Дело № 2-1818/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 октября 2015 года г. Новосибирск
Первомайский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Бариновой Т.В.
при секретаре Захаровой М.В.,
представителя ответчика Воробцова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серовского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ТМХ-Сервис» о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия по специальной оценке условий труда,
УСТАНОВИЛ:
Серовский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику, в котором просит признать незаконным бездействие ООО «ТМХ-Сервис», выразившееся в невыполнении специальной оценки условий труда бухгалтерии и планово-экономического отдела Сервисного локомотивного депо «Серов» (<адрес>) следующих рабочих мест: ведущий бухгалтер, бухгалтер, ведущий экономист, экономист 1 категории. Обязать ООО «ТМХ-Сервис» в течение пяти месяцев после вступления настоящего решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда бухгалтерии и планово-экономического отдела Сервисного локомотивного депо «Серов» (<адрес>) следующих рабочих мест: ведущий бухгалтер, бухгалтер, ведущий экономист, экономист 1 категории.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения Серовской транспортной прокуратурой проверки Сервисного локомотивного депо «Серов» филиала «Западно-Сибирский» ООО «ТМХ-Сервис»», расположенного по адресу: <адрес>, было установлено отсутствие специальной оценки условий труда рабочих мест. Выявленные нарушения ущемляют права лиц, работающих в ООО «ТМХ-Сервис», либо собирающихся работать в будущем на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, на льготы и компенсации, предусмотренные за работу в указанных условиях. Специальная оценка условий труда призвана способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников. До настоящего времени такая оценка условий труда ответчиком не проведена, не приняты все меры, направленные на соблюдение нормативно-правовых актов в сфере охраны труда.
В судебное заседание истец не явился, был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, поддержал заявленные исковые требования.
Представители ответчика ООО «ТМХ-Сервис» по доверенности (л.д. 112) Воробцов Е.А., исковые требования не признал, но не оспаривал факт непроведения ООО «ТМХ-Сервис» специальной оценки условий труда рабочих мест на момент прокурорской проверки и на момент рассмотрения настоящего дела. Однако указал, что в настоящее время начальником Сервисного локомотивного депо «Серов» издан приказ о проведении специальной оценки условий труда всех рабочих мест, заключен контракт с соответствующей организацией и такая оценка уже проводится. Также указал, что все работники по указанному в иске перечню должностей были приняты в порядке перевода из ОАО «РЖД», у которого имелась аттестация рабочих мест по условиям труда этих должностей от ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с положениями части 4 статьи 27 ФЗ «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ если до дня вступления этого закона в силу аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена, то специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Таким образом, обязанность по специальной оценке условий труда возникнет у ООО «ТМХ-Сервис» после ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме этого, представитель ответчика указал на наличие процессуальных нарушений при предъявлении иска, поскольку прокурором не указано на предусмотренный ст. 12 Гражданского кодекса РФ способ защиты нарушенного права, заявлены требования об обязании коммерческой организации провести специальную оценку условий труда, что законом не предусмотрено.
Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела и собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
Судебным разбирательством установлено, что Серовской транспортной прокуратурой была проведена проверка Сервисного локомотивного депо «Серов» (<адрес>) на предмет соблюдения требований трудового законодательства РФ. В ходе проверки было установлено, что специальная оценка условий труда рабочих мест до настоящего времени не проведена, издан только приказ о проведении такой оценки с перечнем должностей. Отсутствие специальной оценки условий труда непосредственно отражается на правах и законных интересах работников, занятых на вредных и опасных производствах, поскольку у них отсутствуют соответствующие льготы и компенсации (л.д. 6).
Указанное обстоятельство подтверждается пояснениями представителя ответчика в ходе судебного разбирательства и письменными объяснениями ведущего инженера по охране труда Сервисного локомотивного дело «Серов» ООО «ТМХ-Сервис», данными в ходе проведения проверки (л.д. 7).
В соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда. При этом обязанность по обеспечению исполнения вышеуказанных прав возлагается на работодателя (ст. 21, 22 Трудового кодекса РФ).
В силу положений ст. 209, ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить работнику безопасные условия труда, выполнять комплекс мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (охрана труда), а также проводить специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован ФЗ «О специальной оценке условий труда» от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ, согласно ст. 3 которого специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, которая до начала выполнения работ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труд, с указанием аналогичных мест (ст. 8, ст. 9 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
В материалах дела имеется приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении специальной оценки условий труда в Сервисном локомотивной депо «Серов», который отменен в связи с изданием приказа приказом № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении специальной оценки условий труда, с перечнем должностей подлежащих такой оценке. Также суду представлены договор на выполнение работ по специальной оценке условий труда от ДД.ММ.ГГГГ и график проведения работ по специальной оценке условий труда, в котором начало работ определено ДД.ММ.ГГГГ года, а окончание работ и оформление результатов – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 113-141).
Данные документы подтверждают доводы истца о том, что специальная оценка условий труда в Сервисном локомотивной депо «Серов» филиал «Западно-Сибирский» ООО «ТМХ-Сервис» не была проведена ни на момент осуществления Серовской транспортной прокуратурой проверки, ни на момент рассмотрения дела.
Доводы представителя ответчика о том, что в силу положений части 4 ст. 27 ФЗ «О специальной оценке условий труда» до ДД.ММ.ГГГГ обязанность по проведению специальной оценки условий труда у ООО «ТМХ-Сервис» не возникла, поскольку все его работники были приняты в порядке перевода из ОАО «РЖД» при наличии аттестации рабочих мест по условиям труда от ДД.ММ.ГГГГ года, суд находит несостоятельными.
Переходные положения, содержащиеся в статье 27 ФЗ «О специальной оценке условий труда», относятся к правоотношениям по оценке условий труда, имеющим длящийся характер и приходящихся на время действия законодательства об аттестации рабочих мест, так и на время вступления в силу ФЗ «О специальной оценке условий труда», с тем, чтобы исключить обязанность организаций повторно проводить оценку условий труда рабочих мест в связи с введением в действие ФЗ «О специальной оценке условий труда» и до истечения 5 лет после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
В отношении ООО «ТМХ-Сервис» аттестация рабочих мест по условиям труда до вступления в силу ФЗ «О специальной оценке условий труда» не проводилась. Наличие такой аттестации у другого юридического лица, от которого были приняты работники в порядке перевода, не является основанием для освобождения ответчика от обязанности проводить специальную оценку условий труда по своим рабочим местам.
Также необоснованны доводы представителя ответчика о том, что истец не указал способ защиты нарушенного права и заявил требования об обязании коммерческой организации выполнить действия по специальной оценке условий труда, хотя законом это не предусмотрено.
Перечень способов защиты нарушенных прав, указанный в статье 12 Гражданского кодекса РФ, не является исчерпывающим. Лицо вправе требовать защиты нарушенного права и иным способом предусмотренным законом.
В соответствии с положениями части 2 статьи 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих организаций. При установлении нарушения прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе обратиться в суд с иском о защите нарушенного права (ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Таким образом, Серовский транспортный прокурор, установив в ходе проведения проверки нарушение руководителем Сервисного локомотивного депо «Серов» требований трудового законодательства РФ, которое существенно ущемляет права работников данного юридического лица, вправе обратиться в суд за защитой этих прав, в том числе, требовать устранения нарушения прав указанных работников путем обязания выполнить требования закона.
Учитывая изложенное, заявленные Серовским транспортным прокурором исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░-░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░-░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░» (<░░░░░>) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░-░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░» (<░░░░░>) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ - /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░