Решение по делу № 2а-2301/2018 ~ М-2174/2018 от 03.08.2018

Дело № 2а-2301/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2018 года г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Цыцаркиной С.И.,

с участием:

старшего помощника Серпуховского городского прокурора Волковой Ю.В.,

представителя ПАО «Сбербанк» по доверенности Мехниной С.В.,

представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Серпуховского района Московской области - по доверенности Мурашова С.Е.,

при секретаре судебного заседания Коляда М.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шестуна А. В. к ПАО «Сбербанк» об обязании открыть кандидату Шестуну А.В. специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда кандидата на должность Главы Серпуховского муниципального района,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально административный истец Шестун А.В. обратился в Серпуховский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Серпуховского района Московской области, ПАО «Сбербанк» в лице структурного подразделения - дополнительный офис <номер>, следователю по особо важным делам ГСУ СК России В., начальнику ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г.Москве, в котором просил обязать следователя по особо важным делам ГСУ СК России В. выдать гражданский паспорт на имя Шестуна А.В. для открытия специального избирательного счета в ПАО «Сбербанк» и нотариального удостоверения доверенности; обязать следователя по особо важным делам ГСУ СК России В. выдать письменное разрешение на посещение нотариуса для удостоверения доверенности; обязать начальника ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г.Москве подполковника внутренней службы П. допустить к Шестуну А.В. нотариуса для заверения доверенности на уполномоченного представителя по финансовым вопросам; обязать ПАО «Сбербанк» в лице структурного подразделения - дополнительный офис <номер> открыть кандидату Шестуну А.В. специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда кандидата на должность Главы Серпуховского муниципального района; обязать территориальную избирательную комиссию Серпуховского района Московской области зарегистрировать Шестуна А.В. в качестве кандидата на должность главы Серпуховского муниципального района Московской области.

Требования административного иска мотивированы тем, что Шестун А.В. выдвинул свою кандидатуру на должность главы Серпуховского муниципального района Московской области в порядке самовыдвижения. Решением Совета депутатов Серпуховского района выборы назначены на 09.09.2018года. 07.07.2018года административным истцом подано заявление о регистрации кандидатом на должность главы Серпуховского района Московской области. Период выдвижения кандидатов заканчивается 25.07.2018года. Для регистрации кандидатом на должность главы Серпуховского района ТИК Серпуховского района обязал Шестуна А.В. предоставить копию паспорта и нотариально заверенную доверенность уполномоченному по финансовым вопросам. До окончания срока выдвижения кандидатов истец обязан сформировать свой избирательный фонд, из средств которого, оплатить изготовление подписных листов. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам. Представитель Шестуна А.В. адвокат Беспалов П.А. обратился в соответствующий дополнительный офис ПАО «Сбербанк». Однако, был получен отказ в связи с тем, что кандидат не присутствует лично, нотариально удостоверенной доверенности на открытие и ведение счета уполномоченным представителем по финансовым вопросам не представлено. В настоящее время Шестун А.В. является обвиняемым по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя ГСУ СК России В., находится под стражей в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г.Москве. паспорт истца изъят следствием 13.06.2018года <данные изъяты>. С 25.06.2018года и по настоящее время Шестун А.В. и адвокат Беспалов П.А. неоднократно обращались к начальнику ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г.Москве с ходатайством об удостоверении доверенности на представителя интересов заявителя - Куренковой Е.Н. и А. по всем вопросам, связанным с выдвижением и участием в качестве кандидата в выборах главы Серпуховского муниципального района Московской области, с приложением доверенности, подписанной Шестуном А.В., а также разрешения свиданий с нотариусом Г. для удостоверения названной выше доверенности. В удовлетворении данного ходатайства отказано со ссылкой на необходимость получения разрешения у следователя на ее удостоверение и даче разрешения на свидание с нотариусом. Следователь не ответил ни на одно ходатайство. Однако, не требуется никаких разрешений следователя для предоставления свиданий с нотариусом для удостоверения доверенности на представление интересов, связанных с выдвижением и участием Шестуна А.В. в выборах главы Серпуховского муниципального района. Предоставление свидания является не только правом, но и обязанностью администрации ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г.Москве. Ограничения со стороны административных ответчиков направлены на нарушение основных конституционных прав и свобод.

Определением судьи от 11 июля 2018 года отказано Шестуну А.В. в принятии к производству Серпуховского городского суда административного искового заявления к ПАО «Сбербанк» в лице структурного подразделения - дополнительный офис <номер> об обязании открыть кандидату Шестуну А.В. специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда кандидата на должность Главы Серпуховского муниципального района, следователю по особо важным делам ГСУ СК России В. об обязании выдать гражданский паспорт на имя Шестуна А.В. для открытия специального избирательного счета в ПАО «Сбербанк» и нотариального удостоверения доверенности; об обязании выдать письменное разрешение на посещение нотариуса для удостоверения доверенности.

Выделен отдельное производство материал по административному исковому заявлению Шестуна А. В. к ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по г.Москве об обязании допустить нотариуса для заверения доверенности на уполномоченного представителя по финансовым вопросам в отдельное производство. Указанное административное исковое заявление оставлено без движения.

Принято к производству Серпуховского городского суда административное исковое заявление Шестуна А. В. к Территориальной избирательной комиссии Серпуховского района Московской области об обязании зарегистрировать в качестве кандидата на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области, по итогам рассмотрения которого 18 июля 2018 года принято решение об отказе в удовлетворении иска (л.д. 230-235).

Определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 23.07.2018 года указанное определение отменено в части отказа в принятии требования Шестуна А.В. о возложении на ПАО «Сбербанк» в лице структурного подразделения - дополнительный офис <номер> обязанности открыть кандидату Шестуну А.В. специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда кандидата на должность главы Серпуховского муниципального района (л.д.63-66).

Таким образом, по настоящему административному делу предметом рассмотрения являются требования административного истца к ПАО «Сбербанк» в лице структурного подразделения - дополнительный офис <номер> об обязании открыть кандидату Шестуну А.В. специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда кандидата на должность Главы Серпуховского муниципального района.

Административный истец Шестун А.В. в судебное заседание не явился, содержится в ФКУ СИЗО-2 ФСИН России по г.Москве, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания (л.д.229), от получения копии определения судьи от 06.07.2018года отказался (л.д.82). В материалах административного дела отсутствуют доказательства обращения с ходатайством административного истца или его представителя о проведении судебного заседания посредством использования видеоконференц-связи.

Представитель административного истца Шестуна А.В. адвокат Беспалов П.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В материалы дела не представлено документов, подтверждающих полномочия Беспалова П.А. на представление интересов административного истца при рассмотрении настоящего дела.

Представитель административного ответчика ПАО «Сбербанк» по доверенности Мехнина С.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований административного иска с учетом доводов, изложенных в письменных возражениях на иск, из которых следует, что у Банка отсутствовали правовые основания для открытия специального избирательного счета, в связи с чем, последовал отказ в открытии указанного счета, подготовлен ответ от 19.07.2018г., поскольку не было представлено всех необходимых документов, перечень которых предусмотрен нормами действующего законодательства. Исходя из текста административного искового заявления, учитывая, что изначально иск был предъявлен к нескольким административным ответчикам, в том числе, к следователю по особо важным делам ГСУ СК России об обязании допустить нотариуса для заверения доверенности, административный истец подтверждает необходимость соблюдения законодательства, регулирующего порядок открытия специальных избирательных счетов. Таким образом, основанием для предъявления требования к Банку об обязании открыть специальный избирательный счет может являться отказ Банка в открытии счета после предоставления всех необходимых документов. Также в возражениях отмечено, что административным истцом, в нарушение пп.5 п.2 ст. 125 КАС РФ, не изложены основания и доводы, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.

Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Серпуховского района Московской области по доверенности Мурашов С.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного иска в названной выше части, полагая, что ПАО «Сбербанк» правомерно отказал в открытии специального избирательного счета, поддержал доводы письменных объяснений в обоснование возражений, из которых усматривается, что согласно сведениям Администрации Серпуховского муниципального района, представляемых для системы ГАС «Выборы» по состоянию на 01.07.2018года численность избирателей на выборах главы Серпуховского муниципального района составляет 32783 человека. Следовательно, при проведении выборов на должность Главы Серпуховского муниципального района, создание избирательного фонда для кандидата на эту должность является обязательным. На имя кандидата на должность Главы Серпуховского муниципального района Шестуна А.В. территориальной избирательной комиссией Серпуховского района было выдано разрешение на открытие специального избирательного счета от 07.07.2018г. <номер>. Решением Избирательной комиссии Московской области от 02.06.2016г. <номер> утвержден Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении муниципальных выборов на территории Московской области. В соответствии с п. 1.8 названного выше Порядка, открытие специального избирательного счета кандидата осуществляется на основании договора банковского счета незамедлительно после предоставления кандидатом (его уполномоченным представителем по финансовым вопросам) в филиал Сбербанка России (иную кредитную организацию) следующих документов: разрешение соответствующей комиссии на открытие специального избирательного счета, в котором указываются наименование филиала Сбербанка России согласно Приложению <номер> к настоящему Порядку; паспорт гражданина Российской Федерации или заменяющего его документа; нотариально удостоверенной доверенности на имя уполномоченного представителя по финансовым вопросам (в случае его назначения) и копии решения соответствующей избирательной комиссии о его регистрации. Как следует из содержания административного искового заявления, в целях открытия специального избирательного счета, в дополнительный офис <номер> ПАО «Сбербанк России» с соответствующим заявлением обратился адвокат Беспалов П.А.. Однако он получил отказ в связи с тем, что кандидат не присутствует лично, нотариально удостоверенной доверенности на открытие и ведение счета уполномоченным представителем по финансовым вопросам не представлено. Следовательно, кандидатом не были представлены следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации или заменяющего его документа; нотариально удостоверенной доверенности на имя уполномоченного представителя по финансовым вопросам (в случае его назначения) и копии решения соответствующей избирательной комиссии о его регистрации. Таким образом, ПАО «Сбербанк России» правомерно отказал в открытии специального избирательного счета. Дополнительно пояснил, что 07.07.2018 года уполномоченному представителю Шестуна А.В., адвокату Беспалову П.А. выдано разрешение на открытие специального избирательного счета кандидата Шестуна А.В.. 28.07.2018года уполномоченным представителем Шестуна А.В., адвокатом Беспаловым П.А. в ТИК Серпуховского района представлены документы для регистрации кандидата Шестуна А.В., за исключением уведомления с подтверждением об открытии специального избирательного счета. На имя кандидата на должность Главы Серпуховского муниципального района Шестуна А.В. территориальной избирательной комиссией Серпуховского района было выдано разрешение на открытие специального избирательного счета от 07.07.2018г. <номер>. Также представитель заинтересованного лица пояснил, что Решением ТИК Серпуховского района от 06.08.2018года Шестуну А.В. отказано в регистрации кандидатом на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области в связи с несоблюдением требований, предусмотренных ч.2 ст. 29 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», подписные листы, в соответствии с п.9 ч.14 ст. 30 названного Закона, признаны недействительными, как изготовленные без оплаты за счет средств избирательного фонда, учитывая, что кандидатом Шестуном А.В. избирательный фонд не был создан.

В порядке ч.1 ст. 243 КАС РФ, Избирательная комиссия Московской области уведомлена надлежащим образом о нахождении в производстве Серпуховского городского суда настоящего административного дела.

На основании ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте судебного заседания, а также в отсутствие адвоката Беспалова П.А., извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего о причинах своей неявки, и не представившего доказательства уважительности этих причин.

Выслушав представителей административного ответчика ППАО «Сбербанк России», представителей заинтересованного лица ТИК Серпуховского района по доверенностям Николаеву Е.В., Мурашова С.Е., проверив и исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 19.06.2018года № 1/55 назначены выборы Главы Серпуховского муниципального района Московской области на 09 сентября 2018 года, которые решено провести по единому избирательному округу (л.д.213).

Решением Избирательной комиссии Московской области от 17.12.2015г. № 248/3384-5 сформирована Территориальная избирательная комиссия Серпуховского района. Председателем указанной территориальной комиссии назначен Р. (л.д.211-212).

Из материалов административного дела следует, что 7 июля 2018 года ТИК Серпуховского района было получено заявление Шестуна А. В. о том, что он согласен баллотироваться на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области (л.д.193).

Одновременно с заявлением Шестуна А.В. о согласии баллотироваться на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области, также поступили следующие документы: сопроводительное письмо ФКУ Следственный изолятор <номер> на имя адвоката Беспалова П.А. (л.д.194); копия удостоверения адвоката Беспалова П.А., копия ордера на адвоката Беспалова П.А. (л.д.195,196); копия паспорта кандидата (л.д.197-199); копия документа об образовании (л.д.200), сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах (л.д.201-202); справка с основного места работы (л.д.203); заявления кандидата о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам (л.д.204, 207); письменное согласие уполномоченного представителя по финансовым вопросам А. (л.д.205); Решение ТИК от 09.09.2013 № 46/4 (л.д.206); Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, что подтверждается соответствующей распиской от 07.07.2018 (л.д.135); справка о принадлежащем кандидату, супругу и несовершеннолетним детям кандидата недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации в отношении себя, супруги и несовершеннолетнего ребенка (л.д. 163-189, 208-210).

07 июля 2018 года ТИК Серпуховского района подтвердила получение документов для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения по единому избирательному округу на выборах Главы Серпуховского муниципального района (л.д.191-192).

07 июля 2018 года представителю Шестуна А.В. адвокату Беспалову П.А. было выдано письменное сообщение о необходимости до 28.07.2018года представления заверенной копии паспорта и нотариально удостоверенной доверенности на уполномоченного по финансовым вопросам А. (л.д.162).

Также из материалов дела следует, что кандидат Шестун А.В., заявлением на имя руководителя структурного подразделения ПАО «Сбербанк России» «Дополнительный офис <номер>» от 06.07.2018г. просил открыть специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда кандидата, делегируя право предоставления данного заявления адвокату Беспалову П.А., приложив: разрешение на открытие специального избирательного счета, выданное территориальной избирательной комиссией Серпуховского района; копию своего паспорта; копию заявления в избирательную комиссию; копию сопроводительного письма из ФКУ Следственный изолятор <номер> (л.д.107,108,109).

В письмен № 180709 0622 006400 от 19.07.2018года административный ответчик пояснил Шестуну А.В., что Банк не вправе открыть специальный избирательный счет кандидата, если у представителя отсутствует документ, подтверждающий его регистрацию в избирательной комиссии в данном статусе (л.д.110).

Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика, Банком действительно отказано в открытии специального избирательного счета на имя Шестуна А.В., поскольку кандидат не присутствовал лично, а нотариально удостоверенной доверенности представителя по финансовым вопросам представлена не была. Был подготовлен письменный ответ от 19.07.2018г., который можно получить в отделении Сбербанка, куда было подано заявление. Также представителем ПАО «Сбербанк России» отмечено, что при таких обстоятельствах, требования административного истца о возложении обязанности открыть кандидату специальный избирательный счет, противоречат нормам действующего законодательства, а действия Банка, связанные с направлением (не направлением) указанного сообщения от 19.07.2018года, не являются предметом настоящего спора.

28 июля 2018 года ТИК Серпуховского района от представителя кандидата Шестуна А.В. - Беспалова П.А., получены следующие документы: подписные листы – 67, количество подписей – 176; протокол сбора подписей на двух листах; первый финансовый отчет кандидата на трех листах; договор № 56 от 07.07.2018г. на двух листах; кассовый чек от 27.07.2018г. на сумму 180 руб.; квитанция к приходному кассовому ордеру № 9 от 27.07.2018г. на сумму 180 руб.; счет на оплату от 07.07.2018г. № 592; акт от 27.07.2018г. № 1283; копия паспорта на восьми листах (л.д.136-159,160).

Согласно сведениям Администрации Серпуховского муниципального района, представляемых для системы ГАС «Выборы» по состоянию на 01.07.2018года численность избирателей на выборах главы Серпуховского муниципального района составляет 32783 человека (л.д.133).

При проведении выборов на должность Главы Серпуховского муниципального района, создание избирательного фонда для кандидата на эту должность является обязательным.

Решением Избирательной комиссии Московской области от 02.06.2016г. № 264/3591-5 утвержден Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении муниципальных выборов на территории Московской области. В соответствии с п. 1.8 названного выше Порядка, открытие специального избирательного счета кандидата осуществляется на основании договора банковского счета незамедлительно после предоставления кандидатом (его уполномоченным представителем по финансовым вопросам) в филиал Сбербанка России (иную кредитную организацию) следующих документов: разрешение соответствующей комиссии на открытие специального избирательного счета, в котором указываются наименование филиала Сбербанка России согласно Приложению № 1 к настоящему Порядку; паспорт гражданина Российской Федерации или заменяющего его документа; нотариально удостоверенной доверенности на имя уполномоченного представителя по финансовым вопросам (в случае его назначения) и копии решения соответствующей избирательной комиссии о его регистрации (л.д.85-100).

Также в материалы дела представлены: Положение о дополнительном офисе универсальном № 9040/02200 (Бизнес-офис) Южного Головного отделения ПАО Сбербанк (л.д.111-113); выписка из ЕГРЮЛ ПАО «Сбербанк России» (л.д.114-125).

Сторонами не оспаривалось, что в отношении Шестуна А.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в ходе следствия по уголовному делу.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 г. N 34-П установлено, что документы о выдвижении находящегося под арестом, под домашним арестом гражданина кандидатом на выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в п. 2, 2.2, 3, 3.1 ст. 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", могут быть представлены в соответствующую избирательную комиссию не им лично, а иными лицами - на основании нотариально удостоверенной доверенности. При этом, поскольку домашний арест в качестве меры пресечения может применяться только в отношении лица, имеющего статус подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, такое лицо не лишено возможности представлять в соответствующую избирательную комиссию необходимые для его выдвижения документы через адвоката, являющегося его защитником по уголовному делу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ), пунктом 2 статьи 22 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» (далее – Закон МО № 46/2013-ОЗ) непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Согласно пунктам 2, 2.2, 3, 3.1 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 49 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области", кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

Согласно пункту 9 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ и части 1 статьи 55 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" кандидат одновременно с представлением документов для регистрации представляет первый финансовый отчет.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.

Статус доверенных лиц определен в ст. 43 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно п. 1 которой кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц.

Пунктом 3 ст. 58 Закона N 67-ФЗ предусмотрено, что кандидаты вправе, а в случаях, установленных законом, обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Доверенные лица и уполномоченные представители подлежат регистрации избирательными комиссиями.

Законом установлен порядок регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам при проведении референдума (ст. 49 ФЗ N 5-ФКЗ от 28.06.2004 г.)

В соответствии с положениями ст. 50 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ, кандидаты вправе, а избирательные объединения в случае выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам наделяется правом первой подписи на расчетных документах и осуществляет свои действия на основании нотариально удостоверенной доверенности, которая выдана кандидатом, избирательным объединением. В доверенности указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Уполномоченными представителями по финансовым вопросам не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные должности или выборные муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие.

Уполномоченные представители по финансовым вопросам наделяются следующими полномочиями:1) открытие специального избирательного счета; 2) распоряжение денежными средствами избирательного фонда; 3) учет денежных средств избирательного фонда; 4) контроль за поступлением и расходованием денежных средств избирательного фонда; 5) право подписи на платежных и расчетных документах.

Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется избирательной комиссией, организующей выборы. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам регистрируется на основании заявления кандидата, избирательного объединения и доверенности, указанной в части 1 настоящей статьи, при предъявлении уполномоченным представителем по финансовым вопросам паспорта или документа, заменяющего его. Срок полномочий уполномоченных представителей по финансовым вопросам начинается со дня регистрации указанных уполномоченных представителей и истекает через 60 дней со дня голосования, а в случае, если в соответствии с настоящим Законом ведется судебное разбирательство с участием соответствующего кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения - со дня вступления в силу судебного решения.

В соответствии со ст. 185.1 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. К таким доверенностям относятся доверенности, уполномочивающие представителя, в том числе, на осуществление полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам, а также на получение открепительного удостоверения (Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", Федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации") и т.д.

В соответствии с п. 15 Федерального закона N 67-ФЗ, о предъявлении документов, предусмотренных законом и оформленных в соответствии с установленным им порядком, филиалы публичного акционерного общества "Сбербанк России", а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - другой кредитной организации обязаны незамедлительно открыть специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума. Плата за услуги по открытию счета и проведению операций по счету не взимается. За пользование средствами, находящимися на счете, проценты не начисляются и не выплачиваются. Все средства зачисляются на счет в валюте Российской Федерации (п. 15 введен Федеральным законом от 09.03.2016 N 66-ФЗ).

Согласно пункту 11 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России".

В соответствии с пунктом 4 статьи 59 указанного федерального закона договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения.

Пунктом 12 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации порядок открытия, ведения и закрытия указанных в пункте 11 названной статьи счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 7 июля 2018 года ТИК Серпуховского района было получено заявление Шестуна А. В. о том, что он согласен баллотироваться на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области. Одновременно было выдано письменное сообщение о необходимости представления заверенной копии паспорта и нотариальной доверенности на уполномоченного по финансовым вопросам.

Административным истцом не оспаривается, следует из содержания административного иска и письменных документов, что при обращении адвоката Беспалова П.А. в структурное подразделение ПАО «Сбербанк России» с заявлением от имени кандидата Шестуна А.В. об открытии специального избирательного счета для формирования избирательного фонда кандидата, нотариально удостоверенной доверенности на имя уполномоченного представителя по финансовым вопросам представлено не было.

Отсутствие нотариально удостоверенной доверенности на имя уполномоченного представителя по финансовым вопросам, необходимой в соответствии с нормами действующего законодательства, послужило основанием для отказа в открытии специального избирательного счета.

Требование о возложении на ПАО «Сбербанк России в лице структурного подразделения – дополнительный офис <номер>» обязанности открыть кандидату Шестуну А.В. специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда кандидата на должность Главы Серпуховского муниципального района» в отсутствие у административного истца соответствующих оснований и наступления события, которым могли бы быть затронуты его охраняемые законом права и интересы, в том числе право избираться и быть избранным.

В нарушение подпункта 5 пункта 2 статьи 125 КАС РФ в административном исковом заявлении не указаны основания и доводы, посредством которых административный истец обосновывает свои требования к ПАО «Сбербанк России». Не указаны нормы материального права, согласно которым, административный ответчик должен совершить действия в обход установленных, действующим законодательством Российской Федерации и Московской области, для этого процедур.

Кроме того, отсутствие документов, необходимых в соответствии с действующим законодательством для уведомления о выдвижения и регистрации кандидата, в том числе, нотариально удостоверенной доверенности на уполномоченного представителя по финансовым вопросам, послужили основанием для извещения территориальной избирательной комиссии Серпуховского района кандидата о выявленных недостатках представленных документов с предложением до 28 июля 2018 года представить документы, необходимые для регистрации кандидата, о чем под расписку было сообщено представителю Шестуна А.В. адвокату Беспалову П.А..

При этом, административный ответчик обоснованно указал на недостатки в представленных документах, чем не лишил права на их устранение.

Таким образом, ПАО «Сбербанк России» были соблюдены вышеперечисленные нормы права в части обязанности предоставить кандидату возможность осуществления действий, направленных на устранение допущенных им нарушений закона при представлении документов для открытия специального избирательного счета.

При таких данных, у суда не имеется оснований полагать о том, что по вине ПАО «Сбербанк России» были нарушены права Шестуна А.В., учитывая, что ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет кандидат, который обязан строго соблюдать правовые предписания, регламентирующие процедуру открытия специального избирательного счета для формирования избирательного фонда кандидата, и четко исполнять возложенные на него обязанности по представлению документов, необходимых для его открытия.

Доказательств того, что Шестуном А.В. были предприняты какие-либо попытки к тому, чтобы представленные им документы в полном объеме отвечали требованиям закона, не представлено.

Поскольку судом установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии незаконных действий административного ответчика, либо принятия им решений, не соответствующих нормам избирательного законодательства, постольку у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований.

Доводы иска на нарушение формальных прав административного истца в отрыве от конкретного правового интереса не могут быть положены в основу удовлетворения требований, поскольку не приводят к правовым последствиям.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Шестуна А. В. к ПАО «Сбербанк» об обязании открыть кандидату Шестуну А.В. специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда кандидата на должность Главы Серпуховского муниципального района, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение 5 дней с момента изготовления решения в окончательной форме, которое будет изготовлено в возможно короткие сроки с учетом сроков рассмотрения данной категории административного дела.

Председательствующий судья: С.И.Цыцаркина

Мотивированное решение изготовлено 10.08.2018 года

2а-2301/2018 ~ М-2174/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шестун А.В.
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Серпуховского района
ПАО "Сбербанк России"
Другие
Избирательная комиссия Московской области
Беспалов П.А.
Суд
Серпуховский городской суд
Судья
Цыцаркина Светлана Ивановна
03.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
03.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
06.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2018[Адм.] Судебное заседание
09.08.2018[Адм.] Судебное заседание
10.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2018[Адм.] Дело оформлено
02.08.2019[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее