<данные изъяты>
№ 2-607/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 05 сентября 2018 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области
в составе: председательствующего судьи – Корякина И.А.,
при секретаре – Смольниковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-607/2018 по иску Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах неопределённого круга лиц, к Агиенко Владимиру Павловичу о возложении обязанности устранить нарушения Правил противопожарного режима Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Ялуторовский межрайонный прокурор Тюменской области, выступая в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Агиенко В.П. о возложении обязанности устранить нарушения Правил противопожарного режима Российской Федерации.
Заявленные требования мотивированы тем, что Агиенко В.П. является собственником нежилого <данные изъяты>-этажного строения (<данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Ялуторовской межрайонной прокуратурой совместно с Межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы №8 ГУ МЧС России по Тюменской области проведена проверка соблюдения пожарной безопасности в Торговом центре «Викон», расположенном по вышеуказанному адресу. В ходе проверки выявлено 9 нарушений Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390.
По результатам проверки 07.05.2018г. в отношении Агиенко В.П. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.4 ч.1 КоАП РФ. Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Ялуторовска, Ялуторовского, Исетского муниципальных районов по пожарному надзору ФИО1 от 17.05.2018 Агиенко В.П. привлечен к административной ответственности по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, обследованием, проведенным 11.07.2018г. установлено, что из ранее выявленных не устранены следующие нарушения Правил противопожарного режима Российской Федерации: 1) помещения торгового центра не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации, что является нарушением ст.ст. 54, 83 Федерального закона 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», раздела А, таблица А1 СП5.13130-2009 - на момент обследования автоматика отсутствует, работы по установке не ведутся; 2) не проведено своевременное обслуживание и перезарядка имеющихся огнетушителей, не заведен журнал учета огнетушителей, что является нарушением п.п. 70, 478 Правил противопожарного режима Российской Федерации, на момент обследования огнетушители полностью отсутствуют; 3) допускается складирование и хранение горючих материалов на территории организации и путях эвакуации в нарушение п.п. 19, 36, 77 Правил противопожарного режима Российской Федерации; 4) двери эвакуационных выходов с первого и цокольного этажа здания закрыты на ключ, что является нарушением п.35 Правил противопожарного режима Российской Федерации; 5) на объекте защиты не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, что является нарушением п. 4 Правил противопожарного режима Российской Федерации; 6) не проведена проверка огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли здания, что является нарушением п.21 Правил противопожарного режима Российской Федерации; 7) не проведено обследование эксплуатационного состояния наружной пожарной лестницы, что является нарушением п.24 Правил противопожарного режима Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Своим бездействием ответчик нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – посетителей и работников торгового центра.
В связи с чем, Ялуторовский межрайонный прокурор просит обязать Агиенко В.П. устранить нарушения Правил противопожарного режима Российской Федерации в Торговом центре «Викон», расположенном по адресу: <адрес>
- оборудовать помещения торгового центра автоматической системой пожарной сигнализации;
- оборудовать помещения торгового центра огнетушителями;
- устранить горючие материалы с территории торгового центра и путей эвакуации;
- оборудовать двери эвакуационных выходов с первого и цокольного этажа здания запорными устройствами, обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
- назначить на объекте защиты лицо, ответственное за пожарную безопасность;
- провести проверку конструкций кровли здания;
- провести проверку эксплуатационного состояния наружной пожарной лестницы.
Помощник Ялуторовского межрайонного прокурора Шайкина А.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивая на их удовлетворении. От требований в части возложения на ответчика обязанности назначить на объекте защиты лицо, ответственное за пожарную безопасность отказалась, производство по делу в этой части судом прекращено.
Ответчик Агиенко В.П. в судебном заседании заявленные исковые требования признал в полном объёме, указывая, что положения ч.2 ст.68, ч.3 ст.173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны. Указал, что часть нарушений уже устранено, а именно, помещение торгового центра оборудовано огнетушителями с территории торгового центра и путей эвакуации убраны горючие материалы, на объекте назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность. По остальным нарушениям ведутся работы по их устранению.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Ялуторовского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:
Ответчик Агиенко В.П. признал доводы прокурора, заявленные в обоснование предъявленного иска, указывая также о признании иска. В этой связи, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Нормами ст.1 и ст.3 указанного Федерального закона определено, что системой обеспечения пожарной безопасности является совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Судом установлено, что ответчику Агиенко В.П. на праве собственности принадлежит нежилое <данные изъяты>-этажное, в том числе подземных <данные изъяты>, строение (<данные изъяты>), общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается: свидетельством о государственной регистрации права от 28.12.2011г.; Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14.08.2018г. (л.д. 16, 66-68).
В результате проведенной Ялуторовской межрайонной прокуратурой и МОНД и ПР №8 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области проверки соблюдения законодательства о противопожарной безопасности, правил противопожарного режима в торговом центре «Викон», расположенном по <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, о чем составлен акт проверки от 03.04.2018г., из которого следует, что в помещении торгового центра: отсутствует автоматическая система пожарной сигнализации, планы эвакуации;, истек срок эксплуатации огнетушителей (не проведена перезарядка); не заведен журнал учета огнетушителей; допускается курение н объекте торговли; допускается складирование горючих материалов и мусора на территории и путях эвакуации; эвакуационные выходы первого и цокольного этажей закрываются на ключ; отсутствует приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность; отсутствует обученное лицо по программе ПТМ; отсутствует приказ о запрете курения; отсутствует протокол испытания огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения; отсутствует протокол испытания наружной эвакуационной лестницы (л.д. 9-10).
По данному факту 07.05.2018г. и.о. Ялуторовского межрайонного прокурора в отношении Агиенко В.П. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, 17.05.2018г. Отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Исетскому муниципальному району межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы №8 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области вынесено постановление №33 по делу об административном правонарушении, которым Агиенко В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей (л.д. 11-13, 20-22).
По итогам проведенного Межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы №8 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области 11.07.2018г. обследования торгового центра установлено, что из ранее выявленных остались не выполненными следующие нарушения: помещения торгового центра не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации; не проведено своевременное обслуживание и перезарядка имеющихся огнетушителей, не заведен журнал учета огнетушителей; допускается складирование и хранение горючих материалов на территории организации и путях эвакуации; двери эвакуационных выходов с первого и цокольного этажа здания закрыты на ключ; на объекте защиты не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность; не проведена проверка огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли здания; не проведено эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы (л.д. 23-26).
Из материалов дела следует, и подтверждается ответчиком, что он как собственник нежилого строения, заключил договоры аренды нежилых помещений, находящихся в принадлежащем ему нежилом строении (л.д. 27-51).
В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положениями ч.1 и ч.2 ст.54 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ч.1 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Пунктами 4, 5 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03)» и пунктом 3 Приказа МЧС РФ от 25.03.2009 № 173 «Об утверждении свода правил 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», регламентированы требования по оснащению и оборудованию помещений системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией.
В частности, регламентировано, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток. Здания, сооружения и помещения, подлежащие оборудованию установками охранной и пожарной сигнализации, рекомендуется защищать охранно-пожарной сигнализацией.
Кроме того, регламентировано, что система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должна проектироваться в целях обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий планах эвакуации людей.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» утверждены «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 70, 478 Правил определено, что руководитель организации обеспечивает объект защиты огнетушителями по нормам согласно пунктам 468 и 474 настоящих Правил и приложениям № 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя. Руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.
Согласно подпунктов «б, в» пункта 36 Правил, при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов; устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы.
В п.35 Правил указано, что запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.
Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты (пункт 4 Правил).
Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год. В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений (пункт 21 Правил).
Руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие (пункт 24 Правил).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком устранено одно нарушение правил противопожарного режима, а именно, на объекте защиты назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, что подтверждается приказом №1 от 18.05.2018г. (л.д. 78), производству по делу в части требований прокурора о возложении на ответчика обязанности назначить на объекте защиты назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность прекращено в связи с отказом прокурора от иска в данной части.
По части имеющихся нарушений противопожарного режима ответчиком ведутся работы по их устранению, что подтверждается: договором подряда №55 от 30.07.2018г. на изготовление плана эвакуации; договором подряда №56 от 30.07.2018г. по испытанию пожарной лестницы на объекте; договором подряда №54 от 30.07.2018г. по монтажу пожарной сигнализации с СОУЭ на объекте; платежными поручениями об оплате стоимости работы по указанным договорам; журналом учета первичных средств пожаротушения (л.д. 69-77, 80-86).
Ответчиком также заявлено о том, что он оборудовал помещения торгового центра огнетушителями, убрал горючие материалы с территории торгового центра и путей эвакуации, оборудовал двери эвакуационных выходов с первого и цокольного этажа здания запорными устройствами, обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Однако доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, ответчиком суду не представлено.
В соответствии со ст.34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Неисполнение определенных законом противопожарных мероприятий создает опасность для жизни и здоровья людей и влечет нарушение их прав. Несоблюдение правил пожарной безопасности может повлечь гибель людей. Несоблюдение требований пожарной безопасности, могущее повлечь возникновение пожара, является угрозой для жизни и здоровья граждан.
С учетом изложенных обстоятельств, требований ФЗ РФ «О пожарной безопасности», Постановления Правительства РФ «О противопожарном режиме», положений Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ «О противопожарном режиме», а также, учитывая, что нарушения требований действующего законодательства о пожарной безопасности, допущенные и не устраненные ответчиком, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, увеличения негативных последствий в случае возникновения пожара и связаны с необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что ответчиком допущены нарушения требований противопожарного законодательства, в связи с чем, требования Ялуторовского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
Ответчиком заявлено о признании иска Ялуторовского межрайонного прокурора в полном объёме, что подтверждается его заявлением (л.д. 87).
Положениями ч.1 ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что ответчик вправе признать иск.
Нормами ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при признании ответчиком иска, и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
С учетом выше изложенных обстоятельств, суд полагает, что признание ответчиком Агиенко В.П. исковых требований подлежит принятию судом, так как это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на основании п.п. 9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, взысканию с ответчика, с учетом положений п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ <данные изъяты> подлежит государственная пошлина в доход местного бюджета в размере, установленном п.п. 3 п.1 ст.333.19 НК РФ – 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах неопределённого круга лиц, к Агиенко Владимиру Павловичу о возложении обязанности устранить нарушения Правил противопожарного режима Российской Федерации – удовлетворить в полном объёме.
Обязать Агиенко Владимира Павловича устранить нарушения Правил противопожарного режима Российской Федерации в торговом центре «Викон», расположенном по адресу: <адрес>:
- оборудовать помещения торгового центра автоматической системой пожарной сигнализации;
- оборудовать помещения торгового центра огнетушителями;
- устранить горючие материалы с территории торгового центра и путей эвакуации;
- оборудовать двери эвакуационных выходов с первого и цокольного этажа здания запорными устройствами, обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
- провести проверку огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли здания;
- провести проверку эксплуатационного состояния наружной пожарной лестницы.
Взыскать с Агиенко Владимира Павловича госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 10 сентября 2018 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> Судья - И.А. Корякин.