силу п.4, п.13 Положения принимается только на основании обращения заинтересованного лица (в рассматриваемом случае Главы администрации муниципального образования) после обязательной в соответствии с п.17 Положения проверки ОГКУ "Центр ГО и ЧС" на основании заключения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Иркутской области. Поскольку же в рассматриваемом случае в связи с тем, что Главой *** поселения обращение в отношении Старанов Б.В. о выделение единовременной материальной помощи Губернатору Иркутской области не направлялось, соответственно указанный вопрос не рассматривался и в отношении Старанов Б.В. установленная названным Положением процедура при принятии решения о выделении денежных средств из резервного фонда не проводилась. Судебное же понуждение о выплате единовременной материальной помощи из средств резервного фонда Правительства Иркутской области в данном случае приведет к изменению установленного порядка выделения средств, оснований для чего в данном случае суд не усматривает.

Кроме того, необоснованными суд признает и требования Старанов Б.В. об обязании ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеилимскому району» выплатить ему единовременную материальную помощь в размере *** рублей, поскольку как было указано выше выплата единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с переходом и распространением лесного пожара на жилые дома *** сельского поселения *** *** производилась за счет средств резервного фонда Правительства Иркутской области, порядок расходования которых определен Постановлением Администрации Иркутской области от 07.03.2008 N 46-па. При этом, выплата единовременной материальной помощь в размере *** рублей гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, названным Постановлением не предусмотрена. Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" указанная выплата гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, предусмотрена. Выплаты из резервного фонда Правительства РФ в силу названного Постановления осуществляются по обращению федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, каких-либо доказательств того, что соответствующее обращение имело место и выплаты в указанном размере гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с переходом и распространением лесного пожара на жилые дома *** сельского поселения *** *** из резервного фонда Правительства РФ производились, суду не представлено и судом данных обстоятельств не установлено.

Суд также находит необоснованными и требования Старанов Б.В. о взыскании с администрации Дальнинского сельского поселения компенсации морального вреда в размере *** рублей.

Так, в судебном заседании истец пояснил, что моральный вред ему был причинен тем, что в результате произошедшего *** пожара, он остался без жилья, а в связи с тем, что администрация поселения не включила его в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и он не получил компенсацию за утраченное имущество первой необходимости и за утраченное жилье, он стал лицом без определенного места жительства, лишен возможности нормально спать, готовить себе пищу, у него нарушился сон.

Статья 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав действительно предусматривает возможность потерпевшей стороны требовать компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснил, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8 Постановления).

Также в указанном Постановлении разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом. Например, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению в рамках рассматриваемого спора, являются: факт причинения морального вреда и его размер, противоправность действий (бездействий) ответчика, его вина, причинно-следственная связь между действиями (бездействиями) ответчика и причиненным истцу моральным вредом.

Действительно, судом установлено, что в результате чрезвычайной ситуации, связанной с переходом и распространением лесного пожара на жилые дома *** сельского поселения *** *** жилое помещение, в котором проживал Старанов Б.В., было полностью уничтожено огнем. Между тем, каких-либо доказательств того, что пожар *** возник именно по вине администрации *** сельского поселения суду не представлено.

С учетом вышеприведенных обстоятельств суд действительно пришел к выводу, что единовременная материальная помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, связанной с переходом и распространением лесного пожара на жилые дома *** сельского поселения *** *** Старанов Б.В. не была получена именно в связи с тем, что администрация поселения не включила его в список пострадавших. Между тем, указанные выплаты в силу Постановления Администрации Иркутской области от 07.03.2008 N 46-па не являются страховым возмещением или компенсацией за все утраченное имущество, которое принадлежало гражданину, а носят социальный характер и направлены на поддержание жизнедеятельности граждан, пострадавших в чрезвычайной ситуации, в связи с чем, суд критически относится к доводам истца, что именно в связи с неполучением данной выплаты он стал лицом без определенного места жительства, лишен возможности нормально спать, готовить себе пищу, поскольку сама по себе выплата единовременной материальной помощи все названные потребности истца не обеспечила бы. А, кроме того, какие именно он испытывает моральные страдания в связи с названными обстоятельствами, суду каких-либо доводов истцом не приведено.

Не приведено суду в соответствии со ст.56 ГПК РФ и доказательств того, что в связи с тем, что администрация поселения не включила его в список пострадавших и он не получил единовременную материальную помощь у него нарушился сон, что также причинило ему моральные страдания.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований о взыскании с администрации Дальнинского сельского поселения компенсации морального вреда в размере *** рублей, Старанов Б.В. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ***.░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ *** ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ *** ***

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ *** ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ *** ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ *** ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ *** *** ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ *** ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 15.12.2015░.

2-2158/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Старанов Б. В.
Ответчики
Администрация Дальнинского сельского поселения
Межрайонное управление опеки и попечительства Иркутской области № 7
Суд
Нижнеилимский районный суд Иркутской области
Дело на сайте суда
nizhneilimsky.irk.sudrf.ru
15.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2015Передача материалов судье
18.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2015Подготовка дела (собеседование)
05.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2015Судебное заседание
16.11.2015Судебное заседание
08.12.2015Судебное заседание
08.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее