РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20.11.2015 года г. Самара
Кировский районный суд г. Самара в составе: председательствующего судьи Бойко В.Б., при секретаре Долинине А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5544/15 по иску Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары к Г. и В., третье лицо ТСЖ «Т.», Государственная жилищная инспекция Самарской области,, ОАО «Банк» о приведении жилого помещения в прежнее состояние и по встречному иску Г. и В. к Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самары, третье лицо ТСЖ «Т.», Государственная жилищная инспекция Самарской области о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии,
УСТАНОВИЛ:
Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары в иске просил обязать В. и Г. привести в прежнее состояние принадлежащее им на праве общей совместной собственности жилое помещение, расположенное по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес>, а именно: в помещении №16 площадью <данные изъяты> кв.м. (санузел) заделать устроенный дверной проем и восстановить ранее существовавший, а также осуществить установку ванны и раковины на прежнее место, в помещении №17 площадью <данные изъяты> кв.м. (жилая комната) демонтировать возведенную перегородку с последующей заделкой устроенного дверного проема, между помещением №15 площадью <данные изъяты> кв.м. (кухня-столовая) и балконом площадью <данные изъяты> кв.м. демонтировать установленный оконно-балконный блок и восстановить ранее существовавший подоконный простенок согласно плана ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Требования мотивированы следующим: В. и Г. на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: г. Самара, Кировский район, <адрес> (л.д.14). Государственной жилищной инспекцией Самарской области проведено обследование квартиры В. и Г., в связи с обращением председателя правления ТСК «Т.» по вопросу незаконного перепланировки квартиры. Из акта проверки, составленного сотрудниками Инспекции, следует, что в квартире В. и Г. зафиксирован факт самовольно произведенной перепланировки жилого помещения, при этом работы по перепланировке выполнены с нарушением требований жилищного и градостроительного законодательства. Инспекция обратилась в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с письмом о принятии мер реагирования в отношении собственников указанного жилого помещения - В. и Г. по устранению нарушения в части самовольного переустройства и перепланировки вышеуказанного жилого помещения. В адрес В. и Г. Департамент направил предупреждения о необходимости привести самовольно переустроенное и перепланированное жилое помещение в прежнее состояние в течение трёх месяцев с момента получения предупреждений. В. и Г. дважды обращались в Департамент с заявлениями о согласовании самовольно произведенной перепланировки в собственном жилом помещении. По результатам рассмотрения данных заявлений и документов, приложенных к заявлениям, Департамент принимал решения от 01.09.2015 года и от 23.10.2015 года об отказе в согласовании самовольно произведенных переустройства и перепланировки жилого помещения. В ходе работ по перепланировке В. и Г. разобрали кирпичную кладку от подоконной части до уровня пола па ширину оконного проема, убрали оконный и дверной балконный блоки и установили в образовавшемся проеме дверной балконный блок «французское окно». До настоящего времени В. и Г. не привели собственное жилое помещение в прежнее состояние.
Г. и В. во встречном иске просили сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес>, в перепланированном состоянии.
Встречные требования мотивированы следующим: В. и Г. произвели перепланировку в собственной квартире, а именно: в помещении №16 площадью <данные изъяты> кв.м. (санузел) заложен ранее существовавший дверной проём и устроен новый, произведен демонтаж ванной и раковины с прежнего места и установка их на новое место, в помещении №17 площадью <данные изъяты> кв.м. (жилая комната) возведена перегородка и устроен дверной проем, между помещением №15 площадью <данные изъяты> кв.м. (кухня-столовая) и балконом площадью <данные изъяты> кв.м. демонтирован кирпично-блочный подоконный простенок и установлен новый оконно-балконный блок. Произведенные строительные мероприятия не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, соответствуют строительным нормам и правилам, санитарным и противоэпидемиологическим нормам а также требованиям пожарной безопасности, что подтверждается соответствующими заключениями. Квартира пригодна для дальнейшего использованию по своему назначению, её дальнейшая эксплуатация не создаёт угрозы жизни и здоровья граждан, не нарушает прав и законных интересов других лиц, что подтверждается техническим заключением.
Представитель истца (представитель ответчика по встречному иску) Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары по доверенности С. в судебном заседании поддержала исковые требованияДепартамента, просила отказать в удовлетворении встречного иска Артемьевых.
Ответчики (истцы по встречному иску) В. и Г. в судебном заседании иск Департамента не признали, поддержали встречные исковые требования.
Представитель третьего лица ТСЖ «Т.» председатель правления М. в судебном заседании просил суд удовлетворить исковые требованияДепартамента и отказать в удовлетворении встречного иска В. и Г..
Представители третьих лиц: Государственной жилищной инспекции Самарской области, ОАО «Банк» в суд не явились, извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, отзывы не представили.
Свидетель Н. суду показала, что она соседка В. и Г., проживает в квартире №, расположенной этажом выше над квартирой ответчиков. В. и Г. постоянно делают ремонт в своей квартире, из-за чего постоянный шум, появились трещины в стенах.
Выслушав участников процесса, показания свидетеля, изучив материалы дела,суд считает исковые требования Департамента подлежащими удовлетворению, а встречный иск В. и Г. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что В. и Г. на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: г. Самара, Кировский район, <адрес> (л.д.14).
Государственной жилищной инспекцией Самарской области проведено обследование квартиры В. и Г., в связи с обращением председателя правления ТСК «Т.» М. по вопросу незаконного перепланировки квартиры.
Из акта проверки от 05.05.2015 года №, составленного сотрудниками Инспекции, следует, что в квартире В. и Г. зафиксирован факт самовольно произведенной перепланировки жилого помещения, а именно: в помещении № 16 площадью <данные изъяты> кв.м. (санузел) заложен ранее существовавший дверной проем и устроен новый, в помещении № 17 площадью <данные изъяты> кв.м. (жилая комната) возведена перегородка и устроен дверной проем, между помещением №15 площадью <данные изъяты> кв.м. (кухня-столовая) и балконом площадью <данные изъяты> кв.м. демонтирован подоконный простенок и установлен оконно-балконный блок (л.д.10-11).
Кроме того, из предоставленного Инспекцией плана следует, что помимо выявленных и указанных в акте нарушений собственники квартиры также выполнили работы по устройству дверного проема между помещением № 17 площадью <данные изъяты> кв.м. (жилая комната) и помещением № 15 площадью <данные изъяты> кв.м. (кухня-столовая), а также в помещении № 16 площадью <данные изъяты> кв.м. (санузел) произведен демонтаж ванны и раковины с прежнего места и установка на повое место (л.д.15).
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года №170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии с п. 1.7.1 указанных Правил переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускаемся производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
По итогам проверки В. и Г. привлечены к административной ответственности по ч.2 ст.7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за самовольную перепланировку жилых помещений в многоквартирных домах.
Инспекция обратилась в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с письмом от 18.05.2015 года № о принятии мер реагирования в отношении собственников указанного жилого помещения - В. и Г. по устранению нарушения в части самовольного переустройства и перепланировки вышеуказанного жилого помещения (л.д.12-13).
На основании ч.1 ст.26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещении проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перепое инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен тазовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещении, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
На основании постановления Администрации г.о. Самара от 17.12.2010 года № 1762 «О конкретизации полномочий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в сфере градостроительной деятельности» в компетенцию Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара входит принятие решений о согласовании (отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки жилых помещений.
В адрес В. и Г. Департамент направил предупреждения от 08.06.2015 года о необходимости привести самовольно переустроенное и перепланированное жилое помещение и прежнее состояние в течение трёх месяцев с момента получения предупреждений (л.д. 16-17, 18-19).
В. и Г. дважды обращались в Департамент с заявлениями о согласовании самовольно произведенной перепланировки в собственном жилом помещении.
По результатам рассмотрения данных заявлений и документов, приложенных к заявлениям, Департамент принимал решения от 01.09.2015 года № (л.д.20-21), от 23.10.2015 года № (л.д.39-40) об отказе в согласовании самовольно произведенных переустройства и перепланировки жилого помещения, в связи с непредставлением определенных ч.2 ст.26 ЖК РФ документов (согласия залогодержателя переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения) и несоответствием предоставленного проекта (проектной документации) шифр: №, выполненного ОАО «Р.» (л.д.88-101), требованиям законодательства (в соответствии с пунктом 1.7.2 Правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, не допускаются).
Так, В. и Г. в ходе работ по перепланировке разобрали кирпичную кладку от подоконной части до уровня пола па ширину оконного проема, убрали оконный и дверной балконный блоки и установили в образовавшемся проеме дверной балконный блок «французское окно».
Согласно п.14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на нраве общей долевой coбственности общее имущество в многоквартирном доме,
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Нa основании п. «в» ч.2 раздела 1 указанных Правил в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Частью 2 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном ломе.
В силу ч.3 ст.36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном ломе возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно ч.2 ст.40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.4 ст.29 ЖК РФ па основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и иконные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни пли здоровью.
При этом положения ч.4 ст.29 ЖК РФ возможность сохранения в судебном порядке самовольной реконструкции не предусматривают.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что доводы В. и Г. о том, что после перепланировки эксплуатация квартиры не создаёт угрозы жизни и здоровья граждан, не нарушает прав и законных интересов других лиц, - не соответствуют действительности, а представленные письменные согласия с перепланировкой не являются безусловным основанием для сохранения жилого помещения в перепланированном состоянии.
Из обращения председателя правления ТСЖ «Т.» М. в Инспекцию, а также его пояснений в судебном заседании и показаний свидетеля Н. следует, что произведенные В. и Г. работы по перепланировке привели к ухудшению условий эксплуатации и проживания отдельных граждан дома, что является нарушением пункта 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которому не допускается производить переустройство и (или) перепланировку квартир (комнат), ухудшающих условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.
Согласно ч.3 ст.29 ЖК РФ собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
До настоящего времени В. и Г. не привели собственное жилое помещение в прежнее состояние.
Принимая во внимание, что В. и Г. выполнили работы по переустройству и перепланировке в собственной квартире с нарушением требований действующего законодательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Департамента обоснованны и подлежат удовлетворению, а в удовлетворении встречного иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░. ░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░: ░ ░░░░░░░░░ №16 ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. (░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ №17 ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. (░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ №15 ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. (░░░░░-░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░ ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, <░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░.
░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25.11.2015 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░