№ 2-291/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ
с. Красноармейское 26 октября 2015 года
Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Сядаровой Н.И., при секретаре Димитриевой М.В., с участием истицы Тимофеевой Н.И., представителя истицы Тимофеева О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тимофеевой Н.И. к администрации Убеевского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики о включении жилого дома в наследственную массу Т.,
У С Т А Н О В И Л:
Тимофеева Н.И. обратилась в суд с иском к администрации Убеевского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики и просила включить в наследственную массу ее мужа Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, жилой дом, инвентарный №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, число этажей 1, расположенный по адресу: <адрес>.
Исковые требования были мотивированы тем, что она является наследницей мужа Т., принявшей наследство по закону. Перечисленное выше имущество на день смерти ее мужа Т., принадлежало последнему на праве собственности. В связи с тем, что при жизни ее муж не зарегистрировал свое право собственности на указанный выше жилой дом в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, она в настоящее время во внесудебном порядке не может подтвердить факт принадлежности его на праве собственности мужу и реализовать право на его наследование.
На судебном заседании истица Тимофеева Н.И. и ее представитель Тимофеев О.Н. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации Убеевского сельского поселения на судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела без его присутствия. Возражений по существу иска не представил (л.д. <данные изъяты>).
Третье лицо – нотариус Ильина С.С. и представитель третьего лица- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике на судебное заседание также не явились, хотя о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом (л.д.<данные изъяты>).
Выслушав объяснения истицы Тимофеевой Н.И. и его представителя Тимофеева О.Н., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Как следует из п.2 ст.8.1 и ст.219 ГК РФ право собственности на задания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Статьей 131 ГК РФ и статьей 4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п.6 ст.8.1 ГК РФ и ст.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Таким образом, право собственности граждан, проживающих на территории Красноармейского района Чувашской Республики, на вновь создаваемое после 21 декабря 1998 г., т.е. создания Цивильского межрайонного филиала Регистрационной палаты Чувашской Республики – органа, осуществлявшего на основании ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившего в силу 31 января 1998 г., государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возникает не в момент его создания (сооружения), а только после регистрации в установленном законом порядке.
Из технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства, кадастрового паспорта и объяснений истицы Тимофеевой Н.И. видно, что Т. на земельном участке по адресу: <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ г. был построен жилой дом с инвентарным №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, число этажей 1.(л.д.<данные изъяты>).
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, право собственности на указанный выше жилой дом за кем-либо, в т.ч. за Т., в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, не зарегистрированы (л.д. <данные изъяты>).
Из копии свидетельства о смерти и сообщения нотариуса явствует, что Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Его наследство по закону приняла жена Тимофеева Н.И. (л.д.<данные изъяты>).
Как следует из объяснений истицы Тимофеевой Н.И., уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике и выписки из похозяйственной книги администрации Убеевского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ на день смерти Т. указанный выше жилой дом находился в его же владении (л.д. <данные изъяты>).
В соответствии со ст.25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Т. при жизни не могло быть отказано в государственной регистрации права собственности на построенный на земельном участке жилой дом. Основаниями для государственной регистрации права собственности на этот жилой дом являлись: документ, подтверждающий факт создания этого объекта недвижимого имущества и содержащий его описание и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Пунктом 4 названной статьи, в редакции, действовавшей на день смерти Т., было установлено, что технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и содержащим его описание.
Согласно сообщению нотариуса Ильиной С.С. и свидетельства о праве на наследство, истица Тимофеева Н.И. является наследницей Т. по закону, принявшей его наследство. На день рассмотрения дела ей выдано свидетельство о праве на наследство на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежавший на праве собственности Т., расположенный по адресу: <адрес>. Свидетельство же о праве на наследство на жилой дом, расположенный на этом земельном участке, не выдавался (л.д.<данные изъяты>).
Учитывая, что Т. свое право собственности на указанный выше жилой дом, в государственной регистрации права собственности на который ему не могло быть отказано, не смог зарегистрировать по независящим от него обстоятельствам - в виду смерти, суд считает, что отсутствие государственной регистрации права собственности Т. на него само по себе не может являться основанием для отказа включения данного жилого дома в его наследственную массу.
Как следует из заявления ответчика - администрации Убеевского сельского поселения, он к осуществленному Т. строительству жилого дома, каких-либо замечаний не имеет.
По изложенным мотивам, суд в соответствии со ст.ст.1112 ГК РФ требование истицы Тимофеевой Н.И. о включении этого жилого дома в наследственную массу Т. находит подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.196-198 ГПК РФ, районный суд
Р Е Ш И Л:
Включить в наследственную массу Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> принадлежавший ему на день смерти жилой дом, инвентарный №, общей площадью <данные изъяты> 6кв.м, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, число этажей 1, расположенный по адреу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий